СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере литературы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты возможности осуществления введения в содержание предмета учебного гуманитарного цикла(литературы) дополнительного материала по экономической подготовке обучающихся. На примере литературных произведений можно проводить различные виды работ по усвоению терминов, категорий и понятий, характерных именно для процесса развития современных хозяйственных отношений. Мы постарались связать события, отраженные в произведениях, с реальной жизнью сегодняшних дней.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере литературы)»


ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере литературы)

Клапоть Яна Сергеевна,

соискатель БрГУ г. Брест, РБ


Смирнова Евгения Владимировна,

кандидат педагогических наук,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №16 г. Электрогорск


Аннотация. В статье раскрыты возможности осуществления введения в содержание предмета учебного гуманитарного цикла (литературы) дополнительного материала по экономической подготовке обучающихся. На примере литературных произведений можно проводить различные виды работ по усвоению терминов, категорий и понятий, характерных именно для процесса развития современных хозяйственных отношений. Мы постарались связать события, отраженные в произведениях, с реальной жизнью сегодняшних дней.

Ключевые слова: интеграция; ФГОС; экономическое образование; термины - биржа, долг, залог, заимодавец, капитал, картель, кредит и др.

Как можно осуществлять интеграцию экономического образования через содержание материала уроков литературы и тем выполнить требования ФГОС (Федеральный государственный стандарт) к формированию личностных, метапредметных и собственно литературно-экономических предметных результатов?

Думая о человеке будущего, мы должны позаботиться о том, чем он будет руководствоваться, выбирая свои цели и средства их достижения, какие критерии и оценки станут фундаментом его морали.

Экономически образованный человек, вступивший в зрелый и активный период трудовой деятельности должен ставить своей первоочередной и главнейшей задачей прогнозирование экономических последствий своей деятельности и просчитать объективную экономическую оценку всех действий. В этом случае экономическое образование должно носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей человеческой жизни, начиная с дошкольного возраста.

Особое значение для экономического образования имеет ООО (основная образовательная организация). В этот период изучаются предметы общего цикла, которые часто непосредственно связаны с элементами экономических знаний, позволяющими заложить фундамент экономической грамотности. В настоящее время повысить качество экономического образования, ограничиваясь только факультативными занятиями, уже не представляется возможности.

В нашем исследовании мы рассматриваем комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических проблем в процессе непрерывного экономического образования в ООО. Такое целостное видение личностного и экономического развития обучающегося на разных этапах его жизнедеятельности, осуществляемое в системе «ДОО,ООО,ПОО,ООВО» через взаимосвязь и преемственность отсутствует в практике педагогических исследований.

Впервые, нами, в педагогической теории разработана, теоретически обоснована, экспериментально проверена:

- целостная концепция непрерывного экономического образования в ООО;

- отобрано и экспериментально проверено содержание экономического образования на различных этапах становления личности:

- определен стандарт экономического образования с учетом преемственности;

- разработан интегрированный курс включающий гуманитарные, общетехнические и специальные дисциплины в процессе непрерывного образования.

Формируя развитую личность в процессе образования элементы гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовать тот целый образ реальности, который позволит обучающимся свободно ориентироваться в окружающем мире.

Гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир обучающегося (с тем, чтобы ему была ясна польза не только от усвоения литературных познаний, но и от прочтения любого произведения), чтобы принять сознательное участие в реальной экономической политики страны, за этим стоят рекомендуемые ФГОС предметные и метапредметные компетенции; преобразование содержания учебного курса, при котором станет очевидной ценность литературно-экономического образования для развития общей культуры обучающегося (личностные результаты ФГОС). Ведь для этого в курсе литературы есть огромные возможности.

Уроки литературы могут воспитывать интерес к культуре своих предков, уважение к культуре вообще, вере других народов, и самое главное, способность видеть и понимать настоящее. ФГОС направлен на «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка и экономики страны, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение экономическими категориями и культурой многонационального народа России».

Главное требование к личностным, метапредметным и предметным результатам – освоение обучающимися основной образовательной программы общего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и определении путей изучения экономики в предметах (учебных курсах) ООО.

