3
ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ.
Цель урока: восприятие красоты природы в различных произведениях искусства.
Задачи:
Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами искусства;
Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;
Развивать творческие способности, воображение, зрительно-слуховую память;
Формировать нравственную отзывчивость;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству
Познакомить с творчеством А. Вивальди.
На музыкальных примерах воспитать в детях любовь к природе.
Наглядно-методические пособия:
1.Портрет композитора: А. Вивальди.
2. Фонохрестоматия.
3.Словарь эстетических эмоций.
Ход урока:
1. Проверка подготовки к уроку.
2. Природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего природу. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близки и родственные чувства.
- Вы рассмотрели репродукцию картины, где художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. А сейчас мы с вами послушаем как «Зима» изображена в музыке.(слушание произведения «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)
Ребята, с каким настроением, вы сейчас прослушали это произведение?
(ответы детей)
- Как вы определили настроение?
(с помощью музыкального языка)
- Какой характер? танцевальный, песенный, маршевый?
- Давайте поработаем со словарём эстет. эмоций. определите жанр, характер музыки (ответы детей).
- Какие чувства при слушании музыки возникали в вашей душе? (ответы детей?)
-Похоже ли по настроению музыкальное произведение и картина? Чем? (ответы детей?)
- Назовите какие крупные музыкальные жанры вы знаете? (симфония, балет, опера)
- В каком жанре написано это музыкальное произведение? (струнно-смычковый оркестр).
-Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял это произведение?
- Вы сейчас прослушали произведение великого итальянского композитора А. Вивальди. Вам дано было домашнее задание приготовить сообщение.
(рассказывает ученик)
- А. Вивальди (показ портрета)
- Новый жанр с которым вы сейчас познакомились concerto grosso
(итал., — большой концерт),
(запишите в своих тетрадях)
музыкальный инструментальный жанр, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Разновидность инструментального концерта, сложившаяся в Италии в кон. 17 в.
- Какие картины зимы вы представили, слушая музыку? (ответы детей?)
-Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому музыкальному произведению. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д. (ответы детей?)
- А как вы назвали бы эту картину? (ответы детей?)
- Какие изобразительные интонации есть в этом произведении?
-Какие инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?
(флейта, скрипки – самые певучие инструменты симфонического оркестра).
- Ребята найдите сами сходные черты в музыке А. Вивальди и картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
- Ребята, с каким композитором познакомились на сегодняшнем уроке?
-Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство не разделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
- Что же и объединяет А. Вивальди и И.Э. Грабаря? (любовь к природе). - До свидания, ребята (музыкальное прощание).