СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в преподавании предмета «физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье расмотрены современные методы преподавания физики в КМТ, используемые мною на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в преподавании предмета «физика»»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»


Шелкова Мария Сергеевна

ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»


Курс физики составляет основу теоретической подготовки специалистов среднего звена всех направлений среднего профессионального образования, играет роль фундаментальной базы, без которой невозможна успешная деятельность специалиста любого профиля.

В основе метода изучения курса физики лежит идея единства физики как науки и глубокой взаимосвязи различных ее частей. Данный метод уделяет главное внимание изучению основных принципов физики и позволяет заложить прочную основу фундаментальных знаний.

Основными задачами общего курса физики являются:

– создание у студентов основ достаточно широкой теоретической подготовки в области физики;

– усвоение основных физических явлений и законов классической и современной физики, методов физических исследований;

– формирование у студентов научного мышления и понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценить степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных и теоретических методов исследования;

– изучение приемов и навыков решения конкретных задач из различных областей физики, помогающим студентам в дальнейшем

решать инженерные задачи;

– ознакомление студентов с современными измерительными приборами и аппаратурой, а также отработка начальных навыков проведения экспериментальных научных исследований различных физических явлений и оценки погрешности измерений.

В ОБОУ СПО «КМТ» при изучении дисциплины «Физика» используются следующие инновационные технологии.

1. Микрогрупповая учебная деятельность студентов.

В наше время сложных высоких технологий практически невозможно создать что-нибудь сложное в одиночку. Кроме того, групповое обучение – это один из основных дидактических способов обучения, развивающих творческое инженерное мышление. Работа в группах максимально приближена к реальной инженерной деятельности.

2. Технологии активного обучения.

Активно используется обучающая программа «Открытая физика 1.1», разработанную компанией «ФИЗИКОН», которая содержит лабораторные работы, охватывающие все разделы курса общей физики. Она является многогранной: позволяет просматривать теоретическую часть, выводы отдельных формул, подробный порядок выполнения лабораторной работы. Программа предусматривает также демонстрации к курсу лекций по физике с мультимедийным и звуковым сопровождением. В программе предусмотрена возможность просмотра и объяснения отдельных частных вопросов курса физики, важных для понимания, но вызывающих трудности восприятия обучаемыми. Аналогичными свойствами обладают программы, являющиеся бесплатными электронными приложениями к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и В.М. Чаругина для 10 и 11 классов и электронные уроки и тесты ЗАО «Новый диск». Также к технологиям активного обучения можно отнести использование активных методов и нетрадиционных форм занятий. Эвристическая беседа – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы учащихся в нужное русло. Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и учащиеся дали правильные ответы. Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит учащихся, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам. Эвристическая беседа – это основная методика проблемного обучения. Проблемность в эвристической беседе проявляется различными способами: цепочка вопросов, постановка проблемы, название темы. Эвристическая беседа – это уникальная методика, способствующая развитию креативного и логического мышления. Интерактивная презентация – докладчик и аудитория взаимодействуют на равных. Происходит обмен информацией. Все  презентации  имеют общую структуру и строятся по единому плану: введение, основная часть, заключение. Для всех этих видов  презентации  общей будет схема: автор  презентации  – созданная им  презентация  – ее восприятие студенческой аудиторией. Содержание презентационного материала отличается большим разнообразием и включает слайды с текстами, различные визуальные изображения, сопровождаемые вербальными пояснениями или текстами в режиме Power Point, использование мультимедийных средств, а также кино и аудио фрагменты.(презентация «Интернет») Игровая форма – особый вид деятельности обучающихся, связанный с работой в малых группах, поисково-исследовательской деятельностью и формированием творческих способностей. Обеспечивает развитие коммуникационных компетенций студентов, а также возрастание социальной активности. Проектно-исследовательские задания – осуществляют активацию исследовательской деятельности, формируют степень ответственности за проект, побуждают к самостоятельной работе.

3. Слайд-лекции с применением компьютерного сопровождения.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона. Как показали исследования, наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный набор на всех цветных планшетках (т. е. фон). Желательно учитывать эти психологические особенности, связанные с типом центральной нервной системы, темпераментом. В процессе чтения на самочувствии человека сказываются утомление, квалификация, профессиональные склонности. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Есть и другие особенности восприятия текста. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Комбинированное воздействие визуальной и аудио-информации дает наилучшие результаты (такое воздействие реализовано в слайд-лекции). Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% – в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудио-визуальных средств обучения (компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки, слайд-лекции).

4. Усиление творческого характера деятельности студента

Развитие творческих способностей студента путем привлечения их к участию в внутритехникумовских и региональных олимпиадах, нешаблонно мыслить, быстро ориентироваться в большом объеме информации в условиях ограниченного времени.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся, что позволяет педагогу подготовить базу для формирования достойного специалиста по любому профилю данного учебного заведения.