СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллект-карты на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель создания карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить и оценить структуру знаний по определённой теме. Они дают возможность сделать наглядным процесс мышления учащегося.Цель создания карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить и оценить структуру знаний по определённой теме. Они дают возможность сделать наглядным процесс мышления учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карты на уроках географии»

Интеллект-карты на уроках географии


Учение – часть нашей жизни. Умение зажечь и заинтересовать учебой – чуть ли не самый мощный инструмент в руках учителя. Но вот вопрос: как это сделать? Как добиться того, чтобы вовлечь в работу всех учащихся в классе и понять, когда им интересно? Сегодня в копилке каждого учителя много приемов и способов получения информации обратной связи о знаниях, умениях и навыках учеников. Однако, согласитесь со мной, механизмы восприятия, переработки и сохранения информации человеческим мозгом скрыты от наблюдения, поэтому управлять этими механизмами трудно.

Метод интеллект-карт был предложен американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном (большой объём информации он предложил структурировать, выделяя главное, а все последующие понятия ассоциировать с образами). «Mindmaps» в переводе с английского – «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты сознания», «ментальные карты», «карты памяти», «карты представлений», «мысленные карты», «умственные карты»,

«карты мнений», еще называют креатив-граффити. Такой перевод представляется несоответствующим, поскольку речь идет о графическом отображении мыслительного процесса. Учащиеся решают проблему, рассуждают и одновременно рисуют на бумаге, графически фиксируя приходящие в голову и связанные с решаемой задачей образы и ассоциации. Таким образом может быть проанализирована задача и получена информация, а может быть и найдено решение задачи. Деятельность становится наблюдаемой, а значит управляемой. Можно без преувеличения сказать, что интеллект-карты

– это инструмент и обучения, и диагностики обученности.

Интеллект-карты используются активно и разносторонне учителями всех предметов, так как методика их построения очень проста. Она помогает педагогу и ученику в решение многих важных проблем: определяет логику действий тех, кто учит, и тех, кто учится (от многомерности мышления к многомерности обучения). Главная цель использования интеллект-карт – увеличить эффективность деятельности учащихся, а главное достоинство – универсальность.

Основная идея интеллект-карт – идея многомерности окружающего мира, человека, его мышления, образовательного процесса, познавательной деятельности. Именно интеллект-карты позволяют преодолеть стереотип однотипности при использовании традиционных форм в преподавании учебного материала (текст, речь, схемы и т.д.). И включить учеников в активную творческую и познавательную деятельность по освоению и переработке знаний, как для понимания и запоминания учебной информации, так и для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

Анализ педагогической литературы и практики показывает, что трудности многих учащихся в изучении предметов связаны с их неумением работать с учебной информацией, анализировать ее, структурировать, обобщать, сравнивать и запоминать, работать с понятиями и находить оптимальные пути решения многих учебных задач. Поэтому сегодня, как никогда, актуальной является проблема формирования познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей. А педагоги по- прежнему гораздо больше внимания уделяют трансляции знаний.

Для того чтобы составить интеллект-карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;

  2. от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;

  3. от веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня;

  4. по возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты;

  5. везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.



Цель создания карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить и оценить структуру знаний по определённой теме. Они дают возможность сделать наглядным процесс мышления учащегося.

Когда я предложила учащимся в 6 классе построить первый раз интеллект-карту по теме «Гидросфера», то результаты были удручающими. Некоторые принесли листы с разрозненными рисунками и записями, часть детей не смогли сделать даже этого, хотя я рассказала о них и показала примеры карт. Я поняла свою ошибку и теперь первую карту строю вместе с детьми, объясняя принцип построения доступным языком. С учащимися на школьной доске составляем карту, а каждый из них на отдельном листе рисует её простым карандашом. Домашнее задание – раскрасить её по уровням, добавить рисунки. Этот вид работы применяю с учащимися 6 класса, когда только учимся схематически представлять изучаемый материал.

К концу учебного года прошу детей построить интеллект-карты самостоятельно дома, можно по желанию объединиться в пары. На уроке учащиеся уже без труда могут защитить свою интеллект-карту перед одноклассниками. А я в свою очередь прошу высказываться детей по её содержанию, по качеству изображения, предлагаю выбрать лучшую, на их взгляд, карту и аргументировать своё мнение.

Но не всегда всё так хорошо. В классе с пониженным уровнем развития учащихся я столкнулась с трудностями, где учащиеся дома не хотят составлять интеллект-карты, так как не желают читать параграф. Для поддержания интереса к географии я им предлагаю заполнить карты. Предварительно строю карту с понятиями, а затем убираю все подписи в рамках (т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи. Учеников прошу подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.

На уроках в 9 классе темы с большим объёмом информации, поэтому учащимся сложно её усвоить, а так как большая часть урока отводится объяснению, то на этап закрепления, как правило, не остаётся времени. Но рассказ и лекция малоэффективны, на таких уроках я применяю групповую форму обучения, где каждая группа выполняет своё задание, а затем его презентует. В конце урока мы получаем проектный продукт, который

представлен интеллект-картой. Некоторые учащиеся в старших классах переделывают свои карты, созданные раньше, или добавляют новый материал.

Интеллект-карты я использую на уроках географии при изучении нового материала, на этапах обобщения и проверки знаний. На уроках обобщения знаний предлагаю интеллект-карты с пробелами для слабоуспевающих учащихся, а более сильные учащиеся создают их самостоятельно. Продуктивно использую интеллект-карты при работе с высокомотивированными учащимися. При подготовке к олимпиадам необходимо изучить большой объём информации, и учащиеся легче усваивают её схематически.


  1. Запиши в центре листа основное понятие. Выдели его, используя рамку, круг и т.д.

  2. Вспомни, с какими другими понятиями оно связано, какими свойствами обладает, где применяется и т.д. Каждое слово изображай знаком, символом, фигурой, т.е. кодируй информацию.

  3. Соедини их линиями (стрелками), подпиши связи (если знаешь). 4.Раскрась карту.

Помни: карта – это самостоятельная форма представления твоих знаний и понимания предмета, сделай её непохожей на другие! Используй цветные карандаши.

При составлении карт учащиеся 6–8 классов пользуются алгоритмом.



Начиная с 8-го класса ввожу критерии оценивания интеллект-карт. При анализе интеллект-карт оценивается наличие яркого, объемного центрального образа; чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз; ассоциаций, наполняющих структуру; рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование; блоков, подчёркивающих структуру связей между элементами темы.

Далее отмечается: полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз; богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня; наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты. Данные критерии известны учащимся.

Система оценки интеллект-карт


Критерии

Цветовая

гамма

Новизна

Символы,

знаки, рисунки

Связи

Оригинальность

идеи

Интервал

рассмотренных

понятий, свойств, связей






Детально

рассмотренные

понятия, свойства, связи







Первые карты оцениваем вместе с учащимися, в дальнейшем оценка складывается из самооценки, взаимооценки (в паре), оценки учителя. Неудовлетворительную отметку за данный вид работ я не выставляю, даю возможность внести изменения, переделать.

Примеры интеллект-карт





При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать,

устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения.

Огромный плюс я вижу в том, что при выполнении такой работы учащиеся используют свой интеллектуальный потенциал, так как в интернет- источниках они не могут найти примеры таких карт. Мне, как учителю, интеллект-карты позволяют формировать опорные знания учеников, четко, доступно, лаконично объяснять тему, управлять познавательной деятельностью, сочетать различные формы работы, оперативно оказывать действенную помощь каждому учащемуся, влиять на ход и структуру урока, поддерживать и развивать у учащихся интерес к предмету. Интеллект-карты позволяют одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности. На ней легко показать сравнительную характеристику двух и более явлений, найти сходство и различия между ними, установить причинно- следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение. Результатом применения интеллект-карт являются согласованная деятельность учащихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряженности в отношениях, повышение качества знаний и обучения.

Познавательная деятельность на уроке с использованием интеллект-карт приобретает черты совместной работы ученика и учителя, создаются условия для рационального абстрактного мышления ученика, развивается умение работать с текстом, выделять главное, структурировать информацию, сравнивать, сопоставлять, что содействует постепенному переходу учащихся на самообразование и самоопределение в выборе форм и способов обучения. Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в карты памяти, помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.