Рассмотрим произведения, которые позволяют педагогам просто и доступно раскрыть экономические знания на уроках литературы, вооружить знаниями и умениями для профессионального самоопределения.

Благодатный материал для усвоения определенной лексики современного рынка дают уроки литературы в ООО. На примере литературных произведений можно проводить с обучающимися различные виды занятий по усвоению новых терминов, понятий и т.д. Наша основная цель – помочь педагогу связать события, отраженные в изучаемых произведениях, с реальной жизнью. В начале говорится о личностном смысле предмета «литература»: предметный результат – красота слова. Метапредметный результат – способность освоить и осмыслить предметный материал классической литературы и экономических терминов; видеть, чувствовать и понимать человека и мир (смысловое чтение словами ФГОС), устанавливать связи между литературой и экономикой. Личностный – воздействие на внутренний мир обучающегося, порождение в каждом обучающемся мотив и усилие понять и принять на себя те чувства и мысли, которые вложил классик в свое произведение; формирование гражданской идентичности.

Рассмотрим Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Объясните по толковому словарю значение слов: биржа, долг, залог, заимодавец, капитал, картель, кредит.

1.Биржа (голл.Beurs,нем.Borse) – учреждение для заключения крупных финансовых и торговых сделок. (Объяснить значение всех остальных слов).

Задание

1.В каком значении выступает слово биржав следующих строчках:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик?

Ответ:раньше биржей называлось место предложения и найма рабочей силы, обычно на рынке, торговой площади, или уличная стоянка извозчиков. Слово «биржа» выступает в таком же значении.

2.Разберите по составу слова:

разносчик;

извозчик.

Ответ: разносчик, извозчик.

3. Подберите синонимы к выделенным словам:

а)Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

Ипромотался наконец.

Ответ: долгами – кредитами, промотался – обанкротился.

б) То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель.

Ответ: картель – трест-синдикат.

Объясните значение слова картель в этом предложении.

Ответ: письменный вызов на дуэль.

Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души»

1.Объясните по толковому словарю значение слов: афера, взятка, контрабанда, таможня, средства.

Средство (а) – а) прием, способ действия для достижения чего-либо. (Нужно рассмотреть и другие определения).

2. Объясните значение выделенного слова в данном предложении:

а) С такими средствами добыл он (Чичиков) в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко.

Ответ: средствами – деньгами, капиталом.

б) Объясните устно стилистические недочеты в данном предложении.

3. Выпиши из Х1 главы поэмы крылатые выражения.

Ответ:

- Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего… на свете…

- Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой…

- Учись, не дури, и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…

- Коли будешь угождать начальнику, то хоть в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь…

А.Н.Островский пьеса «Свои люди – сочтемся»

Объясните по толковому словарю значение слов:

баланс, банкрот, вексель, задаток, золотой, кредитор, мошенничество, сделка.

  1. Выпишите из пьесы 4-5 пословиц и определите виды предложений.

Ответ:

- Известное дело: с богатым мужиком, что с чертом, не скоро сообразишь.

- В добрый час молвить, в худой промолчать.

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- За большим погонишься – и последнее отнимут.

- Знай, сверчок, свой шесток.

2. Как показан в этих пословицах духовный мир главных героев пьесы?

Мысли и крылатые слова из произведений А.П.Чехова

Мысли и крылатые слова неплохо знать будущим предпринимателям, да и вообще любому человеку.

- Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное.

- Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.

- Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Наши пожелания:пусть эти мудрые чеховские мысли будут светлым маяком размышления о личностном смысле предмета «литература».

Все, что рекомендовано проводить на уроках литературы, - это лишь первый, скромный шаг в мир рыночных отношений.

Мы поделились скромным опытом, как включать экономическое образование в процесс изучения литературы. И считаем, что полученные экономические знания и знания по литературе формируют человека-собственника, умеющего рассчитывать и прогнозировать сувою деятельность, оценивать общественные и личностные действия на примерах образов или героев романов, пьес др. с точки зрения преемственности экономических знаний и знаний по литературе, их целостности и результативности.