СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-игры по литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"»


Интеллектуальная игра в 9 классе по поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души»

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» является завершающим этапом изучения жизни и творчества данного писателя.

При организации учебного процесса проведение интеллектуальной игры обеспечивает включение учащихся 9 класса в активное взаимодействие и общение в процессе активации познавательной деятельности. Учащиеся осваивают навык работы в группах и учатся ориентироваться в большом потоке информации.

Интеллектуальная игра обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и учеников при максимальной активности учеников.

Подготовка и проведение интеллектуальной игры требует от преподавателя литературы значительных организационных и интеллектуальных усилий, временных затрат, особых профессиональных качеств, творческого подхода к решению поставленных задач.

Урок-закрепление, проводимый в жанре интеллектуальной игры, способствуют формированию познавательного интереса к урокам литературы, способствует раскрытию творческих способностей учащихся. Задания охватывают все аспекты произведения и служат актуализации и закреплению знаний учеников 9 класса.

Цель: актуализировать и закрепить полученные знания по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Задачи:

Обучающие:

  • Ориентировать обучающихся на практическое применение своих знаний о творчестве Н. В. Гоголя;

  • В ходе подготовки и проведения мероприятия стимулировать формирование общих компетенций у учащихся 9 класса, участвующих в интеллектуальной игре.

Воспитывающие:

  • Способствовать воспитанию коллективизма;

  • Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.

  • Формировать навыки общения со сверстниками и воспитать культуру речи.

Развивающие:

  • Развитие яркой образной связной устной речи, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их.

  • Развитие навыка работы в группе.

  • Способствовать формированию познавательного интереса к урокам литературы;

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Участники интеллектуальной игры

Интеллектуальная игра составлена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран;

  • Ноутбук;

  • Презентация;

  • Раздаточный материал в виде карточек;

  • Книга Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Проведение игры в современном формате с использованием компьютерных технологий и мультимедийного оборудования позволяет избежать трудоёмкого оснащения конкурса таблицами, муляжами и моделями, избежать подготовки большого числа заданий для игры на бумажных носителях. Использование презентаций позволяет сделать интеллектуальную игру красочной и динамичной.

Интеллектуальная игра по биографии и творчеству Н. А. Некрасова проводится в 9 этапов:

  • Организационный этап (2 мин);

  • 1 раунд. Разминка для везучих (5 мин);

  • 2 раунд. Портрет (4 мин);

  • 3 раунд. «Я узнаю тебя из тысячи» (7 мин);

  • 4 раунд. Соотнесите природу и героя (4 мин 30 сек);

  • 5 раунд. Сравнение (4 мин 30 сек);

  • 6 раунд. Кроссворд (6 мин);

  • 7 раунд. Конкурс капитанов (5 мин);

  • Подведение итогов (2 мин).

Ход игры:

Организационный этап: Ведущим игры является студент-практикант.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок – закрепление полученных знаний по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Данный урок мы проведем в форме интеллектуальной игры.

Ребята, представляю вам наше многоуважаемое жюри. (Жюри состоит из учителя-предметника и приглашенного учителя по литературе.)

Все этапы будут оцениваться членами жюри по соответствующему количеству баллов, которые заработала команда. По итогам всех полученных баллов жюри определят победителей и призёров.

Итак, ребята, вам заранее необходимо было разбиться на 3 команды.

Представление названий команд, их девизов и капитанов.

С помощью жеребьевки определяется порядок выступления команд.

Вас ждут 7 раундов. После каждого озвученного вопроса вам в команде надо будет посовещаться и написать ответ на бланках, которые будут лежать у вас на столах. После каждого раунда необходимо сдать бланк.

Ни в коем случае нельзя забывать правильно отвечать на вопросы и соблюдать дисциплину.

1 раунд. Разминка для везучих

6 вопросов с 4 вариантами ответа, по 30 секунд на обсуждение каждого вопроса. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1 вопрос: Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет произведения «Мертвые души»?

А) М. Ю. Лермонтов

Б) Данте

В) А. С. Пушкин

Г) И. А. Крылов

Ответ: В. Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».

2) Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»?

А) Поэма

Б) Роман

В) Повесть

Г) Сказка

Ответ: А. Поэма.

3) Главный герой произведения?

А) Плюшкин

Б) Чичиков

В) Ноздрев

Г) Копейкин

Ответ: Б. Чичиков.

4) По аналогии с каким произведением автор задумал создать «Мертвые души»?

А) «Ад» Данте

Б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

В) «Дубровский» А. С. Пушкина

Г) «Божественная комедия» Данте

Ответ: Г.

5) В каком году был издан первый том «Мёртвых душ»?

А) 1956;

Б) 1847;

В) 1842;

Г) 1800.

Ответ: В. 1842.

6) Какой конфликт лежит в основе сюжета «Мертвых душ»?

