Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, не только в старшем звене, но и у пятиклассников.
Представленный мной банк тем учебных мини-проектов и исследований классифицирован по предметно-содержательной области, по доминирующей деятельности, по объекту проектирования, по количеству участников и по продолжительности выполнения.
.По количеству участников:
Предлагаемые темы проектов и исследований разрабатывались на основе учебника русского языка для 5 классов под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова. Авторы учебника уделяют большое внимание как монопредметным, так и межпредметным и надпредметным мини-исследованиям и проектам (мной указаны № № упражнений, в которых предложена не только тема, но и поставлены задачи для юных исследователей).
Так как на протяжении многих лет я работаю над темой «Ученье с увлечением», поэтому на своих уроках уделяю большое внимание творческим проектам. Ребята с удовольствием пишут грамматические сказки, создают интерактивные игры, заочные путешествия на планету Русский язык, готовят тренажёры для своих одноклассников и т.д.
Предложены и темы лингвистических экспериментов.
МОНОПРЕДМЕТНЫЕ | МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ и НАДПРЕДМЕТНЫЕ |
индивидуальные | парные | групповые | индивидуальные | парные | групповые |
Введение в лингвистику. Фонетика |
Мини-проект: Знакомьтесь: словарик школьника «Фонетический разбор слова». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Создание презентации, в которой ребятам в игровой форме будут предложены задания по теме (все задания направлены на умение видеть чужие ошибки и исправлять их). | Мини-исследование: «Какие звуки (гласные или согласные) чаще встречаются в русской речи». Упр. 13 | На уроке иностранного языка. «Что такое транскрипция и для чего её используют?» Объясните, для чего используется транскрипция при обучении иностранному языку. Приведите примеры слов иностранного языка. Попробуйте найти некоторые сходства и различия в транскрибировании русских и иностранных слов. Сделайте вывод. Упр. 11. | Язык и литература: «Приём звукописи в художественных произведениях». Обратитесь к учебнику литературы, выберите тексты, подготовьте по ним задания, связанные с анализом звукописи. Интерактивная игра: «Секреты госпожи Фонетики» | Язык и литература Творческий проект: «Занимательная фонетика» - Грамматические сказки; - Фонетические загадки - Фонетические игры |
Орфоэпия |
Мини-проект «Знакомьтесь: орфоэпические словари». Исследования: «Трудные случаи произношения гласных звуков». «Трудные случаи произношения согласных звуков». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Исследование по орфоэпии (работа со словарём). | | | | Язык и литература Творческий проект: Грамматические сказки, Создание интерактивных игр и тренажёров по теме «Орфоэпия». |
Графика |
Мини-проект: «Знакомьтесь: словарь Кариона Истомина» (1694 г.). Упр. 53. Мини-проект «Судьба букв славянского алфавита» | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | | Язык и история. Мини-проект (исследование) История праздника «День славянской письменности и культуры». | На уроке истории. Мини-проект: «Дорога к письменности». Упр. 48. | |
Морфемика |
Мини-проекты: «Знакомьтесь: словообразовательные словари». Мини-проект: «Знакомьтесь: этимологический словарь». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | Мини-исследования по заданным морфемным моделям. | Язык и история. Мини-проект: «Из истории русских слов (создание презентации)». | | Язык и литература Творческий проект: Грамматические сказки «Сказочные превращения» (корни с чередованием). Создание интерактивных игр по теме «Морфемика» |
Лексикология |
Мини-проект: «Знакомьтесь: толковые словари». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | | На уроке истории. Мини–исследование «Из жизни устаревших слов». Происхождение и объяснение лексического значения устаревших слов. Упр. 101. | Язык и литература Мини-исследование: «Средства выразительности в разных стилях речи» (работа с толковым словарём и текстами загадок и стихов) Упр. 102. | На уроке математики Исследование «Родовые и видовые понятия». (Найдите в учебнике математики примеры научных определений, которые построены по моделям: что есть что, что - это что, что называется чем, что является чем). Упр. 120. |
Орфография |
Мини-проекты: «Орфограммы в корне слова». «Орфограммы в приставках». «Орфограммы в суффиксах». «Орфограммы в окончаниях слов». Лингвистический эксперимент: «Роль пробелов между словами». Упр. 178. | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | Мини–исследование «Классификация орфографических ошибок моего класса» (анализ контрольных и домашних работ). Мини-проект «Ошибки вокруг нас» (орфографические ошибки в средствах массовой информации, объявлениях и рекламе). | Язык и литература. «В гостях у сказки»: Создание игр и перфокарт по теме «Орфография» (например, «Алиса в стране Ъ и Ь знаков», «Винни-Пух в гостях у личных окончаний глаголов» и др.) | | Язык и литература Творческий проект: Грамматические сказки, шарады, кроссворды по орфограммам. Интерактивные игры и тренажёры «В гостях у госпожи Орфографии». |
