Интеллектуальная игра в 9 классе по поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души»
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» является завершающим этапом изучения жизни и творчества данного писателя.
При организации учебного процесса проведение интеллектуальной игры обеспечивает включение учащихся 9 класса в активное взаимодействие и общение в процессе активации познавательной деятельности. Учащиеся осваивают навык работы в группах и учатся ориентироваться в большом потоке информации.
Интеллектуальная игра обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и учеников при максимальной активности учеников.
Подготовка и проведение интеллектуальной игры требует от преподавателя литературы значительных организационных и интеллектуальных усилий, временных затрат, особых профессиональных качеств, творческого подхода к решению поставленных задач.
Урок-закрепление, проводимый в жанре интеллектуальной игры, способствуют формированию познавательного интереса к урокам литературы, способствует раскрытию творческих способностей учащихся. Задания охватывают все аспекты произведения и служат актуализации и закреплению знаний учеников 9 класса.
Цель: актуализировать и закрепить полученные знания по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Задачи:
Обучающие:
Ориентировать обучающихся на практическое применение своих знаний о творчестве Н. В. Гоголя;
В ходе подготовки и проведения мероприятия стимулировать формирование общих компетенций у учащихся 9 класса, участвующих в интеллектуальной игре.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию коллективизма;
Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.
Формировать навыки общения со сверстниками и воспитать культуру речи.
Развивающие:
Развитие яркой образной связной устной речи, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их.
Развитие навыка работы в группе.
Способствовать формированию познавательного интереса к урокам литературы;
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Участники интеллектуальной игры
Интеллектуальная игра составлена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Экран;
Ноутбук;
Презентация;
Раздаточный материал в виде карточек;
Книга Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Проведение игры в современном формате с использованием компьютерных технологий и мультимедийного оборудования позволяет избежать трудоёмкого оснащения конкурса таблицами, муляжами и моделями, избежать подготовки большого числа заданий для игры на бумажных носителях. Использование презентаций позволяет сделать интеллектуальную игру красочной и динамичной.
Интеллектуальная игра по биографии и творчеству Н. А. Некрасова проводится в 9 этапов:
Организационный этап (2 мин);
1 раунд. Разминка для везучих (5 мин);
2 раунд. Портрет (4 мин);
3 раунд. «Я узнаю тебя из тысячи» (7 мин);
4 раунд. Соотнесите природу и героя (4 мин 30 сек);
5 раунд. Сравнение (4 мин 30 сек);
6 раунд. Кроссворд (6 мин);
7 раунд. Конкурс капитанов (5 мин);
Подведение итогов (2 мин).
Ход игры:
Организационный этап: Ведущим игры является студент-практикант.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок – закрепление полученных знаний по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Данный урок мы проведем в форме интеллектуальной игры.
Ребята, представляю вам наше многоуважаемое жюри. (Жюри состоит из учителя-предметника и приглашенного учителя по литературе.)
Все этапы будут оцениваться членами жюри по соответствующему количеству баллов, которые заработала команда. По итогам всех полученных баллов жюри определят победителей и призёров.
Итак, ребята, вам заранее необходимо было разбиться на 3 команды.
Представление названий команд, их девизов и капитанов.
С помощью жеребьевки определяется порядок выступления команд.
Вас ждут 7 раундов. После каждого озвученного вопроса вам в команде надо будет посовещаться и написать ответ на бланках, которые будут лежать у вас на столах. После каждого раунда необходимо сдать бланк.
Ни в коем случае нельзя забывать правильно отвечать на вопросы и соблюдать дисциплину.
1 раунд. Разминка для везучих
6 вопросов с 4 вариантами ответа, по 30 секунд на обсуждение каждого вопроса. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1 вопрос: Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет произведения «Мертвые души»?
А) М. Ю. Лермонтов
Б) Данте
В) А. С. Пушкин
Г) И. А. Крылов
Ответ: В. Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».
2) Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
А) Поэма
Б) Роман
В) Повесть
Г) Сказка
Ответ: А. Поэма.
3) Главный герой произведения?
А) Плюшкин
Б) Чичиков
В) Ноздрев
Г) Копейкин
Ответ: Б. Чичиков.
4) По аналогии с каким произведением автор задумал создать «Мертвые души»?
А) «Ад» Данте
Б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
В) «Дубровский» А. С. Пушкина
Г) «Божественная комедия» Данте
Ответ: Г.
5) В каком году был издан первый том «Мёртвых душ»?
А) 1956;
Б) 1847;
В) 1842;
Г) 1800.
Ответ: В. 1842.
6) Какой конфликт лежит в основе сюжета «Мертвых душ»?
А) Авантюра Чичикова;
Б) Похищение дочери губернатора;
В) Драма капитана Копейкина;
Г) Нелёгкая жизнь крестьян.
Ответ: А. Авантюра Чичикова.
Ребята, сдайте заполненные бланки с ответами.
Озвучивание правильных ответов.
2 раунд. Портрет
6 вопросов, по 30 секунд на обсуждение каждого. За правильный ответ - 1 балл.
