Инновационная деятельность учителя
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только на ранее приобретённом опыте работы. При таком положении дел педагог не использует все свои возможности для достижения более высоких результатов образования, в результате не происходит развитие личности самого педагога.
Выдающийся отечественный психолог В. В. Давыдов отмечал, что всякий человек есть индивид, но не всякий индивид личность. “Личностью обладает творчески и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни”. По В. В. Давыдову, понятие “личность” и “творчество” неотделимы друг от друга. С этой позиции учитель, который перестал работать над собственным развитием и не участвующий в инновационной деятельности, обладает индивидуальностью и может быть весьма успешным, но личность в нём умерла. Человек, обладающий этим особым качеством – быть личностью, всегда стремится создать что-то не похожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность.
Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие её полноценного развития.
Какие качества делают человека творцом, а значит и личностью? Откуда берутся эти качества, являются ли они врождённым или человек приобретает их в ходе своего развития? Все ли в принципе могут творить или это доступно только избранным? Ответы на эти вопросы стремились дать давно. В ранний период исследования творчества на основе изучения биографий, автобиографий, мемуаров выдающихся художников, ученых, изобретателей стремились выделить качества, присущие им всем и отличающие их от других людей. Результатом этой работы стал вывод, что важнейшая черта творца – непреодолимое стремление к самой творческой работе. В числе специфических качеств творческой личности так же выделяли: напряженность внимания, большую впечатлительность, восприимчивость, интуицию, большую фантазию, дар предвидения, обширность знаний, стремление уйти от шаблона, оригинальность, инициативность, высокую самоорганизацию, большую работоспособность.
Более поздние исследования показали, что нет оснований полагать, будто способность творить даётся Матерью-природой или Богом-отцом только избранным. Наоборот, есть основания утверждать, что творцом может быть каждый человек, стремящийся реализовать себя в своей деятельности и развивать свои деятельные способности. Такому человеку присуще: чувствительность к общественным потребностям в изменениях; способность формулировать альтернативы решений в проблемных ситуациях; способность подвергать сомнению то, что кажется очевидным; умение выделять главное; способность видеть перспективу; критичность суждений, отказ от ориентации на авторитеты; готовность к разумному риску; способность к обобщениям; и др. Со всеми этими качествами человек не рождается, а приобретает их в своей деятельности.
Главный показатель готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива. Мотив придаёт смысл деятельности для человека. Мотивом может быть возможность получения дополнительного заработка, налаживания хороших отношений с руководством, получения признания со стороны коллег, выполнение своего профессионального долга или необходимость саморазвития.
Материальный мотив или мотив избегания неудач соответсвуют слабой готовности к инновационной деятельности. При высоком уровне готовности к инновационной деятельности ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Всякий, кто стремится, достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики.
Следующий показатель готовности учителя к инновациям определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатом своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результате своей работы учитель видеть не будет.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – умение решать поставленные задачи. Для этого педагогу нужно:
1. Уметь критически анализировать педагогические системы, учебные программы, и средства обучения;
2. Уметь разрабатывать и обосновывать свои предложения по совершенствованию образовательного процесса;
3. Уметь ставить цели экспериментальной работы и планировать её;
4. Уметь работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
5. Уметь анализировать и оценивать свою инновационную деятельность.
Инновационная активность учителя должна быть направлена на решение задач четырёх основных типов:
1. Освоение существующих новшеств;
2. Собственной разработки новшеств;
3. Проведение педагогических экспериментов;
4. Передача собственного опыта и разработок.
Деятельность учителя должна быть не только развивающейся, но и развивающей. Учитель может и должен влиять на развитие творчества учеников:
1. Побуждать учащихся к высказыванию собственного мнения;
2. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;
3. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путём обсуждения в малых группах;
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях –важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.