СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Над разработкой новых эффективных технологий в логопедии трудятся многие ученые и специалисты-практики. К хорошо известным технологиям развития дыхания артикуляционной и мелкой моторики постепенно добавились такие, как Су-джок терапия, гидрогимнастика и другие.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушений»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №1 «Русалочка» п.Гигант Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушений Подготовила:учитель-логопед Устиненко А.В.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №1 «Русалочка» п.Гигант

Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушений

Подготовила:учитель-логопед Устиненко А.В.

         Технологии развития мелкой моторики  1.Кинезитерапия От греч. kinesis —движение, therapia — лечение.  «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.  «Лезгинка» Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение рук.  «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 ».  «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «наоборот».  «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки.

Технологии развития мелкой моторики 1.Кинезитерапия От греч. kinesis —движение, therapia — лечение. «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. «Лезгинка» Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение рук. «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 ». «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «наоборот». «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки.

                        У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны.

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики

                        2. Гидрогимнастика Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

2. Гидрогимнастика

Прокатывание,

перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

                        3. Су-джок терапия Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния. Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

3. Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния. Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Технологии развития  артикуляционной моторики  - проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры; - проведение работы по борьбе с солевацией; - проведение артикуляционной гимнастики.  1. Логопедический массаж  2. Зондовый массаж  Логопедический точечный массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц арт. аппарата, при вялой — их укрепление. а)игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;  б)  зондом «лопаточка» вибрация щек, губ, языка;  в)  зонд «салазки» поглаживание щек, губ, языка  г)  «рубящий» зонд — постукивающие движения;  д)  зонд «толкач» — разминание.

Технологии развития

артикуляционной моторики - проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры; - проведение работы по борьбе с солевацией; - проведение артикуляционной гимнастики. 1. Логопедический массаж 2. Зондовый массаж Логопедический точечный массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц арт. аппарата, при вялой — их укрепление. а)игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка; б) зондом «лопаточка» вибрация щек, губ, языка; в) зонд «салазки» поглаживание щек, губ, языка г) «рубящий» зонд — постукивающие движения; д) зонд «толкач» — разминание.

                        3. Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ)  это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани. Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы. Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций. Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно

3. Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ) это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани. Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы. Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно

                        4.Артикуляционная гимнастика  Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4.Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

                         Технологии развития речевого  дыхания и голоса Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус­ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Технологии развития речевого

дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус­ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

                        Можно рекомендовать комплекс упражнений по развитию речевого дыхания. 1-е упражнение. Погладить (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать  крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз). 2-е упражнение . Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями. 3-е упражнение . Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти. 4-е упражнение . Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, закрывая отдыхающую пальцем. 5-еупражнение . Ребенок делает полный вдох, за­держивает дыхание и делает долгий выдох.

Можно рекомендовать комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.

1-е упражнение. Погладить (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2-е упражнение . Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3-е упражнение . Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.

4-е упражнение . Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, закрывая отдыхающую пальцем.

5-еупражнение . Ребенок делает полный вдох, за­держивает дыхание и делает долгий выдох.

                        Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи  1. Синквейн  Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.Правила составления синквейна: 1)строка - слово, обычно существительное, отражающее идею; 2) строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3) строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4) строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5)строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Примеры синквейна:  Дождь Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Я люблю гулять под дождем. Лужи, тучи, вода.

Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи 1. Синквейн

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.Правила составления синквейна:

1)строка - слово, обычно существительное, отражающее идею;

2) строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3) строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5)строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

Дождь

  • Грибной, летний.
  • Льет, капает, стучит.
  • Я люблю гулять под дождем.
  • Лужи, тучи, вода.
                        2. Лимерики  — абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как ли­мерик. В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой. Примеры лимерика: В соседнем дворе живет собака Дружок. Однажды Дружок под дождем промок. Дети построили Дружку домишко. Дружок в непогоду виляет хвостишком. В соседнем дворе живет собака Дружок .

2. Лимерики — абсурдное стихотворение:

  • стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;
  • комическое стихотворение, также известное как ли­мерик.

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака Дружок.

Однажды Дружок под дождем промок.

Дети построили Дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака Дружок .

 Методы креативного речевого развития 1. Креативное речевое моделирование  объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка и проводится в несколько этапов. 1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы. Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений: лопата, сковородка; книга, театр и т. д. Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание. Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»: Лопата и сковородка сделаны из железа. И лопатой, и сковородкой можно защищаться. На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести. Лопата и сковородка сделаны руками человека. 2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:самолет, чашка; комар, роса и т. д.

Методы креативного речевого развития

1. Креативное речевое моделирование

объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка и проводится в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы. Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений: лопата, сковородка; книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание. Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»: Лопата и сковородка сделаны из железа. И лопатой, и сковородкой можно защищаться. На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести. Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:самолет, чашка; комар, роса и т. д.

                        2. Мозговой штурм — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени.  «Мозговой штурм» предусматривает выполнение ряд правил: нельзя критиковать идеи, споры и обсуждения запрещены приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. нет плохих идей;  поощряются усовершенствование и комбинирование чужих идей;  идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.  Главная цель — получить как можно больше идей. Например, заключительное занятие по теме «Весна». Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д

2. Мозговой штурм — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени. «Мозговой штурм» предусматривает выполнение ряд правил: нельзя критиковать идеи, споры и обсуждения запрещены приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. нет плохих идей; поощряются усовершенствование и комбинирование чужих идей; идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. Главная цель — получить как можно больше идей. Например, заключительное занятие по теме «Весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д

                        Аналогии Синектика Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче. Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы... На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается. На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

Аналогии Синектика

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

                        Оператор РВС Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается. Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?

Оператор РВС

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)».

Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается. Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?

 Литература  Акименко В.М Развивающие технологии в логопедии / Ростов н/Д : Феникс, 2011 Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008..  Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.  Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003.  Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.  Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.  Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. — 2001.  Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

Литература Акименко В.М Развивающие технологии в логопедии / Ростов н/Д : Феникс, 2011 Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008.. Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. — 2001. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия разви­тия, 2003.