Просмотр содержимого документа
«Информационный граф»
Информационный граф
У меня сложная и красивая фигура…
Технология создания электронного учебного пособия и педагогического теста – это основанный на достижениях тестологии сложный и трудоемкий процесс. Дополнительные сложности здесь создают своеобразные педагогические традиции. Цитируем:
Методологической основой разработки и использования тестовых средств В. С. Идиатулин считает «представления когнитивной психологии о пропозициональной репрезенции усвоенной информации в человеческой памяти, о существовании ее наименьших значимых единиц, которые могут быть выражены отдельным утверждением, имеющим самостоятельное смысловое содержание, описывающее объекты и отношения. При этом выделение достаточно однородных элементов знания становится предпосылкой измерения его совокупности». (Кречетников К. Г. Задания в тестовой форме и методика их разработки: Учебно-методическое пособие – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002.- 36с).
К сожалению, многие педагоги любит излагать свои мысли именно так.
Опытные составители сначала всегда «конвертируют» материал дисциплины, т. е. переводят его в последовательность кратких утверждений – текстовых блоков. При этом «выливается вода» и, в качестве блоков, остаются:
положения и понятия;
определения и формулировки;
факты;
классификации;
законы и закономерности;
выводы и следствия;
тезаурус;
важные иллюстративные материалы.
Информация блоков должна быть достаточной для контроля ЗУН. «Рядом на полях» отмечаются внутренние и внешние связи блоков между собой и со смежными дисциплинами. Блоки связаны между собой в общей структуре материала дисциплины, включены один в другой, иерархически соподчинены. Отношения блоков могут быть представлены в виде ориентированного графа. В вершинах графа располагаются блоки, а их взаимосвязи обозначаются направленными ребрами. Такой граф, оснащенный некоторыми дополнительными атрибутами, иногда называют моделью знаний. В таком виде проще:
искать и устанавливать новые связи;
производить внедрение нового материала;
находить и устранять дублирование материала;
производить деление информации на крупные модули – подграфы;
проектировать интеллектуальные электронные системы.
Граф знаний удобно использовать при составлении тестовых заданий и гипертекста.