СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная технология «Школа развивающего диалога»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационная технология «Школа развивающего диалога»»

Из опыта работы

Инновационная технология «Школа развивающего диалога»

По мнения теоретиков школы диалога культур, психология и педагогика должны исходить из глобальных особенностей современного мышления и актуальных форм деятельности, содействовать переориентации от «человека образованного» к «человеку культуры». Это требует соответствующих форм организации учебно-воспитательного процесса, методов преподавания и воспитания, содержания образования. Не только по методами, но и по содержанию образование должно стать диалогичным.

Диалог достигает цели только тогда, когда столкновения разных точек зрения, противоречия и единство взглядов, мыслей, оценок постоянно опираются на внутренний диалог личности. Эти два вида диалога и являются источником творческого саморазвития человека.

Мы стремимся, чтобы ребенок или подросток не только владели суммой знаний по школьным предметам, но и всем опытом демократических отношений в обществе, навыками управления собой, своей жизнью в коллективе, уметь брать ответственность за свою деятельность. Для этого вектор деятельности повернут на воспитание лидерских качеств у школьников, которые следует рассматривать как готовность каждого к решению собственных задач определения своего места в жизни, успешного развития и реализации своих наклонностей и интересов.

К тому же, в условиях школы развивающего диалога ученик приобретает позитивный опыт сотрудничества, умения вести дружеский доброжелательный диалог, сдерживать свои эмоции, уважать товарищей, которые имеют другие мысли, обходить конфликтные ситуации, то есть у него формируется поведенческо-деятельностный компонент толерантности.

  В условиях Школы развивающего диалога мы рассматриваем всю деятельность каждой личности как систему диалогов:

  • Диалог культур

  • Диалог поколений

  • Диалог с социумом

  • Диалог с окружающим миром

  • Внутриличностный диалог

Так, диалог с окружающим миром лежит в основе экологической работы в учебном заведении.

Экологическое образование, по нашему убеждению, не должно сводиться к обучению школьников экологии как биологической науке, это – процесс формирования комплекса знаний, умений, навыков и привычек, которые могут составить основу экологической культуры, к которой личность чувствует свою принадлежность.

По своему первоначальному значению, экология – наука о доме. О Доме - в широком смысле этого слова. В нашем понимании, таким Домом каждый человек, с разной степенью значимости, может считать семью, свое жилище, двор, населенный пункт, край, страну, континент, планету.

Экологическое образование

Цель:
Экологизация сознания учащихся средствами развивающего диалога

Задачи:

  1. Формирование совокупности знаний о мире.

  2. Управление собственной деятельностью.

  3. Видение себя в этом мире (самосознание).

Способы:

  • Просвещение

  • Практические занятия

  • Социальная практика

Методы воспитательного воздействия:

  • Побуждение

  • Убеждение

  • Приучение

  • Метод экологической идентификации (актуализация личной причастности к какому-либо природному объекту, ситуации, обстоятельств; стимулирует процесс психологического моделирования состояния природных объектов)

  • Метод экологической эмпатии (сопереживание человека состоянию природного объекта, сочувствие ему)

  • Метод экологической рефлексии (самоанализ своих действий и поступков с точки зрения экологической целесообразности)

Средства:
социальная практика, творческая деятельность¸ уроки, факультативы, мероприятия, проектные работы, научная деятельность

Модели:

  1. Модель начальной школы - "Личность и мир природы";

  2. Модель среднего звена - "Школа экологических основ";

  3. Модель старшей школы - "Время экологических принципов".

Результат:
Воспитательный:

  • Человек - не сторонний наблюдатель, а часть природы;

  • Человек - разносторонне развитая личность с интегративным, целостным восприятием и осознанием мира,

  • Человек - духовная личность, принимающая на себя ответственность перед потомками;

  • Человек - личность, открытая другим людям, сопереживающая их горестям и радостям.

Практический:

  • Человек - ответственная личность, способная перебирать, анализировать, оптимизировать, генерировать варианты, принимать условия в условиях неопределенности.

Управленческий:

  • Глубокое осознание значимости данного вопроса и определение личностного участия.

Уровни экологического образования:

  1. Природоохранный уровень — реализуется через введение в учебные программы предметов отдельных разделов, посвященных природе и ее охране, а также через организацию практической экологической внеклассной работы (экологические тропы, экологические конференции, экологических конкурсов).

  2. Алармистский уровень – природоохранная деятельность на сегодня уже недостаточна, природу необходимо не охранять, а спасать. Раскрывается серьезность экологической катастрофы, нависшей над человечеством и планетой. Для реализации этого уровня необходимо вводить специальный предмет, посвященный экологическим проблемам

  3. Уровень смены стереотипов – уровень экологического сознания. Реализуется через внутреннюю экологизацию содержания образования, которая предусматривает смену стереотипов, изменение нашего мышления, переоценку ценностей.

Принципы экологического образования:

  • Экологическое образование не ограничивается природоохранным или алармистским уровнем, а ставит своей целью экологизацию сознания учащихся и формированию у них соответствующих мотивов поведения с учетом возрастных особенностей.

  • Экологизация сознания, т.е. экологизация знаний о мире, самосознания. Деятельность реализуется на основе существенного обновления содержания учебного материала и методов его изучения в соответствии с принципами интегративно — гуманитарного подхода.

Экологический театр «Круг жизни»

Экологическая  информация  тяжела,  потому что она  подается такими  традиционными  методами,  как беседа,  лекция.  Она часто порождает чувство тоски, тревоги, вызывает желание  не читать, не слушать, не знать  про то, как катастрофична  ситуация с загрязнением воздушного океана, водных бассейнов, суши. Инсценирование экологической информации позволяет ученикам глубже понять и запомнить ее. Миниатюры вызывают сопереживание, желание помочь, необходимость действовать, пересмотреть свои взгляды на те или иные экологические проблемы.