СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

       В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

  Цель: творческое развитие ребенка его природная музыкальность и творческая способность к саморазвитию, вот главная цель для дальнейшей самореализации в его жизни.

Задачи: Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ









Гуртовенко Татьяна Геннадьевна

Музыкальный руководитель

ГКДОУ «Детский сад №370

г.о.Донецк» ДНР
























Донецк 2024г

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного

возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф в своем методическом пособии. Задача педагога — воспитать в нем творческое начало, творческое мышление.

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Цель: творческое развитие ребенка его природная музыкальность и творческая способность к саморазвитию, вот главная цель для дальнейшей самореализации в его жизни.

Задачи: Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.


Ход мастер-класса:


Здравствуйте уважаемые коллеги, прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания!

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!

Тема моего мастер – класса

«Инновационные технологии в музыкальном развитии дошкольников»

А сейчас я познакомлю с некоторыми инновационными технологиями, которые я применяю в работе с детьми.

Приглашаю вас на осеннюю поляну. Сейчас при помощи этих красивых листьев, мы будем с вами сочинять свои песенки.

На пластиковых тарелочках лежат листочки разного размера. Музыкальные руководители раскладывают листья в произвольном порядке и придумывают мелодию.

И пока мои коллеги раскладывают листья и придумывают свои мелодии, я скажу, что это современный метод, метод моделирования музыкального языка. Он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки, а также их отношений в музыке: ритмических, темповых, динамических. А еще, кроме вокальных возможностей, можно использовать и звуковые жесты: прихлопы, притопы, щелчки. Коллеги, готовы? (готовы).

Педагоги пропевают свои ритмические цепочки. А я предлагаю сейчас повторить за мной.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

Музыкальный руководитель, коллеги! Предлагаю Вам не убегать от осеннего дождя, а исполнить его песенку с помощью палочек на необычных инструментах. (Дети могут исполнять ритм стихотворения на перевернутой коробочке от йогурта, палочками для металлофона по ковру и т.п. ливень можно изобразить на более ярких по звуку инструментах – коробочке, барабане, тарелке. Ребята в этой модели знакомятся с ускорением темпа и усилением динамики, которые здесь тесно связаны).
«Ливень» сл. М.Новиковой

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь, песня эта началась.

     Педагоги берут палочки и все вместе продолжают озвучивать стихотворение, в котором отражен весь «сюжет» дождя:


Но вот пошел сильней

И закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Ливень льет как из ведра!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Перестать тебе пора!

     

А сейчас, коллеги! Мы с вами приступаем к приему, который называется свободное моделирование музыкальных инструментов.

«Листопад»

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!


Молодцы! Хорошо потрудились, присаживайтесь за столы. Предлагаю всем немного расслабиться. Для расслабления мы часто используем музыку для релаксации. Я предлагаю вам послушать прекрасную музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь», которую, наши дети слушают на музыкальных занятиях, посмотреть красивый видеоклип и послушать прекрасные осенние звуки.

Во время видеоряда муз. рук. произносит слова.

Осенний лист.

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.

Сегодня, я вам продемонстрировала только некоторые методы, которые раскрывают нам инновационные технологии в музыкальном воспитании детейтехнологии активного восприятия музыки. Ведь технология это - что мы делаем, а методы как мы делаем.

Уважаемые коллеги, я желаю вам и вашим воспитанникам идти по жизни с музыкой.

Хочется, чтобы с доброго начала – встречи с музыкой в детском саду, ребенок пронес любовь к прекрасному искусству через всю жизнь!


В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет

учебный процесс, он живет на занятиях вместе с детьми, помогает и

радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при

которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет комфортно и педагогу, и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут веселые и раскованные.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей

лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это: коммуникативные танцы.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей

заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что

представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определенная жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры

● развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

● «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены

движений);

● повышают общий уровень организации ребенка.

● направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного

двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие

● координационной свободы движения,

● чувства ритма,

● внимания,

● ансамблевой слаженности,

● способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Ее можно определить, как

музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребенка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

● звучащие жесты и музыка моего тела.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ - это первые инструменты, которые всегда под

рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музыцирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх анатомические звуки, это известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего вас мира вокруг.

● шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование.

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

● музыкальность,

● тембровый слух,

● тонкость восприятия,

● ассоциативность,

● художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и

присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий.

Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

● удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально- творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

● музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Поскольку данный материал является доступным и в то же время

привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребенок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них все получается, от возможности себя выразить. Это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.




















ЛИТЕРАТУРА

1. Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

2. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

3. Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель».

– М. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004г. №1с.9-25,

№2с.18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14.

4. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»-С-П.

Ленинградский областной институт развития образования.2004г.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду». – М: Просвещение. 1983г.

6. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка».Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.



















Приложение1

ИГРА-СКАЗКА К. ОРФА « ПРИШЛА ВЕСНА».

Сережу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА

Ура - обрадовался Сережа – можно идти гулять!

КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА

Во дворе Сережа увидел большую коричневую бабочку.

Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.

БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК

Сережа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в нее заползал

дождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ

Крота Сережа не увидел, кроты живут под землей, и роют своими сильными

лапами длинные-длинные норы-коридоры.

ПОСКРЕБСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ

Сережа встал на ноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ

и огляделся: невдалеке у забора росли желтые цветы,

они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Наберу для мамы букет цветов – сказал Сережа.

И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК

И каждый раз, когда Сережа смотрел на цветы, он вспоминал, что

пришла весна.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК


Стихотворение «Веселый телеграф»:

(всем раздаются деревянные палочки, которыми отстукивается

ритм на слова «тук да тук»).

Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлет; тук да тук, тук да тук,

Что весна уже идет; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг: тук да тук, тук да тук,

Что подснежники цветут: тук да тук, тук да тук.

О чем поет воробышек в последний день зимы?

«Мы выжили, мы выжили, дождались мы весны».

Современный метод моделирования музыкального языка и он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов.

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

        Дети могут исполнять ритм стихотворения на перевернутой коробочке от йогурта, палочками для металлофона по ковру и т.п. ливень можно изобразить на более ярких по звуку инструментах – коробочке, барабане, тарелке. Ребята в этой модели знакомятся с ускорением темпа и усилением динамики, которые здесь тесно связаны. 

  «Тюшки – тютюшки»

Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки, топотушки, щелкушки!