СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект "Волшебная страна математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей у дошкольников  – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики.  В своём проекте мы опираемся, на концепцию математического развития, согласно которой  качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Волшебная страна математики"»

Инновационный проект на тему: «Волшебная страна математики».

Сл. №2 Цель: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через организацию дополнительного образования в ДОУ.

Задачи:

  1. Создать условия в ДОУ для развития у дошкольников математических способностей;

  2. Расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП;

  3. Формировать у детей интерес к математике;

  4. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);

  5. Организовать кружковую деятельность в ДОУ.

Сл. №3В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей у дошкольников – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики. На сегодняшний день происходит совершенствование образовательного процесса, обновление содержания образования, внедрение современных технологий образовательной работы с дошкольниками, связанно это с введением Федерального государственного образовательного стандарта, изменениями ФЗ №273 «Об образовании», и появлением Концепции развития математического образования в РФ. Согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24.12.2013 г. качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий, прежде всего, развивающей предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребёнка для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.Сл. №4Определяется ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, одной из составляющих которого является развитие математических способностей, при этом повышение интереса детей к математическим знаниям. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса в ДОУ.

Потребность в целенаправленном формировании у детей дошкольного возраста таких качеств, как способность применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях уже определяется и психологами, и педагогами. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели и в ходе образовательной деятельности и в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться.

Проанализировав современную психологию и педагогику можно выделить различные направления исследования мыслительных процессов. Например, одни сторонникисчитают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах А. Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Многие ученые подчеркивают значение именно дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.Существует и такая, точка зрения, где интеллектуальное развитие индивида рассматривается как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законом данная концепция принадлежит Ж. Пиаже. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения. При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

На наш взгляд, именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Реализацией данного проекта нам бы хотелось показать, что математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Опираясь на собственный опыт, мы пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется формирование у детей математических способностей.Хотя многими учёными доказано, что целенаправленная работа по организации математического развития ребенка дошкольного возраста будет способствовать общему повышению уровня развития интеллектуальных (умственных) способностей каждого ребенка, что в свою очередь благоприятно отразится на успешности обучения детей предметному содержанию. Эта работа будет также способствовать личностному развитию ребенка, поскольку такие качества математического стиля мышления как целеустремленность, критичность, широта, гибкость, организованность, логичность и др. являются в то же время личностными характеристиками качеств ума и характера человека.

В связи с этим, перед нами встала проблема улучшения условий в детском саду для более эффективного развития математических способностей детей. Одной из такой формы улучшения условий, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала проблемы дополнительного ФЭМП,  является дополнительное образование, способствующая развитию у детей интереса к математике в дошкольном возрасте, и отвечающая современным требованиям ФГОС.

Стремление решить проблему и вызвало интерес к теме данного проекта. Мы планируем осуществлять через дополнительное образование, дополнительное развитие математических способностей, организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности. Для продуктивной работы по реализации проекта, составлен план методической работы с педагогами и родителями. Как показывает педагогическая практика, что при условии правильно организованного педагогического процесса, а именно кружковой работы с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Задача воспитателей и родителей – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенку.И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Сл. №5 Научная новизна заключается:

- в разработке программ дополнительного образования по развитию математических способностей дошкольников;

- разработке мониторинга исследования математического развития каждого ребенка в соответствии с его актуальными возможностями, но с ориентацией на уровень ближайшего развития, что приводит к реальному продвижению ребенка по пути развития математических способностей.

Сл. №6 Практическая значимость:

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что материал можно применить и в других детских садах, и использовать его для повышения уровня математических знаний дошкольников.

Сл. №7 Срок реализации: среднесрочный (2015-2018г.)

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный (начало уч.г.);

2 этап – основной (уч.г.);

3 этап – аналитический (конец уч.г.)

Сл. №8 Этапы реализации проекта:

  1. этап - подготовительный (начало уч.г.)

-Мониторинг математических способностей дошкольников;

-мониторинг родителей и педагогов;

-Составление поэтапного плана работы;

-Анализ проблемы: как повысить интерес детей к математическим знаниям;

-Создание банка идей и предложений;

-Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности;

  1. этап - основной (учебный год):

-Определение задач образовательной работы;

-Планирование и реализация кружковой деятельности;

-Составить новые формы работы с детьми, КВНы, олимпиады, шашечные турниры и т.д;

-Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем;

-методическая работа с педагогами;

-Организация форм работы с родителями (интеллектуальные клубы, тренинги, консультации и т.д.);

-Реализация плана по РППС;

3 этап - аналитический (конец уч.г.):

-Мониторинг математических способностей;

-Анализ РППС;

-Презентация по реализации проекта.

Сл. №10 Функции участников:

Заведующий детским садом - создать условия для организации и проведения мероприятий;

Зам. зав. по УВР - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

Музыкальный руководитель – помощь в проведение развлечений, праздников;

Воспитатели (педагоги) – реализация проекта;

Педагог-психолог- психолого-педагогическое сопровождение участников проекта;

Учитель-логопед - развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, общей моторики в процессе логопедической образовательной деятельности;

Завхоз - материально-техническое обеспечение.

Сл. №11 Реализация работы по блокам:

I блок: работа с детьми

II блок: работа с родителями

III блок: работа с педагогами

Презентация результатов.

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: интеллектуальные игры КВН, конкурсы, викторины и Дни открытых дверей.

Предполагаемый конечный результат: созданные условия в ДОУ по развитию математических способностей дошкольников соответствуют современным требованиям, организация дополнительного образования способствует повышению уровня развития математических способностей детей:

-у детей сформирован интерес к самому процессу познания математики;

-воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

-дети способны к мыслительным операциям (анализ, синтез, аналогии);

-умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

По результатам апробации проекта есть свои результаты:

  1. Участие в различных конкурсах, конференциях городского, всероссийского уровня, где были занятые и получены дипломы 1 степени, а также публикация в различных изданиях.

2. В детском саду создаются, и совершенствуется РППС, приобретаются дидактические игра по ФЭМП-сенсорные;

-моделирующего характера;

-развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.

  1. Подготовлены материалы для публикации сборника «Проверяем знания дошкольников по математике», а также материал по всем дополнительным программам реализуемых в ДОУ по ФЭМП.

  2. Апробируется ещё один проект «Развивайка» это ФЭМП у детей с ОНР.

  3. В этом учебном году стремимся выйти на инновационную площадку.

Мы читаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Задача воспитателей и родителей и д/с – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!