Морфология |
Мини-проект: «Путешествие в страну Морфология. Или давайте познакомимся с частями речи». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | | Язык и литература. Исследование «Роль наречий в художественном тексте». Лингвистический эксперимент: ГлОкая кУздра штЕко будланУла бОкра и кудрЯчит бокрёнка. (Упр. 198-199).С помощью рисунков покажите, о чём, по-вашему, рассказывает удивительная фраза Л. В. Щербы. | На уроке иностранного языка: «Части речи в русском, английском и немецком языках». Упр. 200. | Язык и литература Творческий проект: «Грамматические сказки о частях речи». |
Культура речи |
Мини-проект: «Знакомьтесь: словари и справочники по культуре речи». Мини–исследование «Речевые ситуации. Общение с взрослыми» (Упр. 225). | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки» (например, упр. 216). Исследование: Наблюдение за живой речью. «Слова-паразиты в речи моих одноклассников». «Молодёжный сленг в речи моих одноклассников». Лингвистический эксперимент: «Чего так недостаёт в нашей речи? Составление словаря этикетных слов». | Мини-проект (исследование): «Нормы современного русского языка: орфоэпические, орфографические, грамматические, лексические, нормы построения текста». Мини-проект «Ошибки вокруг нас» (Речевые ошибки в средствах массовой информации, объявлениях и рекламе). | Мини-проект: «Словарь компьютерного игрового сленга учеников моего класса». | На уроке иностранного языка. «Роль этикетных слов и выражений (английский и немецкий языки)». Упр. 222 | Язык и мультипликация. Мини-проект «Учимся вежливым словам с раннего детства: этикетные слова в мультфильмах». Предлагается сделать нарезки из мультфильмов по темам: слова приветствия, слова благодарности, слова извинения и т.д.… Язык и литература. Мини-проект «Речевой этикет на страницах детских книг» |
Синтаксис |
Мини-проект (исследование) «Интонация конца предложения. Интонационная разметка». Упр. 243. «Предложение как единица языка». Создание связного текста по тезисному плану. Упр. 248. «Грамматическая основа предложения. Создание связного текста по схеме». Лингвистический эксперимент: «Роль второстепенных членов предложения в тексте. Упр. 257. Лингвистический эксперимент: «Роль логического ударения в передаче смысла высказывания». Упр. 270. «Роль однородных членов предложения (тезисный план и связный текст устного выступления)». Упр. 299. Лингвистический эксперимент: «Роль обращений. Наблюдение за живой речью». Упр. 302. | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Задания-загадки. Упр. 232. Лингвистический эксперимент: «Роль вводных слов в предложениях». Создание связного текста. Упр. 309. Мини-проект (исследование) «Сходство и различия вводных слов и обращений». Упр. 311. | Мини-проект: «Всё о словосочетании». Упр. 235 Мини-проект: Разминка «Отыщите осложнения!» (презентация). | Лингвистический эксперимент: Язык и литература. Составить из набора слов предложения, связанные друг с другом. Сравнить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…. Сделать выводы. Упр. 236 Лингвистический эксперимент: На уроке математики. Преобразование предложений соответственно схеме (сущ. – сущ. ) Упр. 255. Язык и литература. Мини–исследование «Роль эпитетов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»». Упр. 258. Язык, литература и живопись. Исследование: Сопоставление стихотворений А. Н. Майкова «Весна» и «Весна! Выставляется первая рама…». Сопоставление стихотворений с картиной С. А. Виноградова «Весна». Описание картины с использованием опорных слов и словосочетаний. Упр. 278 На уроке природоведения. Лингвистический эксперимент: Пользуясь учебником по природоведению, продолжить предложения с обобщающими словами. Синтаксический разбор и составление схем предложений с однородными членами. Упр. 297. Язык и литература. Повесть Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» Особенность речи Гассана Абдурахмана Хоттабыча (речевой этикет и обращения). Упр. 303. | Лингвистический эксперимент Чтение предложений, передавая голосом чувства, эмоции, указанные в скобках. Наблюдение за движением голоса, темпом, тоном речи, силой голоса. Как могут сочетаться интонация, мимика, жесты при произнесении этих фраз. Упр. 237. На уроке иностранного языка. Исследование: «Особенность строения и интонации в вопросительных предложениях английского, немецкого и русского языков». Упр. 271. Язык и литература. Исследование: «Роль сравнительных оборотов в художественных произведениях». Упр. 314. Язык и литература. «Роль предложений с прямой речью в баснях И. А. Крылова». (презентация «Восстанови предложения и отыщи знаки препинания»). Упр. 322. | Язык и литература Творческий проект: Грамматические сказки, шарады, загадки, кроссворды по теме «Синтаксис». Язык и литература. «Диалог в художественном тексте (составление диалогов, инсценирование и комментарий знаков препинания)». Упр. 326. |
