Инновационные технологии в работе
учителя — логопеда
с детьми с интеллектуальной
недостаточностью
Автор Е.В. Сычева
МКОУ «Линевская школа — интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью
Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью имеют системный характер и проявляются в дисфункции всех языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области, поэтому специфика работы учителя — логопеда заключается в комплексном развитии всех языковых функций.
Особенности работы учителя — логопеда с детьми с умственной отсталостью
- весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, так как ведущим нарушением обучающихся является недоразвитие познавательной деятельности;
- включение всех сохранных анализаторов, актуализация ощущений разной модальности;
- использование максимальной и разнообразной наглядности;
- коррекция нарушений речи неразрывно связана развитием общей и мелкой моторики;
- содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, письму и развития речи;
- частая смена видов деятельности, повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны;
- создание на занятии эмоционально — положительной атмосферы, ситуации успеха для учащихся.
Инновационные технологии в логопедической практике
- Арт-терапевтические технологии
- Технологии логопедического массажа
- Современные технологии сенсорного воспитания
- Телесноориентированные техники
- Информационно-компьютерные технологии
Преимущества использования
информационно - компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда:
создает положительную мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
повышает качество наглядного материала;
формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
обучает некоторым элементарным действиям с компьютером.
«Тра-ля-ля для язычка». Т.Ю. Бердышева
«Чудо — обучайка». В. Буйко.
Использование логопедических сказок , их сюжетных линий способствует решению коррекционных задач:
создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества детей;
развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для ребенка форме;
развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Существуют следующие виды логопедических сказок:
артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки)
фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, способствуют автоматизации, дифференциации звуков)
сказки, помогающие развитию связной речи
сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами)
Артикуляционная сказка (комплекс упражнений для шипящих звуков)
Сказка про умный язычок.
Жил был . Каждое утро он просыпался,
и садился завтракать. На завтрак он очень любил кушать
с , и пить чай из широкой
Выглянув в , язычок увидел, что светит солнышко и
с радостью пошел в школу . В тот день учитель
показал ученикам . Язычку понравились чудеса
и он научился делать их сам. Умный язычок с удовольствием учился в школе и получал хорошие оценки.
Фонетическая сказка (для автоматизации звуков [с, с'])
С казка про с мелый язычок.
Жил был . В с ем он хва с тал с я с воей с мело с тью.
«Никто мне не с трашен» - говорил язычок. «Ни ,
ни , ни , ни . Даже у с атого
я не бою с ь!». И вдруг в с е у с лышали с ильный с ви с т. Язычок так и с пугал с я, что даже при с ел. Оказало с ь, что
это лопнуло у и воздух из него с тал выходить. В с е с тали с меять с я над хва с тливым язычком.
А с тарый до с тал , накачал автобу с ное коле с о и
с казал: « С мелым быть — с лавное дело, а хва с тать с я - по с леднее »
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
- улучшают мыслительную деятельность;
- способствуют улучшению запоминания;
- повышают устойчивость внимания;
- облегчают процесс формирования навыков чтения и письма;
- формируют пространственные представления;
- снижают утомляемость;
- повышают способность к произвольному контролю.