ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Индивидуальный образовательный маршрут
к программе по ИЗО «Радуга красок»
Педагог дополнительного образования
Карасова Фарида Михайловна
Новый Уренгой
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ –
ФОРМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Пояснительная записка
Актуальность.
Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.
Модель работы с одарёнными детьми.
Выявление одарённых детей.
Разработка индивидуальной программы.
Диагностика личностного и творческого развития, обучающегося (индивидуальный план)
Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
Демонстрация творческих достижений обучающейся.
Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога– это залог успешной работы.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
Координации и тонкой моторики;
Умения изображать рисунок в цвете;
Творческого мышления ребенка;
Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
В конце первого года обучения обучающийся будет знать:
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Обучающийся будет уметь:
передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
По завершении второго года обучения обучающийся будет знать:
Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Обучающийся будет уметь:
применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
в сюжетных работах передавать движение;
искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения индивидуального образовательного маршрута проводится в форме:
контрольных занятий по изученным темам;
конкурсы;
выставки творческих работ;
защита творческих проектов,
в конце года готовится итоговая выставка работ.
Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для обучающейся Березовской Виктории рассчитан на 2 года и состоит из 2-х этапов.
Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов обучающейся –Березовской Виктории.
Задачи:
1.Формирование у обучающейся комплекса практических навыков, позволяющих воспринимать, проектировать и выполнять произведения изобразительного искусства различных жанров и форм.
2.Создание атмосферы, стимулирующей у обучающейся потребность в саморазвитии.
3.Освоение живописной грамоты, развитие способностей: чувства пятна, композиции, чувства цвета и гармонии
4. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать).
5. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности, общение с единомышленниками, а также активная поддержка родных – это задачи, а также эффективный компонент, психолога - педагогической поддержки.
6. Материально–техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение рабочего кабинета.
7.Организация возможности презентации промежуточных результатов одарённого ребёнка (выставки, фестивали, конкурсы и т.д.).
Теоретическое обоснование:
Формируя у обучающейся _- Березовской Виктории, художественные навыки я за основу в работе с одарённой обучающейся взяла принцип постепенности и последовательности обучения.
Развивающаяся одарённость требует особой среды для своего развития. Виктория имеет активную познавательную потребность, лидерские способности, высокую творческую способность. Активно участвует в совместных творческих проектах и конкурсах. Во все мероприятия вовлечены родители.
Помимо промежуточной и итоговой аттестации для одарённого ребёнка необходимо предусмотреть возможность презентовать его творческие результаты – ему обязательно надо дать показать их перед публикой. И, конечно, подготовка и участие в фестивалях, конкурсах.
1 этап – становление и развитие – срок обучения 1 год.
2 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование - 1 год.
Индивидуальная образовательная траектория 1этап – становление и развитие |
Срок реализации: 1 год |
Год обучения | возраст | Направление деятельности | Задачи | Ожидаемый результат | Режим занятий (часов в неделю) |
1 | 10 | Формирование образовательной среды – для раскрытия способностей ребёнка | Первоначальные навыки живописи и рисунка, развитие воображения, чувства пятна, линии, композиции | Победы в институциальных и городских конкурсах детского творчества, умение построить правильно композицию из геометрических фигур, создать красивую колористическую композицию | 1 |
Итого: | 36 часов |
| | | | | |
Участие в институциальных и городских конкурсах были пробными, первой ступенью проб и ошибок к успеху. Уже с самого начала, стало понятно, что ребёнок обладает высоким уровнем стартовых способностей. И исходя из этих результатов был составлен индивидуальный образовательный маршрут на новый 2017-2018 учебный год.
