СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие с детьми средней группы по ознакомлению с природой образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Скоро зима»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие с детьми средней группы по ознакомлению с природой образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Скоро зима»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г. Жердевка









Интегрированное занятие с детьми средней группы

по ознакомлению с природой

образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Скоро зима»











Подготовила:

воспитатель Лифановская М.А.

Дата проведения : 20.11.2019г.













г. Жердевка 2019г.

Программное содержание:

Цель: Систематизировать представление детей о диких животных, готовящихся к зиме.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Обучающие:

1.Дать представления детям о жизни диких животных зимой;

2.Формировать интерес к окружающей природе;

3. Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

4.Продолжать учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы;

5. Способствовать формированию активного словаря;

6. Закрепление счета до пяти.

Развивающие:

1.Продолжать развивать речь, внимание, мышление, воображение, память;

2.Развивать формирование мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания;

3.Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость по средствам художественно-эстетического развития;

4.Развивать творческое отношение к музыке, через передачу образов в музыкальных играх и песнях.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к природе, заботливое отношение к диким животным;

2.Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помочь животным.

Методические приемы: беседа-диалог, сюрпризный момент (герои), игровая ситуация, физкультминутка, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы.

Предварительная работа: Беседы, наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, изготовление атрибутов и декораций к зимнему лесу.

Используемые материалы и оборудование: декорации к зимнему лесу, кукла –(сорока ,зайчик, лисичка, белочка), аудиозапись, фонограмма стрекота сороки, завывание ветра, корзинка, грибочки(деревянные и картонные).

Ход занятия:

1 часть .Орг. момент

(Дети заходят в зал.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли сегодня гости. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.

(Дети здороваются с гостями и садятся на стульчики.)

Присядем на стульчики, сидим правильно, спины прямые, ноги дружные.

(Фонограмма № 1 Завывание ветра)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?

(ответы детей)

Это ветер ледяной дует. Значит, скоро наступит зима. Станет совсем холодно. Но мы с вами не боимся холодов, правда, ребята? Мы будем тепло одеваться. А сейчас согреем наши ручки. (проводится пальчиковая и дыхательная гимнастики)

Очень холодно зимой,(трут себя за предплечья)

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!(круговые движения, как при мытье рук)

Надо ручки нам погреть,( дуют на ручки)

Посильнее растереть.(растирают )

Воспитатель: Согрелись ваши ручки? И ветер совсем стих.

Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

(воспитатель обращается к детям)

… - Про какое время года это стихотворение?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас поздняя осень. Листья на деревьях почти опали, стало холодно, выпал снежок. А вы хотите узнать, что происходит в природе поздней осенью?

Основная часть

Воспитатель: Предлагаю вам сейчас отправиться в лес, да не простой, а в волшебный, чтобы посмотреть, как же звери готовятся к зиме. Отправимся в путешествие? ( дети встают, воспитатель ведет их в центр зала)

Повторяйте вместе со мной волшебные слова «Вокруг себя повернись и в лесу волшебном очутись!» ( повторяют все вместе)

Воспитатель: Вот мы и в осеннем лесу! Но прежде чем в него войти, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (ответы детей).

Правильно, ребята! В лесу нельзя шуметь, потому что можем спугнуть птиц и животных, бросать мусор, разжигать костры, ломать деревья, разорять птичьи гнезда. Посмотрите как же здесь красиво. Давайте вдохнем лесной аромат (2 раза). Вот теперь можно зайти в лес. Возьмёмся за руки, что бы никто не потерялся в лесу.

Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?

Дети: (нет)

Воспитатель: А почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Не слышны голоса птиц, потому что многие уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы.

Ой, ребята, я кажется, слышу, что кто-то плачет, а вы слышите? Вы догадались кто это? Давай те я вам помогу и загадаю загадку.

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? Ответ детей (Заяц)

(доносится звук плачущего зайчонка) Дети вместе с воспитателем идут на звук. Заяц выходит грустный и плачущий.

Воспитатель: Ребята, смотрите, да это плачет зайчишка. Зайчик, что случилось, почему ты плачешь?