Пунктуация |
Мини-проект «В гостях у знаков препинания». Лингвистический эксперимент: Деление текста на слова, предложения, абзацы. Упр. 331. | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | Мини-проект «Ошибки вокруг нас» (пунктуационные ошибки в средствах массовой информации, объявлениях и рекламе). Мини-проект «Ошибки вокруг нас» (пунктуационные ошибки в работах одноклассников). | | На уроке иностранного языка. Мини–исследование: Сравнение правил постановки знаков препинания в конце предложения в русском, английском и немецком языках. Упр. 337. | Язык и литература Творческий проект: «Это непростое простое предложение» (лингвистические сказки): «В гостях у ССП» «В гостях у СПП» «В гостях у БСП» |
Текстоведение |
Исследование «Текст как единое целое» (заключение по разделу). Редактирование сочинения одноклассника и рецензирование работы. | Анализ текста по плану. Упр. 388. | Редактирование текстов (упр. 389, 390, 392, 393) | На уроке природоведения. Восстановление последовательности предложений в тексте. Упр. 364. | | Мини–исследование Цель его - доказать, что с фразы « До чего же любознательны кошки!» Можно начать и описание, и повествование, и рассуждение. Упр. 394. На уроках по разным предметам. Мини–исследование: Тип речи рассуждение (примеры). Упр. 395. |
Основные разделы лингвистики. Словообразование. |
Исследование: «Способы образования слов» (обобщение по разделу). | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | Мини-проекты: Значения приставок. Суффиксы имён существительных. Суффиксы имён прилагательных. Суффиксы глаголов. | На уроке природоведения. Мини–исследование: Сложные прилагательные в терминологии. Упр. 402 | Язык и рисование. Создание словообразовательного дерева. Упр. 409. Язык и литература Творческий проект: Грамматическая сказка «О и Ё после шипящих в корнях слов» Язык и литература Творческий проект: Грамматическая сказка «Маленькие секреты приставок ПРЕ и ПРИ» Язык и литература Творческий проект: Грамматическая сказка «Сёстры З и С на конце приставок». | Язык и литература Творческий проект: Грамматическая сказка, «Путешествие на остров Морфемика» Творческий проект: Создание интерактивных игр и тренажёров по теме «Корни с чередованием!» |
Лексикология и фразеология |
Мини-проект «Знакомьтесь: лексические словари». Мини-проект «Знакомьтесь: фразеологические словари». Творческий проект: «Грамматическая сказка «Буквы Ы и И после Ц»». | Творческий проект: Исконно русские и заимствованные слова (виртуальная экскурсия). Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». | Исследовательский проект: Пути заимствования слов (о появлении в русском языке слов иностранного происхождения). Заочная экспедиция. Творческий проект: Заочная экскурсия в музей устаревших слов (одежда, предметы домашнего обихода, оружие, транспорт). Мини-проект «О чём рассказывают фразеологизмы». Исследовательский проект: «Что я могу сказать об этом слове с точки зрения лексикологии» (выбрать любое слово для исследования). Представить презентацию. Кто больше? Собери фразеологизмы и объясни их значение (рука, голова, глаза, уши, рот) | Язык и литература. Использование тропов в художественных произведениях (примеры метафор, олицетворений, эпитетов). Язык, ИЗО и литература: Объявление и афиша. Различия в значении и происхождении слов. Создание объявления и афиши к школьному мероприятию. Упр. 481. Язык и литература. Мини-проект: Подготовить викторину «Крылатые выражения». Язык и литература. Исследование «Роль устаревших слов в художественной речи» (например, гусАр, пищАль, забрАло). Язык и литература. Исследование «Фразеологизмы в мифах Древней Греции» На уроке математики. Мини–исследование: Старинные меры длины. Упр. 501. На уроке истории. Значения устаревших слов. Упр. 502. | Язык и рисование. Создание шутливых рисунков (слова в переносном значении). Язык и рисование. Исследование. С помощью картинок, фотографий (их можно найти в Интернете) или собственных рисунков покажите лексическое значение слов звезда, ирис, котик, слон. Проверьте свои предположения по толковому словарику. Язык и краеведение. Проект: «Диалектные слова Западносибирского региона» (создание словаря на основе собранного материала). Язык и рисование. Создание шутливых рисунков по фразеологизмам. Упр. 509. | Творческий проект: «Профессиональные слова». Провести игру «Отгадай профессию!». Творческий проект: Создание интерактивных игр и тренажёров по теме «Лексика» (темы: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, исконно русские и заимствованные слова, диалектные слова…) На уроке географии. Географические названия нашего города и области. (каждый ученик готовит сообщение «Происхождение одного географического названия с точки зрения лексики»). Оформление общей презентации |