А) Авантюра Чичикова;

Б) Похищение дочери губернатора;

В) Драма капитана Копейкина;

Г) Нелёгкая жизнь крестьян.
Ответ: А. Авантюра Чичикова.

Ребята, сдайте заполненные бланки с ответами.

Озвучивание правильных ответов.

2 раунд. Портрет

6 вопросов, по 30 секунд на обсуждение каждого. За правильный ответ - 1 балл.

Портреты представлены на презентации.

Сбор заполненных бланков.

Озвучивание правильных ответов.

3 раунд. «Я узнаю тебя из тысячи…»

5 вопросов, по 1 минуте на обсуждение каждого. За правильный ответ­­–1 балл.

О ком идет речь?

1) «Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты»?

Ответ: О Плюшкине.

2) «Господин вскрикнул, это был_____________.

… У ___________ от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел ее страшно»?            

Ответ: О Манилове.

3) Кто, глядя на списки  крестьян,  «вздохнувши, произнес: «Батюшки, мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались»?  

 Ответ: Чичиков.

4) «Что____________лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу»?

Ответ: О Ноздреве.

5) «_________вдруг побледнел; ему представилось Бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальной горячки?»

Ответ: Об инспекторе врачебной управы.

Сбор заполненных бланков.

Озвучивание правильных ответов.

4 раунд. Соотнесите картины природы и героев поэмы

4 минуты на решение. 1 балл за каждый правильный ответ.

Учащимся раздаются карточки с отрывками из текста.

  1. «Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра... Темнота было такая, хоть глаз выколи...»

  2. «Поле... во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взбороненными нивами... Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь...»

  3. «...Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже сама погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат...»

  4. «Старый, обширный, тянувшийся позади сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении...»

Сбор заполненных бланков.

Озвучивание правильных ответов.

1. Коробочка

2. Ноздрев

3. Манилов

4. Плюшкин

5 раунд. Сравнение

4 минуты на решение. 1 балл за каждый правильный ответ.

С чем же писатель сравнивает

1. тараканов в гостинице (с черносливом);

2. чёрные фраки на балу (с мухами на рафинаде);

3. Русь (с птицей-тройкой);

4. Плюшкина, который раньше занимался хозяйством (С пауком);

5. пузатое ореховое бюро у Собакевича (с медведем);

6. дом Плюшкина (с инвалидом);

7. экипаж Коробочки (с толстощёким арбузом);

8. глаза Манилова (с сахаром).

Сбор заполненных бланков.

Озвучивание правильных ответов.

6 раунд. Кроссворд

5 минут на решение. 1 балл за каждый правильный ответ. 1 балл команде, сделавшей кроссворд вперед всех.

Командам раздаются листы с кроссвордом (см. Приложение 1).

По горизонтали:

1. Вставьте пропущенное слово: «Во всех наших собраниях, начиная от  крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная _____________».

3. Кто предположил, что Чичиков – это капитан Копейкин?

6. Кто заявил на балу, что Чичиков  купил мертвые души?

8. Имя Плюшкина.

10. Как звали служанку Плюшкина?

По вертикали:

2. Вставьте пропущенное слово: «..маленькие глазки [у Плюшкина]  еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как____________».

4. Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?        

5. Кто из помещиков объяснил чиновникам, «что Чичиков, по его мнению, человек хороший, а что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед»?

7. Кто отвечал чиновникам: …за Павла Ивановича всегда [я] готов ручаться, как за самого себя, что [ я ]  пожертвовал бы всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича…»?

9. Как  Гоголь характеризует в начале 11 главы Чичикова, взятого им в герои поэмы?

Сбор листов с решенным кроссвордом.

Озвучивание правильных ответов (см. Приложение 2).

7 раунд. Конкурс капитанов

10 баллов за 2 правильных ответа. Капитаны вытягивают по одной карточке с двумя вопросами, один из которых на рассуждение. Учащимся дается 2 мин на подготовку, после чего они вслух озвучивают свои ответы. Если капитан затрудняется ответить, то ему может помочь его команда.

Карточка 1.Почему всем становится известен  сговор Чичикова с контрабандистами?

2.Чичиков - герой или антигерой?

Карточка 2:

1.Какая мысль особенно заботила Чичикова, когда «он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость людей»?

2.Чичиков - живая или мертвая душа?

Карточка 3:

1.Какой самый главный совет, данный отцом,  запомнил Чичиков на всю жизнь?

2.Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

Озвучивание правильных ответов.

Подведение итогов.























Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






















7




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

8

с

т

е

п

а

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

п

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

о

 

 

о

 

 

 

 

 

 

6

н

о

з

д

р

е

в

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

л

 

 

 

 

 

 

10

м

а

в

р

а

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

2

 

 

а

 

 

 

 

 

3

п

о

ч

т

м

е

й

с

т

е

р

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

1

п

у

т

а

н

и

ц

а

 

 

 

 



26