СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в формировании экологического сознания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в формировании экологического сознания»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ

Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят школы и ДОУ перед необходимостью работать в режиме развития.

Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых сейчас ОУ отвечает возросшим потребностям общества и родителей. Для того, чтобы охватить содержание программ, применительно к условиям данного учреждения и оптимально их реализовать, в разработаваются модели единого образовательного пространства и соответствующего ей методического обеспечения, что находит отражение в программах развития ДОУ и ОУ.

Цель единого образовательного пространства - интеграция комплексных и вариативных программ, путем единой инновационной технологии, общих образовательных методов и приемов, для реализации потенциала каждого воспитанника.

В ОУ определяются необходимые условия для организации инновационной деятельности: кадровые, расстановка специалистов разного профиля, в соответствии с их специальностью и образованием; создание развивающей среды; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры.

Также разрабатывается ряд новых подходов к экологическому образованию и воспитанию детей. В частности, в одном из детских садов, было наглядно показано, с одной стороны, что самые современные научные знания легко усваиваются школьниками и студентами при выполнении ими совместных проектов с учеными, а с другой стороны, что молодые по возрасту «наставники» легко и просто находят способы донесения новых знаний до малышей и с энтузиазмом воплощают свои «инновации» на практике. Студенты с удовольствием общались с малышами: рассказывали о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья, создавать узоры из ягод и семян и т.п.

Проведенные эксперименты показывают, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от научного исследования до внедрения научных рекомендаций, используя в качестве модельных площадок территории детских садов, тем более, что экологическое образование, воспитание и просвещение всех групп населения, особенно подрастающего поколения, является важнейшим инструментом охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития.

Экологическое воспитание - одно из самых важных в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1) образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2) воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3) развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).

В ДОУ можно организовывать экспериментальные площадки.

Например на тему экспериментальной деятельности: «Формирование и развитие экологического сознания личности дошкольника».

Результатом эксперимента должны будут стать показатели развития экологического сознания детей, полученные благодаря системно-ориентированной и грамотно спланированной работе.

Понятие «экологическое сознание» не получило еще однозначного толкования. Одни понимают под ним «аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды, другие, под экологическим сознанием понимают: «совокупность имеющихся у личности (группы) экологических представлений, ее субъективного отношения к природе, а также освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой», С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин.

В.И.Панов отмечает, что «с одной стороны, Природа выступает для человека средством развития его природных возможностей творения новых природных объектов и в том числе самого себя. С другой стороны, Человек, развивая свои природные возможности, выступает по отношению к Природе средством ее саморазвития как процесса порождения новых кон кретных форм ее самоосуществления, в данном случае - форм психического отражения, поведения, сознания. И далее, В.И.Панов, пишет -как альтернатива антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к Природе, выдвигается экоцентрическое (экологическое) сознание, когда Человек начинает выступать и осознавать себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления Природы. Только в этом случае Человек будет ощущать и вести себя как экологический субъект развития Природы, в том числе самого себя и окружающей его среды»

Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу сознание.

Термином «экологическое сознание» обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней»

В популярном биологическом словаре Н.Ф.Реймерс дает такое определение экологическому сознанию: «Экологическое сознание - глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека». Исходной позицией экологического сознания, по его мнению, служит тот очевидный факт, что неразумное антропогенное изменение среды жизни на Земле, выходящее за пределы адаптивных способностей человечества как биологического вида, в силу высокой скорости процесса и, следовательно, невозможности приспособиться, неизбежно приведет к вымиранию этого вида

В учебных программах ДОУ должно предусматриваться обязательное преподавание основ экологических знаний.

Целью экологического образования и воспитания определено повышение уровня сформированности экологической культуры дошкольников.

Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений ребенка с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру.

Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.

Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий, природной среды.

Формирование и развитие экологической культуры сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями науки, производства, искусства, образования и просвещения. В определении критериев и показателей экологической культуры можно исходить из представлений: об экологической культуре личности как общей цели экологического воспитания и образования; о специфике экологической культуры как целенаправленного воздействия на развитие духовной сферы личности, системы ее ценностных ориентации, отношений и деятельности.

Специфика формирования экологической культуры связана с преимущественным воздействием на духовную сферу личности дошкольника и оперированием системой понятий «ценности — отношение — деятельность», которые реализуются в процессе воспитания.

Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за

сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.


1 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: 2004.

2 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: 1995. - С.40.

3 Панов В.И. Экологическая психология:....

4 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции . - С.40.

5 Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. - М.: 1987.