ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере литературы)
Клапоть Яна Сергеевна,
соискатель БрГУ г. Брест, РБ
Смирнова Евгения Владимировна,
кандидат педагогических наук,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №16 г. Электрогорск
Аннотация. В статье раскрыты возможности осуществления введения в содержание предмета учебного гуманитарного цикла (литературы) дополнительного материала по экономической подготовке обучающихся. На примере литературных произведений можно проводить различные виды работ по усвоению терминов, категорий и понятий, характерных именно для процесса развития современных хозяйственных отношений. Мы постарались связать события, отраженные в произведениях, с реальной жизнью сегодняшних дней.
Ключевые слова: интеграция; ФГОС; экономическое образование; термины - биржа, долг, залог, заимодавец, капитал, картель, кредит и др.
Как можно осуществлять интеграцию экономического образования через содержание материала уроков литературы и тем выполнить требования ФГОС (Федеральный государственный стандарт) к формированию личностных, метапредметных и собственно литературно-экономических предметных результатов?
Думая о человеке будущего, мы должны позаботиться о том, чем он будет руководствоваться, выбирая свои цели и средства их достижения, какие критерии и оценки станут фундаментом его морали.
Экономически образованный человек, вступивший в зрелый и активный период трудовой деятельности должен ставить своей первоочередной и главнейшей задачей прогнозирование экономических последствий своей деятельности и просчитать объективную экономическую оценку всех действий. В этом случае экономическое образование должно носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей человеческой жизни, начиная с дошкольного возраста.
Особое значение для экономического образования имеет ООО (основная образовательная организация). В этот период изучаются предметы общего цикла, которые часто непосредственно связаны с элементами экономических знаний, позволяющими заложить фундамент экономической грамотности. В настоящее время повысить качество экономического образования, ограничиваясь только факультативными занятиями, уже не представляется возможности.
В нашем исследовании мы рассматриваем комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических проблем в процессе непрерывного экономического образования в ООО. Такое целостное видение личностного и экономического развития обучающегося на разных этапах его жизнедеятельности, осуществляемое в системе «ДОО,ООО,ПОО,ООВО» через взаимосвязь и преемственность отсутствует в практике педагогических исследований.
Впервые, нами, в педагогической теории разработана, теоретически обоснована, экспериментально проверена:
- целостная концепция непрерывного экономического образования в ООО;
- отобрано и экспериментально проверено содержание экономического образования на различных этапах становления личности:
- определен стандарт экономического образования с учетом преемственности;
- разработан интегрированный курс включающий гуманитарные, общетехнические и специальные дисциплины в процессе непрерывного образования.
Формируя развитую личность в процессе образования элементы гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовать тот целый образ реальности, который позволит обучающимся свободно ориентироваться в окружающем мире.
Гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир обучающегося (с тем, чтобы ему была ясна польза не только от усвоения литературных познаний, но и от прочтения любого произведения), чтобы принять сознательное участие в реальной экономической политики страны, за этим стоят рекомендуемые ФГОС предметные и метапредметные компетенции; преобразование содержания учебного курса, при котором станет очевидной ценность литературно-экономического образования для развития общей культуры обучающегося (личностные результаты ФГОС). Ведь для этого в курсе литературы есть огромные возможности.
Уроки литературы могут воспитывать интерес к культуре своих предков, уважение к культуре вообще, вере других народов, и самое главное, способность видеть и понимать настоящее. ФГОС направлен на «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка и экономики страны, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение экономическими категориями и культурой многонационального народа России».
Главное требование к личностным, метапредметным и предметным результатам – освоение обучающимися основной образовательной программы общего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и определении путей изучения экономики в предметах (учебных курсах) ООО.
Рассмотрим произведения, которые позволяют педагогам просто и доступно раскрыть экономические знания на уроках литературы, вооружить знаниями и умениями для профессионального самоопределения.
Благодатный материал для усвоения определенной лексики современного рынка дают уроки литературы в ООО. На примере литературных произведений можно проводить с обучающимися различные виды занятий по усвоению новых терминов, понятий и т.д. Наша основная цель – помочь педагогу связать события, отраженные в изучаемых произведениях, с реальной жизнью. В начале говорится о личностном смысле предмета «литература»: предметный результат – красота слова. Метапредметный результат – способность освоить и осмыслить предметный материал классической литературы и экономических терминов; видеть, чувствовать и понимать человека и мир (смысловое чтение словами ФГОС), устанавливать связи между литературой и экономикой. Личностный – воздействие на внутренний мир обучающегося, порождение в каждом обучающемся мотив и усилие понять и принять на себя те чувства и мысли, которые вложил классик в свое произведение; формирование гражданской идентичности.
Рассмотрим Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Объясните по толковому словарю значение слов: биржа, долг, залог, заимодавец, капитал, картель, кредит.
1.Биржа (голл.Beurs,нем.Borse) – учреждение для заключения крупных финансовых и торговых сделок. (Объяснить значение всех остальных слов).
Задание
1.В каком значении выступает слово биржав следующих строчках:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик?
Ответ:раньше биржей называлось место предложения и найма рабочей силы, обычно на рынке, торговой площади, или уличная стоянка извозчиков. Слово «биржа» выступает в таком же значении.
2.Разберите по составу слова:
разносчик;
извозчик.
Ответ: разносчик, извозчик.
3. Подберите синонимы к выделенным словам:
а)Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
Ипромотался наконец.
Ответ: долгами – кредитами, промотался – обанкротился.
б) То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель.
Ответ: картель – трест-синдикат.
Объясните значение слова картель в этом предложении.
Ответ: письменный вызов на дуэль.
Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души»
1.Объясните по толковому словарю значение слов: афера, взятка, контрабанда, таможня, средства.
Средство (а) – а) прием, способ действия для достижения чего-либо. (Нужно рассмотреть и другие определения).
2. Объясните значение выделенного слова в данном предложении:
а) С такими средствами добыл он (Чичиков) в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко.
Ответ: средствами – деньгами, капиталом.
б) Объясните устно стилистические недочеты в данном предложении.
3. Выпиши из Х1 главы поэмы крылатые выражения.
Ответ:
- Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего… на свете…
- Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой…
- Учись, не дури, и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…
- Коли будешь угождать начальнику, то хоть в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь…
А.Н.Островский пьеса «Свои люди – сочтемся»
Объясните по толковому словарю значение слов:
баланс, банкрот, вексель, задаток, золотой, кредитор, мошенничество, сделка.
Выпишите из пьесы 4-5 пословиц и определите виды предложений.
Ответ:
- Известное дело: с богатым мужиком, что с чертом, не скоро сообразишь.
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- За большим погонишься – и последнее отнимут.
- Знай, сверчок, свой шесток.
2. Как показан в этих пословицах духовный мир главных героев пьесы?
Мысли и крылатые слова из произведений А.П.Чехова
Мысли и крылатые слова неплохо знать будущим предпринимателям, да и вообще любому человеку.
- Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное.
- Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
- Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Наши пожелания:пусть эти мудрые чеховские мысли будут светлым маяком размышления о личностном смысле предмета «литература».
Все, что рекомендовано проводить на уроках литературы, - это лишь первый, скромный шаг в мир рыночных отношений.
Мы поделились скромным опытом, как включать экономическое образование в процесс изучения литературы. И считаем, что полученные экономические знания и знания по литературе формируют человека-собственника, умеющего рассчитывать и прогнозировать сувою деятельность, оценивать общественные и личностные действия на примерах образов или героев романов, пьес др. с точки зрения преемственности экономических знаний и знаний по литературе, их целостности и результативности.