2 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование: Вика работает в направлении – «Путь к мастерству». Обучающийся принял помощь преподавателя, сделал выбор на профессиональное продвижение к профессии. Продолжилась работа над развитием техники, совершенствованием различных изобразительных навыков. Увеличилось количество часов на учебные задания, приобретение профессиональных навыков рисования и живописи. Актуальность индивидуального маршрута этого этапа в том, что она, выполняя задачу «профессионального совершенствования» ориентирован на успешное освоение этой программы. Участие в конкурсах строго регламентировано, основное направление подготовка к поступлению в профильное учебное заведение.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 36 часов в год.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ МАРШРУТУ
2017-2018 учебные годы
Ф.И.О. педагога: Карасова Фарида Михайловна
Ф.И. учащегося: Березовской Виктории
№ п/п | Этап, раздел, тема | Кол час | Обучающий компонент | Образовательный продукт, практический выход | Формы занятия. |
2017 / 2018учебный год | |
1. | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка Изображение дерева с натуры. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива | 1 1 1 1 | 1.Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения. Воспитывающий компонент. 2.Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни. 3.Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. 4.Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса | Пользование рисовальными материалами; правильно и точно видеть, и передавать строение, пропорции предметов и их форму; передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; выполнять зарисовки и наброски. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Построение конструкций из нескольких геометрических тел. | Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы. Теоретические сведения с последующей практической работой. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов |
2. | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. Красоту нужно уметь замечать. Рисуем дерево тампованием | 2 2 1 | 1.Первичные цвета. Цветовая гамма. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть) | Правильное обращение с художественными материалами; -освоение различных приемов работы акварелью, гуашью; -получение различных цветов и их оттенков; Изображение коры дерева. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии Изображение дерева с использованием тампона. | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой Рассказ с элементами беседы. Рассказ с элементами беседы. |
3. | «Узоры на крыльях» | 2 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски. | Самостоятельная творческая деятельность. Сбор, систематизация материала по теме. Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки. | Рассказ с элементами беседы. |
4. | Выполнение линейных рисунков трав. | 2 | Закономерности в Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. | Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). | Теоретические сведения с последующей практической работой. |
5. | Правила линейной и воздушной перспективы | 2 | Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности | Сбор информации по теме Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | Теоретические сведения с последующей практической работой. |
6. | В гостях у осени. «Осенний пейзаж» | 3 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень» | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов. | Рассказ с элементами беседы. |
7 | Изображение улицы с домами в угловой и фронтальной перспективе. | 4 | Познакомить с линейной перспективой. Учить строить дом и улицу в угловой и фронтальной перспективе карандашом. | а) Построение фронтальной перспективы улицы с домами. б) Построение угловой перспективы улицы с домами. | Беседа, работа с репродукциями. Теоретические сведения с последующей практической работой. |
8. | Красота фигуры человека в движении, пропорции тела человека. | 4 | Рисование человека с живой модели — задача чрезвычайно сложная, требующая навыков, которые приобретаются путем систематических упражнений. | Выполнить схематичные рисунки фигуры человека в движении (спорт, танец, балет), используя принцип рисования по схеме «пляшущие человечки» с натуры, по фотографии, по памяти и по воображению. | Теоретические сведения с последующей практической работой. |
8 | "Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны" Тематический рисунок на тему «Народная война» | 10 | Развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине. Развитие чувства сострадания и сопереживания. Познакомить с историей культуры в годы Великой Отечественной войны. | Выполнение тематической картины, продумывание идеи и воплощении ее на формате. | Беседа. Иллюстративный ряд. Практическая работа. |
Итого: 36 часов |
Результаты участия обучающейся, в мероприятиях различных уровней.
Название конкурса | Уровень (международный, всероссийский, региональный, муниципальный, образовательной организации) | Достигнутые результаты | Реквизиты подтверждающего документа (грамоты, диплома, сертификата, выписки из протокола и т.д.) |
«Моя Югра» победитель в номинации: Детских исследовательских работ и проектов. | региональный | Диплом за 1 место | Диплом №1224 от 10.11.16 |
Международный образовательный портал «Престиж» Номинация: «Времена года» | международный | Диплом за 1 место | Диплом -001011 №1011 от 16.10.2017 |
Международный проект «Videouroki» Призер 2 степени «Олимпиада по ИЗО 5-7 классы» | международный | Диплом 2 место | Диплом D№81748471 от 23.10.17 |
Электронный педагогический журнал «Большая перемена» победитель творческом конкурсе «Моя лучшая работа». | международный | Диплом 1 место | Серия ЭЛ № ФС 77- 47496 от 06.12.17 |
«АПРЕЛЬ» Ассоциация педагогов России. Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творчество и интеллект» | всероссийский | Диплом 1 место | №APR 817-26522 От13.02.2017 |
«АПРЕЛЬ» Ассоциация педагогов России. Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творчество и интеллект» | всероссийский | Диплом 1 место | №APR 817-46846 От 11.02.2018 |
. ..
.