Морфология. Имя существительное. |
Творческие проекты Презентации для разминки: - «Сыграем в «Угадалки»!» (по лексическому значению угадайте слова с суффиксами ЧИК и ЩИК); - Буквенный диктант (суффиксы ЕК и ИК); - «Существительные общего рода»; - «Определите склонение имён существительных!»; - «Правописание НЕ с именами существительными»; « Е и И в безударных окончаниях имён существительных». Лингвистический эксперимент: «Синтаксическая роль имени существительного». Упр. 582. | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Творческий проект: Собственные имена существительные к слову КОНФЕТЫ. Упр. 543. Исследование «Морфологические признаки имён существительных: постоянные непостоянные». Мини-проект: «Составим словарь неизменяемых слов». | Мини-исследования по темам: «Из истории русских имён»; «Из истории русских фамилий»; «Тайны происхождения русских отчеств»; «Прозвище: это хорошо или плохо?» Упр. 545. | Язык и литература. Мини-проект: Знакомьтесь: книга Татьяны Рик «Здравствуйте, имя существительное!». Язык и литература. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Примеры олицетворения в художественных произведениях. Упр. 552. Язык, литература и мультипликация. Обращения в сериале «Фиксики». Упр. 586. | На уроке иностранного языка. Исследование: Морфология иностранного языка (английский и немецкий языки) Упр. 521. Язык и литература. Исследование: В текстах сказок, басен, детских художественных произведений найти примеры нарицательных имён, которые используются в значении собственных. Как это отражается на написании указанных существительных. Упр. 547. | Язык и литература Творческий проект Грамматические сказки: - о суффиксах ЧИК и ЩИК; - о суффиксах ЕК и ИК. Творческий проект: Создание интерактивных игр и тренажёров по теме «Имя существительное» |
Имя прилагательное. |
Исследование: «Роль эпитетов в тексте». Упр. 603. Мини–исследование: «Секреты склонения имён прилагательных». Мини–исследование: «Употребление имён прилагательных в речи (ошибкоопасные места)». | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Исследование: «Морфологические признаки имени прилагательного: постоянные непостоянные». | Исследование: «Разряды имён прилагательных». Исследование: «Степени сравнения имён прилагательных». Мини–исследование: «Роль имени прилагательного в тексте» (создание текстов, лингвистические эксперименты) | Язык и литература Мини-проект: Знакомьтесь: книга Татьяны Рик «Доброе утро, имя прилагательное!». Язык и литература. Исследование: Постоянные эпитеты в фольклорных произведениях. Упр. 617. На уроке природоведения. Мини-проект: Самая-самая… (большая планета, глубокое озеро, высочайшие горы…) Упр. 625. | На уроке истории. Мини-проект: Из истории древней письменности. Упр. 619. Язык и литература. Мини–исследование: Нахождение прилагательных в тексте А. С. Пушкина. «Сказка о мёртвой царевне…». Упр. 655. Морфологический разбор имён прилагательных. | Творческий проект: Создание интерактивных игр и тренажёров по теме «Имя прилагательное». Язык и краеведение. Территориально-административные наименования, в состав которых входят имена прилагательные. (Города, посёлки, деревни, сёла, улицы, переулки, площади, остановки городского транспорта). Упр. 604. |
Глагол |
Мини-исследование: «В чём секрет глагола и его форм?» Исследование: «Употребление глаголов в речи» (орфоэпические, грамматические, лексические нормы). | Мини-проект: Разминка на уроке русского языка «Задания от Незнайки». Исследование «Морфологические признаки глагола: постоянные непостоянные». Исследование «Синтаксическая роль глаголов». | Творческий проект: Грамматические сказки: «В гостях у спряжений глаголов». «Личные и безличные глаголы». (Создание презентаций). | Язык и литература Знакомьтесь: книга Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!». На уроках природоведения. Дайте свои рекомендации, как нужно пересаживать комнатные растения, употребив глаголы повелительного наклонения. Упр. 705. | На уроке математики. Написание краткой инструкции по использованию микрокалькулятора и мобильного телефона (использование глаголов). Упр. 673. Творческий проект: «Если бы я был автором учебника» (использование глаголов в условном наклонении). | Творческий проект: Создание интерактивных игр и тренажёров по темам: «Правописание корней с чередованием Е и И». «Правописание Ь знака в глаголах» |
|