СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегративно – игровое занятие «Основы предпринимательской деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование комплексного понимания сущности и способов предпринимательской деятельности.

Задачи:

изучить позитивный опыт и рассмотреть роль российских предпринимателей в экономике страны;

 назвать основные предпринимательские ценности прошлого и настоящего;

 повторить терминологию и изучить новые понятия на примере исторических фактов.

Просмотр содержимого документа
«Интегративно – игровое занятие «Основы предпринимательской деятельности».»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 с. Садового Арзгирского района Ставропольского края









Интегративно – игровое занятие

«Основы предпринимательской деятельности».

11 класс

Автор:

Кисилёва Евгения Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ№8 с.Садового Арзгирского района


Адрес:

356574, Ставропольский край, Арзгирский район, с. Садовое,

ул. Школьная,45 тел.(8-86560)58-1-75

МКОУ СОШ№8











2017г.

Цель: Формирование комплексного понимания сущности и способов предпринимательской деятельности.

Задачи:

изучить позитивный опыт и рассмотреть роль российских предпринимателей в экономике страны;

назвать основные предпринимательские ценности прошлого и настоящего;

повторить терминологию и изучить новые понятия на примере исторических фактов;

найти решения задач, защитить свой девиз, выступить перед классом, аргументировать свою точку зрения.

Формирование компетенций учащихся:

личностных: формирование готовности обучающихся к личностному самоопределению, мотивации к обучению, развитие способности ставить цели и строить жизненные планы; закрепление навыков сотрудничества; помощь осознанном выборе будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания; формирование позитивного предпринимательского мышления и образа предпринимателя;

метапредметных: формирование способности использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные и коммуникативные); совершенствование навыков исследовательской и проектной деятельности, решения практических задач, умения ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;

предметных: освоение специфических экономических умений _ мыслить широко и системно; овладение новой научной терминологией , ключевыми понятиями, методами и приёмами; формирование исторического кругозора за счёт развития интереса к предмету «Экономика», истории предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Средства обучения: ТСО, Конституции РФ, Гражданские кодексы РФ, комплекты раздаточного материала, словари.

Ход занятия

Учащиеся делятся на три группы по цвету бэйджей: красные, синие, белые; таблички на столах соответствуют цветам бэйджей).

Игра начинается с представления команд (девиз и основная бизнес-идея). Каждая команда по очереди выбирает категорию и номер вопроса. Учитель зачитывает вопрос и даёт всем командам по две минуты на обсуждение ответа. Затем даётся ещё минута на запись ответов (фиксируется на листках в тезисной форме и крепится к доске в соответствии с номерами команд).

За каждый правильный и полный ответ команда получает от 1 до 3 баллов.

Категории вопросов:

  1. Известные купцы, предприниматели, меценаты.

  2. Организационно – правовая форма предпринимательской деятельности.

  3. Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности

  4. Решение задач.


  1. Известные купцы, предприниматели, меценаты.

Задание 1.

В славном в Нове-граде

Как был Садко – купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко.


Какие выводы о форме организации предпринимательской деятельности Садко можно сделать из отрывка?

Ответ: индивидуальная деятельность или индивидуальное предприятие – дело, которым владеет только один человек. Тезисно опишите, что должен был сделать Садко, чтобы из музыканта стать купцом?

Ответы: создать интересные музыкальные произведения; создать концертный коллектив; организовать гастроли в разных городах; сделать имя коллектива брендом, узнаваемым названием; заняться ввозом музыкальных инструментов в Новгород, открыть торговые лавки.


Задание 2.


Он родился в семье крестьянина Никиты (в данном случае – это отчество, а не фамилия), совершил путешествие в 1468-1474 гг. по Персии и Турции; составил описание этого путешествия. Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

Отправившись из Нижнего Новгорода, он был ограблен астраханскими татарами в устье Волги и, не захотев с пустыми руками возвращаться обратно в Индию, имея при себе жеребца, которого он надеялся там выгодно продать, и, купив товары, пользовавшиеся спросом на Руси, возвратиться домой. Как купец он не имел успеха: единственная торговая операция, описаннаяв его книге, - перепродажа жеребца – обошлась ему в убыток.

Записки обнаружил Н.М. Карамзин в архиве Троицкого – Сергеевского монастыря и в 1818 г. опубликовал отрывки из них в примечаниях к шестому тому «История государства Российского».

Ответ: купец Афанасий Никитин, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Задание 3

Символом русского предпринимательства XIX в стала семья старообрядцев. Родоначальник семьи – крепостной помещика Н.Г. Рюмина – прошёл длинный путь от пастуха, извозчика, наёмного ткача на фабрике до владельца собственного шёлкоткацкого заведения.

В 1820г. вместе с сыновьями основатель династии выкупился из крепостных на волю за огромные по тем временам деньги -17 тыс. рублей. В1820-1840-е годы ими были созданы четыре хлопчатобумажные фабрики, которые во второй половине XIX в. выросли в четыре огромные фирмы.

Один из представителей династии уже в 24- летнем возрасте успешно руководил такой промышленной махиной, как Никольская мануфактура, где трудились более 30 тыс. рабочих и служащих.

Девиз этой известнейшей династии: «Благо Отечества – наше благо».

Назовите династию и её ярчайшего представителя.