Портреты представлены на презентации.
Сбор заполненных бланков.
Озвучивание правильных ответов.
3 раунд. «Я узнаю тебя из тысячи…»
5 вопросов, по 1 минуте на обсуждение каждого. За правильный ответ–1 балл.
О ком идет речь?
1) «Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты»?
Ответ: О Плюшкине.
2) «Господин вскрикнул, это был_____________.
… У ___________ от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел ее страшно»?
Ответ: О Манилове.
3) Кто, глядя на списки крестьян, «вздохнувши, произнес: «Батюшки, мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались»?
Ответ: Чичиков.
4) «Что____________лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу»?
Ответ: О Ноздреве.
5) «_________вдруг побледнел; ему представилось Бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальной горячки?»
Ответ: Об инспекторе врачебной управы.
Сбор заполненных бланков.
Озвучивание правильных ответов.
4 раунд. Соотнесите картины природы и героев поэмы
4 минуты на решение. 1 балл за каждый правильный ответ.
Учащимся раздаются карточки с отрывками из текста.
«Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра... Темнота было такая, хоть глаз выколи...»
«Поле... во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взбороненными нивами... Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь...»
«...Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже сама погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат...»
«Старый, обширный, тянувшийся позади сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении...»
Сбор заполненных бланков.
Озвучивание правильных ответов.
1. Коробочка
2. Ноздрев
3. Манилов
4. Плюшкин
5 раунд. Сравнение
4 минуты на решение. 1 балл за каждый правильный ответ.
С чем же писатель сравнивает
1. тараканов в гостинице (с черносливом);
2. чёрные фраки на балу (с мухами на рафинаде);
3. Русь (с птицей-тройкой);
4. Плюшкина, который раньше занимался хозяйством (С пауком);
5. пузатое ореховое бюро у Собакевича (с медведем);
6. дом Плюшкина (с инвалидом);
7. экипаж Коробочки (с толстощёким арбузом);
8. глаза Манилова (с сахаром).
Сбор заполненных бланков.
Озвучивание правильных ответов.
6 раунд. Кроссворд
5 минут на решение. 1 балл за каждый правильный ответ. 1 балл команде, сделавшей кроссворд вперед всех.
Командам раздаются листы с кроссвордом (см. Приложение 1).
По горизонтали:
1. Вставьте пропущенное слово: «Во всех наших собраниях, начиная от крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная _____________».
3. Кто предположил, что Чичиков – это капитан Копейкин?
6. Кто заявил на балу, что Чичиков купил мертвые души?
8. Имя Плюшкина.
10. Как звали служанку Плюшкина?
По вертикали:
2. Вставьте пропущенное слово: «..маленькие глазки [у Плюшкина] еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как____________».
4. Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?
5. Кто из помещиков объяснил чиновникам, «что Чичиков, по его мнению, человек хороший, а что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед»?
7. Кто отвечал чиновникам: …за Павла Ивановича всегда [я] готов ручаться, как за самого себя, что [ я ] пожертвовал бы всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича…»?
9. Как Гоголь характеризует в начале 11 главы Чичикова, взятого им в герои поэмы?
Сбор листов с решенным кроссвордом.
Озвучивание правильных ответов (см. Приложение 2).
7 раунд. Конкурс капитанов
10 баллов за 2 правильных ответа. Капитаны вытягивают по одной карточке с двумя вопросами, один из которых на рассуждение. Учащимся дается 2 мин на подготовку, после чего они вслух озвучивают свои ответы. Если капитан затрудняется ответить, то ему может помочь его команда.
Карточка 1.Почему всем становится известен сговор Чичикова с контрабандистами?
2.Чичиков - герой или антигерой?
Карточка 2:
1.Какая мысль особенно заботила Чичикова, когда «он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость людей»?
2.Чичиков - живая или мертвая душа?
Карточка 3:
1.Какой самый главный совет, данный отцом, запомнил Чичиков на всю жизнь?
2.Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?
Озвучивание правильных ответов.
Подведение итогов.
Приложение 1
| | | | | | | | | | 7 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 8 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 9 | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 4 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 2 | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| 1 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 7 | | | |
| | | | | | | | | | м | | | |
| | | | | 8 | с | т | е | п | а | н | | |
| | | | | | | | | | н | | | |
| | | | | | | 9 | | | и | | | |
| | | | | 5 | | п | | | л | | | |
| | | | | с | | о | | | о | | | |
| | | 6 | н | о | з | д | р | е | в | | | |
| | | | | б | | л | | | | | | |
10 | м | а | в | р | а | | е | | | | | | |
| | | | | к | | ц | | | | | | |
| | | | | е | | | | | 4 | | | |
| | | | | в | | | | | ч | | | |
| | | | | и | | 2 | | | а | | | |
| | 3 | п | о | ч | т | м | е | й | с | т | е | р |
| | | | | | | ы | | | ы | | | |
| | | | | | | ш | | | | | | |
| 1 | п | у | т | а | н | и | ц | а | | | | |
26