СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников «Мир креатива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы «Мир креатива» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как  любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников «Мир креатива»»

32


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКОЙИМ. В.В. БРЕСЛАВЦЕВА»



















Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников

«Мир креатива»



Срок реализации программы 4 года

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

2024-2025 учебный год

2025-2026 учебный год








Разработала;

Кузнецова Валентина Георгиевна

учитель начальных классов, классный руководитель,

высшая квалификационная категория











Объяснительная записка

Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Целью программы «Мир креатива» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Программой «Мир креатива» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Программа «Мир креатива » складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс).

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

При этом каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.

Раздел «Мир загадок» знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и поделок.

В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Цель раздела «Мир фантазии» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.

Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией.

Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

Программа курса «ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ» реализуется через методические пособия для учителя, представляющие собой подробные рекомендации проведения занятий.

  1. Гин С.И. Мир загадок. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2012. – 130 с.

  2. Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.

  3. Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.

  4. Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2012. – 143 с.

ПЕРВЫЙ КЛАСС (33 ч.)

Мир загадок

Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.

Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств. Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей. Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.

К концу первого класса учащиеся будут знать:

- цвета радуги;

- признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;

- признаки отличия твердого вещества от жидкого;

- назначение различных органов чувств;

- возможность изменения объектов во времени;

- последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь:

- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;

- понимать относительность размера «для кого? для чего?»;

- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»

- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;

- описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).


Календарно-тематическое планирование  

1 класс

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1


Знакомство со Страной Загадок

1

2


Город самых простых загадок. Улица Цвет.

1

3


Изменение цвета в природе.

1

4


Цвет в рукотворном мире.

1

5


Улица Форма.

1

6


Изменение формы.

1

7


Замок похожестей-непохожестей.

1

8


Геометрические головоломки.

1

9


Улица Размер.

1

10


Относительность размера.

1

11


Противоречия в размере.

1

12


Улица Вещество.

1

13


Агрегатное состояние вещества.

1

14


Моделирование «маленькими человечками»

1

15


Составление загадок

1

16


Город пяти чувств. Улица Зрение.

1

17


Улица Слух.

1

18


Улица Осязание.

1

19


Улица Обоняние.

1

20


Улица Вкус.

1

21


Решение задач.

1

22


Город загадочных частей.

1

23


Сочинение загадок про подсистемы.

1

24


Игры и упражнения со словами.

1

25


Морфологический анализ.

1

26


Город загадочных мест.

1

27


Сочинение загадок про надсистемы.

1

28


Путешествие на машине времени ( в прошлое)

1

29


Путешествие на машине времени ( в будущее)

1

30


Город  загадочных дел.

1

31


Экскурсия. Конкурс загадок о природе.

1

32


Подведение итогов обучения

1

33


Резерв



Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Гин, Светлана. Мир загадок: Методическое пособие для учителя начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе; Светлана Гин.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  2. Гин С.И. Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе./С.И. Гин.- Гомель, 2010.

  3. Гин С.И. Первые дни в школе/ С.И. Гин, И.Е. Прокопенко.М.: ВИТА-ПРЕСС. 2012.

  4. Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11,

  5. Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4

  6. Детская литература/ Сборник статей. Москва. 2013

  7. Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968

  8. Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.    

  9. Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5

  10. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 2015

  11. Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4

  12. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л.,2017

  13.  Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 2005

  14.  Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 2007, №3

ВТОРОЙ КЛАСС (68 ч.)

Мир человека

Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».

Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?

Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»

Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.

Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»

Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».

Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?

Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.

Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?

Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».

Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».

Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?

Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»

Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?

Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»

Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.

«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?

Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?

Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».

Кого мы любим? Что значит «любить себя»?

К концу обучения во втором классе учащиеся будут знать:

- адрес;

- назначение различных частей тела;

- основные профессии;

- возможность тренировки внимания и памяти;

- способы поднятия настроения;

- понимать необходимость здорового образа жизни;

- понимать ошибочность поспешных выводов;

будут уметь:

- описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»);

- анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?»


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Мир человека»

(2 класс, 68 уч. ч.)


Дата

Тема занятия

Первая четверть

1


Зачем учатся в школе?

2


Адрес.

3-4


Наш организм.

5-6


Как устроен человек?

7-9


Болезни.

Что такое «здоровый образ жизни»?

10-11


Развитие ребенка до школы.

12-14


Будущее.

15-16


"Линия жизни" человека.

Вторая четверть

17-18


Что такое «Я»?