Ответ: династия Морозовых, Савва Морозов (1862 – 1905) – руководитель Никольской мануфактуры, российский коммерсант, меценат.

Задание 4

Этот род ведёт своё происхождение от новгородца Спиридона, современника Дмитрия Донского (первое упоминание – 1395г.), внук которого владел землями в Двинской области. От фамилии этого рода происходит название направления в русской иконописи конца XVI - начала

XVIIв. и архитектурного стиля «московское барокко».

Представители рода развивали в своих владениях (на ранее диких просторах) земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы. Они строили города, крепости, с помощью своих военных дружин подавляли восстания местных народностей и присоединяли к России новые территории в Предуралье, на Урале и в Сибири.

Их девиз был: «Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя».

Ответ: купцы и предприниматели - Строгановы.

2. Организационно – правовая форма предпринимательской деятельности.

Задание. Заполните сравнительную таблицу (учитываются время и правильность заполнения). Ответы и баллы крепятся к доске в соответствии с номерами команд.

Линии сравнения

ООО

Общество с ограниченной ответственностью

ОАО

Открытое акционерное общество

Производственный кооператив

Ответственность по обязательствам




Количество участников




бизнес




ответ

Линии сравнения

ООО

Общество с ограниченной ответственностью

ОАО

Открытое акционерное общество

Производственный кооператив

Ответственность по обязательствам

Размер вклада

Сумма стоимости акций

Равна паю

Количество участников

Не более 50

Не ограничено

Не менее 5

бизнес

средний

крупный

мелкий

  1. Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности

Работа с нормативными документами.

Учитель: Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов.

Нам предстоит вспомнить и уточнить сейчас:

  • Какие основные нормативно-правовые акты регулируют и определяют предпринимательскую деятельность?

  • Какие формы предпринимательской деятельности определяет закон?

  • Что такое юридические лица и условия их возникновения?

Для этого мы поработаем с пакетом документов и заполним таблицу №1 «Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности»


Задания

1 группа

Конституция РФ о предпринимательской деятельности

2 группа

Гражданский кодекс РФ о предпринимательской деятельности

3 группа

Понятие и возникновение юридического лица.


Ответы произносятся вслух и крепятся к доске в соответствии с номерами команд.


Задания


Статьи и пункты

Правильные ответы


1 группа


Конституция РФ о предпринимательской деятельности


Ст. 34

Конституции РФ


Статья 34

П. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

П.2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.




Задания


Статьи и пункты законов

Правильные ответы


2 группа


Гражданский кодекс РФ о предпринимательской деятельности


Ст. 2. п.1, п.2.

Ст. 23.

п.1.

Гражданского кодексаРФ


Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина.

П.1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.




Задание


Статьи и пункты законов

Правильные ответы


3 группа


Понятие и возникновение юридического лица.


Ст. 48.

п.1.

Ст. 51.

п.1.

Гражданского кодекса РФ


П.2. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.


4.Решение задач.

1

Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход». Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы предприятия. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию.

Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие ещё права есть у его работников? Назовите 2 таких права (право на передачу и продажу акций, право на выход)

2

Фирма « Аэлита» возникла в результате объединения лиц и имущества. Учредительным документом фирмы является учредительный договор. Участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Какую организационно – правовую форму представляет собой « Аэлита»? (полное товарищество)

3

Что общего у ООО и АО? (ответ: 3)

  1. Минимальное количество участников – 1, максимальное – 50

  2. Уставной капитал состоит из стоимости долей участников

  3. Учредителями могут быть граждане и юридические лица

  4. Общество может быть открытым и закрытым

4

На общем собрании производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество. Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление о выходе из кооператива. Что должен получить Н. при расчёте? (свой пай и часть имущества, соответствующего этому паю)

Ответы произносятся вслух и крепятся к доске в соответствии с номерами команд. Выставляются баллы и подводятся итоги занятия.

Результаты интегративно – игрового занятия: «Основы предпринимательской деятельности».

Для учащихся результатом урока должны стать:

понятия, факты, взаимосвязи и способы действий; достижения практико- ориентированных результатов образования – реализация и презентация результатов групповых проектов;

знания об экономической сфере как базовой в жизни общества;

формирование экономического мышления;

закрепление навыка поиска актуальной информации в различных исторических источниках; умений применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально- экономических ролей и ориентироваться в текущих экономических событиях в России.

Для учителя результатом урока должны стать:

мотивация учащихся к занятию проектной внеурочной деятельностью;

повышение мотивации к подготовке к итоговой аттестации;

закрепление умения использовать широкий спектр социально- экономической информации при анализе и оценке конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

сформированность историко - предметных компетенций.










Литература:



1.Л.Н. Боголюбов. Обществознание 11 класс, базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.

2. А.Б. Безбородов, В.В. Минаев. Обществознание в вопросах и ответах.– М.: Проспект, 2012.

3.П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. – М.: АСТ, 2014.

4. Благотворители меценаты прошлого и настоящего: Словарь – справочник от А доЯ/ Авт. Сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. М. 2003.

5.История предпринимательства в России. / Ответ. Ред А.В. Семёнова. М. 2000.

6. Липсиц И.В. Экономика. В2 кн. М. 2004.

7. Равичев С.А., ГригорьевС.Э. Протасевич Т.А. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы). М., 2004.