Информационно-аналитическое обеспечение управления
Егорова М.Г. - специалист 1 категории УО администации Ачитского ГО,
Некрасова Т.С. - заведующая МИМЦ УО администрациии Ачитского ГО,
Кормина Е.В. - заместитель заведующей по ВМР г. Екатеринбург ДОУ №283,
Анульева И.Г. - директор СОШ №35 г. Каменск-Уральский,
Янбаева Е.В. - ведущий специалист одела образования городского округа Рефтинский
Целью оценки качества образования
является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень .
Основными задачами СОКО являются:
- Управление качеством образования и обеспечение качества образования.
- Создание основных элементов системы обеспечения качества образования — критериев (показателей), инструментов оценки показателей достижения государственных образовательных стандартов.
- Информационное, статистическое, методическое, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования.
- Определение форматов собираемой информации и разработка технологий ее использования в процессе принятия управленческих решений.
- Формирование ресурсной базы.
- Содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
- Определение рейтинга муниципальных образовательных организаций по результатам оценки качества образования.
- Развитие механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.
Нормативные документы:
1. Концепция Общероссийской системы оценки качества образования.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 гл.12. ст.89-98.
3. Распоряжение правительства РФ от 30.03.2013г. № 487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».
4. Приказ Минобрнауки России № 1324 от 10.12.2013. «Об Утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
5. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013г. № 3462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации».
6. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
7. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нем информации».
8. Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего порядка».
9. Приказ Минобрауки России от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего порядка».
Управление качеством образования
Мониторинговые исследования
Анализ итогов ОГЭ, ЕГЭ, подготовка обучающихся к ГИА диагностика
Статистические данные
Мониторинг образовательных результатов
Оценка достижений планируемых результатов ООП ОО
Внутренняя и внешняя оценка
Апробация КИМ, технология проведения ОГЭ и ЕГЭ
НСОКО, аккредитация и лицензирование ОО, сайты ОО, самообследование
отчетная информация за четверть, полугодие, год (движение обучающихся, результаты по итогам)
Статистическая отчётность (ОШ-1, 1-ДО, 1-ОД, 83-РИК)
стартовая диагностика;
промежуточный и итоговый контроль
ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, ДКР, РТ
Информационный стандарт, Google формы, электронный дневник, КАИС ИРО
Excel и Google формы
- программное обеспечение ПК “МОРФ”
Google формы, РИС
Проблемы:
- Низкая грамотность, негативность ряда педагогов и администрации к использованию ИКТ в управлении качеством образования;
- Большое количество программных продуктов различных по содержанию и способов представления для сбора, обработки информации и способов представления и нехватка временных ресурсов для их освоения.
- Низкая оперативность принятия управленческих решений
- Отсутствие финансовых средств;
- Отсутствие технических возможностей (отсутствие сети Интернет);
- Отсутствие единых подходов к компьютеризации школьного образовательного процесса и управления, единой стратегии в создании системы программного обеспечения на региональном государственном уровне.
Планируемый результат :
- Высокий уровень качества образования.
Предложения:
- Создать научную творческую группу по разработке единой региональной системы оценки качества образования;
- Продолжить ознакомления с технологиями управления (управления рисками, персоналом, отклонениями, ситуацией и т.д.);
Технология “Управление качеством”
- Качество — это объективная, существенная внутренняя определенность объектов и процессов, обусловливающая их пригодность и приспособленность для определенных назначений, целей, задач, условий, устанавливаемых человеком и обществом. При этом частными качественными показателями таких объектов и процессов могут быть их свойства, особые состояния, этапы и фазы развития.
- Технологии управления качеством продукции – это тщательно проработанные и проверенные мировой практикой процедуры.
- Направлена на достижение и стабильное поддержание необходимого уровня качества.
- Управление качеством является его оценка (контроль), обеспечивающая обратную связь в управлении.
Характеристика технологии управления качества
Краткий анализ условий
- Характерная область применения технологии управления качеством: промышленное производство, образовательный процесс и процесс административного управления (производственная сфера, образование, реклама и др.)
- Условия наиболее продуктивного использования:
- мотивация и подготовка кадров;
- применение АСУ;
- оперативное реагирование на любые отклонения от цели (от нормы, проблемы)
- Условия препятствующие использованию:
- Низкая грамотность, негативность ряда педагогов и администрации к использованию ИКТ в управлении качеством образования;
- Большое количество программных продуктов различных по содержанию и способов представления для сбора, обработки информации и способов представления и нехватка временных ресурсов для их освоения.
- Низкая оперативность принятия управленческих решений
- Отсутствие финансовых средств;
- Отсутствие технических возможностей (отсутствие сети Интернет);
- Отсутствие единых подходов к компьютеризации школьного образовательного процесса и управления, единой стратегии в создании системы программного обеспечения на региональном государственном уровне.
- Планируемый результат использования технологии:
- достижение максимального качества
Методики аналитической деятельности
- Экспертные оценки
- Системный анализ
Средства автоматизации
Серверы World Wide Web , Электронные конференции , Средство Telnet
Программные средства:
- Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) – дают возможность работы со всеми видами информации.
- Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений.
- Виртуальные конструкторы – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
- Тренажеры – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.
- Тестовые среды – позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания, которые полностью или частично оценивается компьютером.
- Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов. В наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
- Информационные системы управления – обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
Применение в сфере образования
Для администрации школы:
- оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
- ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;
- мониторинг движения учащихся;
- создание системы школьного документооборота;
- автоматизированное составление отчетности для управления образования;
Для завуча, учителей, учеников и родителей:
- получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
- доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;
Для учителей-предметников:
- ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
- ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;
Для всех участников учебно-воспитательного процесса:
- формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса