Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности, слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Причины неуспеваемости обучающихся
Внешние:
снижение ценности образования в обществе;
уклад семьи, уровень воспитанности и отношение к образованию своих детей; - скучные уроки;
отсутствие индивидуального подхода; - конфликт «учитель-ученик»; - пробелы в знаниях.
Внутренние:
ослабленное здоровье или особенности нервной системы;
низкое развитие интеллекта;
отсутствие положительной мотивации учения; - слабое развитие волевой сферы;
заниженная самооценка учащегося.
Условно всех отстающих можно разделить на три группы:
Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности.
Общие черты:
постоянно отвлекается на уроках;
часто нарушает дисциплину;
уделяет мало времени подготовке домашнего задания;
замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время;
отсутствует всякое желание заниматься предметом;
Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.
Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности.
Общие черты:
Дети внимательны, старательны на уроках.
Затрачивают много сил и времени на выполнение заданий, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих.
Обычно они не знают элементарных правил написания.
Третья группа:
Учащиеся значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.
Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу. Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
1. Низкий уровень развития учебной мотивации. Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми. | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные. |
2. Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Отсутствие условий для умственного развития, интеллектуальных умений, знаний и навыков, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления –зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
3.Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать (заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе). |
4.Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (не приучены выполнять работу аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; неорганизованные учащиеся); неправильная организация учебной деятельности в ОУ. | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
5.Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для обучающихся со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов (внимания, памяти, отдельных мыслительных операций). Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, кто лучше всех ответил и был наиболее активным.
Упражнение «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Задача педагога в этом случае:
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
«Пиктограмма или Пляшущие человечки» Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний: веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, счастье, дружба.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.
Этапы формирования положительного отношения к учению |
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости. | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. | Существенный, важный, но не привлекательный материал. |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает. | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса. |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий. | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий. | Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий. |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет. | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Основные условия предупреждения и преодоления неуспеваемости
Необходимо привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.
Важно при этом так организовать работу, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.
Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную отметку, чтобы не снизить мотивацию к учению.
Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, а потом становится равнодушным к учению.
Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске, при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
При опросе слабоуспевающим ученикам даѐтся примерный план ответа, разрешается делать предварительные записи, пользоваться планом, составленным дома, наглядными пособиями; отводится больше времени для подготовки к ответу у доски.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах, отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания. Объѐм домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Учителю – предметнику необходимо:
Провести диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося.
Использовать на уроках для объективности результата различные вида опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.).
Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
Регулярно и систематически опрашивать учащихся, своевременно выставляя оценки, не допуская скопления оценок в конце полугодия, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог в дальнейшем их устранять).
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (три и более «2»).
Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи.
Вести следующую документацию:
Распределение учащихся каждого класса по уровню подготовки к ГИА;
График индивидуальных консультаций и дополнительных занятий для учащихся класса; - План подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в 2017-2018 учебном году;
Индивидуальная работа с родителями;
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося;
Отчет учителя - предметника о работе со слабоуспевающими детьми; - Диагностическая карта обучающегося.