Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
МДК.05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат «Интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе»
Выполнила:
студентка группы 40 ЗШ
Исаева Г.С.
Проверил:
Коржова А.П.
Астрахань, 2024
Реферат «Интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе»
Содержание
Введение
Что такое интерактивное оборудование
Виды интерактивного оборудования
Плюсы и минусы интерактивного оборудования
Вывод
Список литературы
Введение.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Поэтому одна из задач нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.
Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования информационных коммуникационных технологий в учебной деятельности педагоги смогут сформировать у обучающихся технологическую грамотность (т. е. умение решать задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.), а также создание (моделирование) новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании).
Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и ученика.
Поэтому школа постоянно совершенствует формы и методы работы с детьми с учетом изменившихся условий, вариантов образовательных программ и социального заказа.
Применение интерактивного оборудования в учебном процессе кардинально меняет характер обучения – повышается уровень восприятия учащимися материалов учебных дисциплин (для этого приходится идти на определенные хитрости: вводить элементы игры, мультипликации, рисования, здесь все имеет значение: шрифт, цвет, фон), растет мотивация и активность учеников, а как следствие, улучшаются результаты обучения, за счёт более высокой степени усвоения знаний учащимися.
Интерактивное оборудование — это инновационные устройства, с помощью которых можно отображать, записывать, анализировать информацию.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач:
развитие и закрепление навыков и умений;
поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний;
реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ классифицируются следующим образом:
В зависимости от поставленных педагогических задач:
средства, обеспечивающие базовую подготовку;
средства практической подготовки;
вспомогательные средства;
комплексные средства.
В зависимости от функций в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие;
интерактивные;
поисковые.
В зависимости от типа информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией;
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией;
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией;
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией.
В зависимости от форм применения ИКТ в образовательном процессе:
В зависимости от форм взаимодействия с обучаемым:
технология синхронного режима связи – «online»;
технология асинхронного режима связи – «offline».
Использование ИКТ в начальной школе позволяет повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Виды интерактивного оборудования
Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Для подключения и работы интерактивной доски необходимы 4 компонента:
- компьютер (ноутбук);
- мультимедийный проектор;
- программное обеспечение;
- интерактивная доска.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой проекции — проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной проекции — проектор устанавливается за доской. Так же интерактивные электронные доски делятся на активные и пассивные. Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. Пассивная электронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через всю аудиторию.
Работая с интерактивной доской, можно:
Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. Можно использовать разные цвета и способы выделения.
Персональные ноутбуки. Используются для индивидуальной работы учащихся по теме урока. Дети выполняют работу по проверке и контролю знаний, работая с тестами и тренажерами. Также ученики имеют возможность подготовить сообщение, доклад, воспользоваться ресурсами электронных энциклопедий, справочников, библиотек.и т.д.
Школьники учатся искать, сохранять и перерабатывать информацию, редактировать информационные объекты, создавать презентации, проекты. Они умеют работать с графическим редактором, веб-камерой – фотографировать, записывать видео. Кроме индивидуальной, возможна и групповая, и парная работа с использованием ноутбуков. По завершении работа может быть представлена для всеобщего обсуждения.
Цифровой микроскоп. Цифровой микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжён преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку.
Документ-камера – это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию. В простейшем виде это обычная видеокамера на штативе, направленная на предметную плоскость, и соединённая с монитором или видеопроектором. Таким образом, документ-камера – это современное средство презентации, решающее задачу донесения необходимой визуальной информации до большой или малой группы людей (слушателей, учеников). И теперь в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трёхмерные.
Система интерактивного опроса - это незаменимый помощник в сфере образования. Она позволит максимально ускорить и упростить процесс тестирования учеников на предмет полученных знаний, а также сделает эффективным процесс получения мгновенной обратной связи от аудитории преподавателю или докладчику.
Интерактивный планшет (дигитайзер) – это устройство, обеспечивающее удалённую работу с ресурсами компьютера по беспроводной технологии. Устройство комплектуется специальным пером (маркёром, стилусом) для ввода информации, беспроводным адаптером и USB-кабелем, которые обеспечивают связь с компьютером. Также в комплекте может присутствовать мышь. Планшет можно установить на столе или держать в руке. Устройство имитирует лист бумаги, а электронный маркёр – ручку или карандаш. Результат работы с дигитайзером отображается на дисплее, выводится на монитор компьютера и может быть спроецирован на экран или интерактивную доску при помощи проектора. Дигитайзеры позволяют выводить на экран различные мультимедийные файлы, загружать презентации, демонстрировать изображения и другую визуальную информацию.
Интерактивные панели - это ещё один способ усилить впечатление от своего выступления и провести его с максимальным комфортом. Это оборудование предлагает пользователям высокий уровень функциональности в сочетании с простым интуитивным интерфейсом.
Интерактивные панели позволяют писать или рисовать прямо на экране, используя беспроводную ручку или мышь. Вы можете управлять презентацией или уроком с подиума или стола, проецируя изображение на экран любых размеров. Это позволяет использовать панели в различных помещениях, начиная с классов и заканчивая большими конференц-залами.
Самое современное программное обеспечение дает возможность импортировать любые графические объекты, использовать множество готовых шаблонов оформления и даже преобразовывать в текст рукописные заметки. Созданные с помощью интерактивных панелей уроки и презентации можно сохранять в разных форматах, распечатывать или отсылать по электронной почте. Панели работают с любыми приложениями Windows, включая Интернет, электронные таблицы и программы обработки текстов.
Плюсы и минусы интерактивного оборудования
К «плюсам» можно отнести:
помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно;
передают информацию слушателям быстрее;
увеличить восприятие материала;
позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки;
воспринимать информацию быстрее;
позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях;
позволяет организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель»;
создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов.
К «минусам» можно отнести:
доски намного дороже;
поверхность интерактивных досок может повредиться;
нежелательное сообщение или рисунок;
изображение может закрываться человеком;
временные затраты на подготовку урока очень велики;
временное ограничения работы;
отсутствие или малодоступность программного обеспечения;
писать маркерами очень трудно и неудобно;
должны быть более защищены от кражи.
Основные преимущества:
Совместима с программами для всех лет обучения
Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
Преимущества для преподавателей:
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
Удобна при работе в большой аудитории
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
Факторы эффективного использования:
Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта
Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.
Интерактивное обучение — полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать ребёнку опыт и новые знания из всех возможных источников. Хотя у метода и есть некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал учащихся и найти способы самореализации детей, что положительно скажется на их общем развитии.
Список литературы:
Осин А. В., Калина И. И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: 2007.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/08/aktualnost-i-prakticheskaya-znachimost-ispolzovaniya
https://multiurok.ru/files/liektsiia-ispol-zovaniie-intieraktivnogho-mul-timiediinogho-oborudovaniia-v-sfierie-obrazovaniia.html?ysclid=m3br4dyqug756876809
https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-3169909.html?ysclid=m3br3dttf1859021258
https://sh1-stroitel-r68.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/167/2890/Interaktivnye_sredstva_obucheniya.pdf
https://multiurok.ru/files/referat-interaktivnoe-oborudovanie.html?ysclid=m3bqvg0lgv734075424
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/02/interaktivnaya-doska-plyusy-i-minusy-0
8