19-20


Учимся быть внимательными.

21-22


Учимся запоминать.

23-24


Учимся придумывать.

25-26


Что значит «быть умным»?

27-28


Мое настроение.

29


Как улучшить настроение?

30


Игра «Добрый - злой»

Третья четверть

31-32


Общение

33-34


Жесты.

35-36


Проблемы общения.

37-38


Конфликты.

39-40


Урегулирование конфликтов.

41-42


Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

43-44


Противоречия в явлениях природы.

45


Противоречия в свойствах характера.

46


Противоречия в свойствах характера (продолжение).

47


Противоречия в поступках

48


Игры на общение

Четвертая четверть

49-50


Противоречия в ситуациях.

51-52


Противоречия в ситуациях (продолжение).

53-54


Противоречия: цель - средства.

55-56


Экскурсия.

57-58


Анализ экскурсии.

59-60


Ориентирование в окружающем.

61-62


Правила поведения с незнакомыми.

63-64

65-68


Подведение итогов.


Методические и учебные пособия

Гин С. И. Мир человека. – Москва, 2012.


ТРЕТИЙ КЛАСС (68 ч.)

Мир фантазии

Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.

Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».

Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».

Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».

Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»

Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?

Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»

Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»

Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.

Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»

Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).

Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).

Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».

Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,

Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».

Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.

Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.

Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»

Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».

Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.

Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.

Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).

Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»

Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.

К концу обучения в третьем классе учащиеся будут знать:

- критерии оценки творческих работ;

- иметь представление о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов);

- иметь представление о приемах фантазирования Дж. Родари;

будут уметь:

- сочинять загадки при помощи алгоритма;

- сочинять метафоры при помощи алгоритма;

- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки;

Календарно – тематическое планирование занятий курса

«Мир фантазии»

3 класс 68 ч.

Наименование тем

Кол

час

Основная мысль урока

Образоват. продукт

1

Понятие о фантазировании

2

Фантазированию можно научиться


2

Понятие о психологической инерции

2

Для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией


3

Развитие ассоциативности. Критерии новизны

2

Существуют приёмы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы


4

Ассоциативные загадки

3

Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет

«Книга загадок»

5

Метафоры

2

Существуют правила придумывания метафор (образных сравнений)

Метафоры

6

Значение ассоциативности

2

Использование ассоциаций помогают лучше запоминать


7

Развитие ассоциативности: обобщение

3



8

Прием «Объединение»

2

Для придумывания необычных животных можно использовать приём «объединение»


9

Прием «Морфологический анализ»

2

Для придумывания разных вариантов рисунков можно применять приём «морфологический анализ»


10

Игры со словами

3

Анализ структуры слова позволяет играть с ним

Игры

11

Конструктор игр

3

При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать новые игры


12

Придумывание сказок

2

При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать сказки

Сказки с новым сюжетом

13

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

3



14

Признаки объектов

2

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета

Загадки про словарные слова

15

Действия объектов

2

Можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета


Загадки про явления природы

16

Метод фокальных объектов

2

Можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов


17

Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде»

2

Существуют приёмы придумывания сказок



18

Приемы фантазирования

Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная

приставка»

3

Можно придумывать новые сказки и слова с помощью новых приёмов

Сочинение сказок

19

Прием «Что потом?»

2

Можно научиться придумывать продолжения сказок


20

Прием «Творческая ошибка

2

Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки


21

Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари

3


озвучка ролика

22

Прием «Оживление»

2

При сочинении сказок можно использовать приём «оживление»


23

Прием «Увеличение – уменьшение»

2

При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с изменением количества и свойств


24

Прием «Ускорение – замедление»

2

При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с преобразованием времени


25

Метод Робинзона

2

При фантазировании можно использовать ресурсы


26

Прием «Наоборот»

2

При сочинении сказок можно использовать приём «наоборот»


27

Прием «Связки антонимов»

2

Можно научиться придумывать истории, используя приём «связки антонимов»


28

Обобщение приемов фантазирования

3


озвучка ролика

29

Сказки про животных

2

Можно научиться придумывать сказки про особенности животных

«Книга Сказок»

30

Фантазирование и прогнозирование

3

Существуют способы прогнозирования



Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

Гин С. И. Мир фантазии. – Москва, 2012.

Список литературы (дополнительный)

1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения.

2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6-10 лет) – СПб,: Иматон, 2006.

4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. – СПб, 2014.

