Выступление
(ШМО учителей иностранных языков)
На тему : «Интерактивный урок и его структура»
Подготовила учитель иностранного языка: Ворожбиева Лилия Петровна
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.
Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания, отмечает в своей статье «Индивидуально-групповое обучение с использованием интерактивных технологий» О.Н. Соловьева.
Как показывает практика, существуют и полностью интерактивные уроки. Интерактивную модель можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать её вместо опроса или обобщения.
На таких уроках часто выполняется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Положительной стороной этой работы является то, что все обучающиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Подобной работой является и деятельность обучающихся, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом, учитель может перемещать детей сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы
В преподавании английского языка в начальной школе, учитывая специфику предмета и возраст обучающихся, могут быть использованы, на наш взгляд, интерактивные технологии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Технологии интерактивного обучения
ННазвание технологии | ООписание технологии |
РРабота в парах | ООбучающимся ставится вопросы для дискуссии. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в ситуации, необходимо дать немного времени для того, чтобы продумать возможные ответы или решение самостоятельно; нНеобходимо объединить обучающихся в пары, определить, кто из пары будет начинать высказываться, и попросить их обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу определить время на высказывание каждого из участников пары и общее обсуждение. Это поможет обучающимся сначала привыкнуть к четкой организации работы в парах. Они должны достигнуть согласия относительно ответа или решения. Каждая пара обменивается своими идеями и аргументами со всем классом, который помогает провести дискуссию. |
РРабота в малых группах | ДДает возможность обучающимся приобрести навыки, необходимые для общения и сотрудничества. Она стимулирует работу в команде. Идеи, выработанные в группе, помогают участникам быть полезными друг другу. Высказывание мыслей помогает им ощутить личные возможности и укрепить их. Учитель объединяет учеников в малые группы, распределяет задания между группами. Они должны за короткое время (как правило, 3-10 минут) выполнить это задание и представить результаты работы своей группы. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как исчезает потребность выслушивать каждого человека в большой группе. |
ААквариум | ДДанная технология заключается в том, что несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. |
Интерактивное творчество учителя и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми
В своей статье «Интерактивные технологии в учебном процессе» Н.А. Хорькова отмечает, что «…самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации»
Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников.
На наш взгляд, во время подготовки урока с использованием интерактивных технологий, педагог должен соблюдать правила организации интерактивного обучения английскому языку в начальной школе, разработанные нами на основе «Основных правил организации интерактивного обучения».
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все обучающиеся. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, такие как работа в парах, работа в малых группах, ротационные тройки.
Правило второе. Позаботиться о благоприятной атмосфере во время занятия, продумать, каким образом можно привлечь к работе детей, которые не готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Подготовить помещение для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучающихся должен быть создан физический комфорт.
Правило четвертое. Установить четкие правила поведения на уроке. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило пятое. Относиться со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, побуждает их к конкретным действиям. Мы считаем, что важен, тот факт, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.