Зайчонок: Здравствуйте, ребята, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику? Как вы думаете, где может жить зайчиха?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Ребята, какие животные живут в лесу?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно в лесу живут дикие животные. Поможем зайчику найти его маму. И отгадав загадки вспомним, какие же еще дикие животные живут в лесу.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

Дети: Белочка. (появляется белочка поскоками)

Воспитатель: Правильно белочка.

Зайчонок. Здравствуй, белочка, ты не видела мою маму-зайчиху?

Белочка. Здравствуйте. Нет не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель: Посмотрите, сколько грибов на полянке. Поможем белочке, собрать грибочки?

(под видео сопровождение, проводится подвижная игра «Собери грибочки»)

Белочка. Спасибо, ребята, помогите мне отсчитать пять грибочков, я хочу угостить ежика.

Воспитатель: Обязательно поможем, наши ребята умеют считать, (обращается к детям) Кто хочет помочь белочке? (воспитатель приглашает одного ребенка, который отсчитывает в другую корзинку пять грибов, показывая при этом всем)

Белочка: Спасибо.

Воспитатель. Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка. Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Зайчик. Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Белочка: До свидания, ребята.

Воспитатель. Мы отправляемся дальше на поиски мамы зайчонка. А вот и следующая загадка.

За деревьями, кустами, 
Промелькнуло быстро пламя. 
Промелькнула, пробежала – 
Нет ни дыма, ни пожара. 
- Что за зверь? (лиса
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование. (показ видео)

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. 

Зайчик. Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель. Не бойся, мы не дадим тебя в обиду и чтобы тебе не было так грустно предлагаю поиграть с нами в игру. Ребята, поиграем с зайчиком? Изображать. Покажите, какие у зайчика ушки, вот они какие длинные, маленькие лапки. (проводится физкультминутка «На полянке зайки танцевали»)

Зайчик. А вон и мама моя! Мама!!!

Зайчиха. Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок. Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха. Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель. Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха. Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу. Нам нужно торопиться. Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей) 
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

(Воспитатель и дети прощаются с зайчихой и зайчонком)

Воспитатель. Ребята вам нравиться в лесу? Вы не устали, хотите еще погулять? (Идут дальше) Ребята, посмотрите, кто это? (На ветвях дерева стрекочет сорока. Фонограмма № 2)

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно сорока. А вот и последняя загадка

Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может  громко зареветь,
А зовут его….( Медведь) 

А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

Сорока. Ребята, не ходите по той дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей.)

Сорока. Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать.

2. Зимний сон медведей.

.Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед ,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. 

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей). 

Воспитатель. Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам опять нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и снова вернулись в детский сад. Присядем на стульчики, отдохнем (напоминание об правильной осанке) Где мы с вами побывали? Почему нельзя шуметь в лесу? Каких зверей мы встретили в лесу? А какие это животные дикие или домашние? Кто из зверей впадает в спячку? Зачем заяц меняет цвет шерсти зимой?

Рефлексия. Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие? А что вам понравилось. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, и как они готовятся к зиме. Мы сейчас пойдем на прогулку, покормим птичек, и посмотрим, как природа готовится к зиме.





























Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Тема: «Скоро Зима!» (Жизнь диких животных зимой)
Цель
: Формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: Познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая: развивать внимание, мышление, память, 
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; трафареты-заготовки животных, цветные карандаши, раскраски диких животных .

Ход занятия: 
1. Организационный момент 

Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой. 
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку. 
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может  громко зареветь,
А зовут его….( Медведь) 

А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед ,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. 

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей). 
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает! 
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают. 
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация)

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. 
4. - Хожу в пушистой шубке, 
Живу в густом лесу. 
В дупле на старом дубе 
Орешки я грызу.

- Кто это? (белка) (показ иллюстрации)
А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой .- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.


5.- За деревьями, кустами, 
Промелькнуло быстро пламя. 
Промелькнула, пробежала – 
Нет ни дыма, ни пожара. 
- Что за зверь? (лиса
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. 


6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, 
Для зимы другого цвета. (Заяц) 
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого). 

Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей) 
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.


7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В  некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка.  (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к — работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины. 


8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия. 
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.





9