5. Нестеренко А. А. Программа по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ) на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы» (рукопись). – Петрозаводск, 2009.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 2018

7. Рубина Н. В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. – Петрозаводск, 2017.

Контрольные материалы

Контрольная работа по курсу «Мир фантазии» проводится в начале и конце изучения курса с одним и тем же содержанием в течение 12-15 минут (чтобы проверить эффективность обучения).

Примерное содержание работы

1. Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.

2. Сочини загадку про школьную принадлежность.

3. Нарисуй фантастическое животное.

4. Что будет необычного в школе будущего?

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС (68 ч.)

Мир логики

Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?».

Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение».

Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись».

Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее».

Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба».

Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево».

Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?»

Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать?

Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов».

Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации.

Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка».

Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?»

Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку.

Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве)

Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков.

Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы.

Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами».

Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач.

Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку».

Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка».

Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений.

Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста.

Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки?

Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись».

Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание».

Тренинг по решению логических задач.


К концу обучения в четвертом классе учащиеся будут знать:

- правила сравнения объектов;

- приемы решения логических задач;

- правила построения определения;

- существование различных типов отношений между понятиями;

будут уметь:

- сужать круг поиска при отгадывании «да-нетки»;

- заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов»;

- находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения;

- сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии


Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема занятия

Развиваемые способности

Дата




1-2



Знакомство с курсом « Мир логики».

Учимся выделять признаки ( 14ч)


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


3-4

Признаки объекта

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.


5-6

Различия

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.


7-8

Сходство

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.


9-10

Существенные признаки

Тренировка зрительной памяти. Игра, беседа, демонстрация, упражнения.


11-12

Характерные признаки

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.


13-14

Упорядочение признаков

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.




Учимся сравнивать ( 4ч)


15-16

Правила сравнения

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.


17-18

Значение сравнения

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.




Учимся классифицировать (6ч)


19-20

Понятия о классах

Тренировка внимания. Способность объединять объекты по какому-то существенному признаку


21-22

Правила классификации

Разбиение на классы по одному признаку.


23-24

Вопросы

Умение отвечать на простые и сложные вопросы.


25-26



Алгоритм

Учимся находить закономерности (8ч)


Развитие логического мышления. Разложение сложных действий на ряд простых.


27-28

Закономерности в числах и фигурах.

Умение делить числовые ряды по способу решения .Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.




29-30

Закономерности в буквах и словах

Умение делить буквенные ряды по способу решения . Развитие наглядно-образного мышления.


31-32

Логические задачи.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать логические задачи.




33-34



Причина и следствие.

Учимся выделять вид отношения между понятиями ( 12ч)


Умение находить причинно- следственную связь.


35-36

Причинно-следственные цепочки

Развивать умение получать цепочки из причин и следствий.


37-38

Противоположные отношения между понятиями

Указывать как можно больше признаков одного предмета, называя каждый признак в паре с противоположным.


39-40

Отношения «род-вид» между понятиями

Умение сравнивать между собой количество объектов рода и вида.


41-42

Упорядочение по родовым отношениям

Неободимо научиться соотносить понятия со схемой и уметь записывать ряд в виде чисел.


43-44

Виды отношений между понятиями

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.




Учимся давать определения (4ч)




Умение по описанию объекта давать определение.


45-46

Определения

47-48

Анализ ошибок в построении определений

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.


49-50



Умозаключения

Учимся делать умозаключения ( 6ч)


Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.


51-52

Анализ ошибок в построении умозаключений

Тренировка слуховой памяти. Составление схем « правильного» и « неправильного умозаключения


53-54

Язык и логика

Умение сравнивать. Находить ошибки.


55-56



Придумывание по аналогии

Учимся использовать аналогии (6ч)


Умение находить закономерность и продолжать задание по аналогии.

57-58

Использование аналогии в обучении

Умения придумывать задания, аналогичные данному.


59-60

Продолженная аналогия

Умения придумывать задания, аналогичные данному.


61-62



Рассуждения

Учимся рассуждать (4ч)


Применение логической операции, в которой на основании одних суждений получаются другие суждения.


63-64

Анализ ошибок в построении рассуждений

Тренировка слуховой памяти .Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.






65-66



Юмор и логика

Подведение итогов обучения (4ч)


Значение юмора не только как средства для развития ума, но и как способа поднятия настроения.

67-68

Обобщающее занятие

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.



Материально – техническое обеспечение

Светлана Гин « Мир логики» программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя 2-е издание 4 класс Москва

« Вита-Пресс» 2012г.