«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Федорищева Е.В.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме сохранению и укреплению здорового и безопасного образа жизни. В статье предоставлена информация о инновационных проблема, которые применяются в образовательном процессе современной начальной школы на базе МБОУ «Новотаволжанская СОШ»
Ключевые слова: инновационный подход, сенсорное раскрепощение, гимнастика ума, здоровье сбережение, методика Базарного, электронные физминутки, современный педагог.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Рост числа заболеваний среди школьников стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников.
В народе говорят: «Человек сам творец своего счастья». Но ещё в народе говорят, что «здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровье человека — тема разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни является одной из важнейших в системе воспитания и обучения современной начальной школы. Учителя заметили, что дети, которые приходят в школу имеют большие отклонения в состоянии здоровья: нарушение зрения и осанка, общая усталость, переутомление. На основании этого было решено попробовать внедрить новые подходы к организации образовательного процесса с применением инновационных технологий по здрововьесбережению.
Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Одним из направлений инновационной деятельности является методика Владимира Филипповича Базарного. Почему именно она? Потому что она максимально ориентирована на сохранение здоровья школьников. Его технологии органично вписываются в учебный процесс, ребёнок не только учится, но и отдыхает, незаметно для себя укрепляет своё здоровье.
Были изучены и внедрены основные направления методики Базарного:
1. Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки.
2. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска. Для этого используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса, специальные держалки, чтобы формировать у детей произвольный пошаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
3. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, и её особенности: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность 1,5-2 минуты.
4. Методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов. Схема - тренажёр находится на потолке.
Дети становятся в центре под схемой - тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнение. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
5. Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Хорошо известно, что хоровое пение - это верный показатель духовного здоровья нации. Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей - необходимым условием физического и психического здоровья человека.
Больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. В Концепции модернизации российского образования здоровье ребенка рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Здоровье ребенка во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Необходимо так информировать школьников, чтобы те могли сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Из множества инновационных методик оздоровления обучающихся особый интерес вызвала методика Ирины Юрьевны Кириловой «Гимнастика для ума» во внеурочной деятельности с учащимися, проявляющими интерес к изучению русского языка, и для организации индивидуальной работы с четвероклассниками при подготовке к предметным олимпиадам.
«Гимнастика для ума» способствует формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.
В программу включены:
1. Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения именно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). СДВГ – это синдром, который характеризуется расстройствами поведения. Неврологическими нарушениями, нарушением концентрации внимания, импульсивностью, гиперреактивностью, нарушением социальных функций, нарушением обучения.
3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
4. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных дополнительных движений и мышечных зажимов.
Функциональные упражнения проводятся по трем основным направлениям:
- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
- снижение гиперактивности и импульсивности;
- снижение гнева и агрессии.
Коммуникативные упражнения - помогают детям научиться устанавливать контакт со сверстниками, устраняют скованность, чрезмерную стеснительность.
Визуализация - является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит одновременно в обоих полушариях головного мозга, что эффективно интегрирует работу мозга.
Релаксация - проводится для закрепления полученных навыков, снижения импульсивности и обучения ребенка самоконтролю.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий безусловно являются физкультминутки (ФМ). Минутка! Что можно сделать за это время? Мы не привыкли ценить минуты. Поэтому теряем часы, дни, годы, которые уходят безвозвратно. Но ведь народная мудрость гласит: «минута час бережёт». Потратим минуту – всего лишь одну минуту - на своё здоровье, и она обернется часами жизни, радости, счастья.
Физкультминутки на уроках и во внеурочное время представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала.
На уроках мы используем разные виды ФМ, которые берём в сети интернет, а так, же создаем электронные ФМ сами, которые носят не только оздоровительный эффект, но и образовательный. Они проходят 1-2 минуты и также служат закреплением изученных ранее тем. Примером этого может быть следующая ФМ.
Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.
Физкультминутка делает учащихся жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний лёгкий и радостный.
В процессе проделанной работы мы получили положительные результаты:
1. Динамика роста и массы тела учащихся в сравнении с 1-го по 4-й классы осталась в соответствии их физиологического развития. Это подтверждает гармоничность развития.
2. Замеры изменения остроты зрения в сравнении с 1-го по 4-й класс проводились врачом-офтальмологом. Результаты данного анализа показывают, что у учащихся наблюдается улучшение остроты зрения – у одного учащегося оно пришло в норму. У остальных учащихся, благодаря гимнастике для глаз, схеме универсальных символов в течение всего учебного времени, сохранилась прежняя острота зрения, ухудшений не наблюдается.
3. Систематическое применение на уроках здоровьесберегающих технологий, соблюдения санитарно-гигиенических норм, способствовали тому, что ребята меньше стали болеть простудными заболеваниями.
4. Исследование произвольного внимания и творческого мышления учащихся показало, что в 1 классе показатель внимания низкий (38% от всех учащихся), во 2 и 3 классах внимание повышается( 43 %), а в 4 классе
появляется высокий уровень внимания (65 %).
Вывод: исследования подтверждают, что использование здоровьесберегающей технологий, в основе которых лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование хорового пения позволило сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить школьника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все перечисленные направления деятельности современного педагога по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Список литературы
В. Ф. Базарный. Методика оздоровления детей и подростков. М. 1996г.
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.: ил. стр.106-108.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. АПК и ПРО, 2002г.
В.Н. Ирхин. Формирование культуры здоровья школьников на уроках. Белгород, 2008г.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждения.«Школха». Казань.2005.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.