Развитие речи
Тема «Посуда».
Цели: Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».
Задачи:
обучающие:
закрепить знание детьми содержание сказки К. Чуковского «Федорино горе», учить детей техники перевоплощения; развивать у детей эмоциональность и выразительность речи и движений;
активизировать словарь по теме: «Посуда»;
обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, конфетница, чайная посуда, кастрюля, ложка, нож, вилка, столовые приборы, сковородка, тарелка, посуда, есть, пить, варить, жарить);
учить классифицировать и группировать посуду: чайная, столовая, кухонная;
закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении;
формировать представление о материале и свойстве: дерево, металл, пластмасса, стекло…
развивающие:
развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движении;.
развивать желание отгадывать загадки;
развивать образные движения посредством игры;
развивать логическое и мышление, творческое воображение;
развивать эмоциональную отзывчивость.
воспитательные:
Оборудование и материал: мультимедийные технологии, музыкальное сопровождение, детская посуда, стихи, загадки, плоскостные изображения посуды, костюм Федоры прищепки, игрушки кот, Ласкавик , мяч, посуда из разных материалов, , цифры 1,2,5, , карточки «Найди пару»,
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети становятся в круг.
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой |
Дети занимают свои места за столами.
2. Основная часть.
Воспитатель.
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок
Чистоты порядка нету
И опять переполох
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи продукты
Разбежались кто куда.
Воспитатель Ребята Федора посуду свою не жалела, не мыла била её. Вот посуда и убежала от неё. Посмотрите внимательно на картинку какие предметы посуды убежали от неё.
Задание «Узнай предмет по силуэту». Какие предметы спрятались в картинке.
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, творческое воображение.
Воспитатель Давайте поможем посуде убежать от Федоры. Мы сами превратимся в посуду. Только нужно отгадать волшебные загадки, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят - то в…
(кастрюле),
Жарят на… (сковороде).
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.(Чашка)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.(Нож)
Если пуст, то я прозрачный,
Но бывает все иначе,
Я с напитками другой -
Соблазнительно цветной.(Стакан)
Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!(Вилка)
(Каждый ребенок отгадывает загадку и получает плоскостное изображение посуды. Воспитатель помогает прикрепить их к одежде с помощью прищепок. Он просит каждого ребенка назвать себя в той роли, которую он будет играть. Например, я- тарелка, я – сковорода и т.д. Педагог обращает внимание детей на то, что все вместе они будут играть роль посуды, а каждый в отдельности – одного из предметов посуды. )
Воспитатель Теперь мы действительно сможем помочь посуде убежать. (Воспитатель переодевается в Федору. Воспитатель предоставляет возможность побегать, издавая звуки, которые соответствуют различной посуде. ).
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,
И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Дети присаживаются на свои места. Появляются Коты Федоры:
Коты(игрушки)
Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитесь вы домой!»
Чайник Не вернемся мы к ней она нас обежала. Не мыла, била и ничего про нас не знала. Во мне она вообще суп варила. Разве я для этого нужен?
Федора Ой хорошие вы мои подскажите мне для чего же вы нужны?
Игра с мячом «Для чего нужна посуда».
Цель: формировать представление детей о посуде, её назначении;
Ведущий бросает детям мяч. Они отвечают, для чего нужны предметы посуды, в которые они превратились.
Ложка – чтобы есть.
Нож – чтобы резать.
Сковорода – чтобы жарить тушить.
Кастрюля – чтобы варить.
Чайник И вообще у меня есть свои друзья. Они нужны для того чтобы пить чай и называется такая посуда чайная.
Тарелка А мои друзья нужны для того чтобы есть за столом и называется такая посуда столовая.
Кастрюля А мои друзья нужны для того чтобы приготовить еду на кухне и называется такая посуда кухонная.
Федора Конечно, конечно дорогие мои знаю, я что дружите вы. Вот помогу вам. Соберу вас вместе.
Игра «Расставь посуду».
Цель: учить классифицировать и группировать посуду: чайная, столовая, кухонная;
На стол выставляют чайник, тарелку и кастрюлю. Дети расставляют посуду. Группируют их на чайную, кухонную и столовую посуду.
Федора Ой что то не так ребятки. Вот так точней будет. Правильно я сделала, правда?
Игра «Что лишнее»
Цель: закрепление умения детей выделять признак в словах, развивать способность к обобщению.
Федора Ой помогли научили. Ты чайничек мой по осторожней не разбейся, что же я делать без тебя буду тогда.
Чайник Ха – ха - ха Федора ничего то ты про меня не знаешь. Я не могу разбиться. Я сделан из металла. Я металлический.
Федора Ой а я думала вся посуда может разбиться.
Чайник. Ой, Федора, Федора. Мы можем быть сделаны из разных материалов. Вот послушай.
Игра с мячем. «Что из чего сделано».
Цель: формировать представление о материале из которого сделана посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из глины – глиняная.
Из пластмассы – пластмассовая.
Из металла – металлическая.
Из пластика – пластиковая.
Из тефлона – тефлоновая.
Из картона – картонная.
Ложка из дерева — ....деревянная ложка
Ложка из олова — ....оловянная ложка
Чашка из фарфора — ....фарфоровая чашка
Ваза из хрусталя — ....хрустальная ваза
Кофейник из керамики —.... керамический кофейник
Терка из металла — ...металлическая терка
Графин из стекла — ...стеклянный графин
Масленка из пластмассы — ...пластмассовая масленка
Кастрюля из алюминия — ....алюминиевая кастрюля
Нож из стали — ...стальной нож
Миска из глины —.... глиняная миска
Чашечка из фаянса — ....фаянсовая чашечка
Сковорода из чугуна — .....чугунная сковорода
Федора Ой теперь поняла и никогда не перепутаю.
Чайник А мы сейчас посмотрим как ты нас узнаешь.
Игра «Угадай что звучит» на развитие слухового внимания и восприятия.
Цель: развитие слухового внимания.
Воспитатель предлагает на слух определить, какая посуда (стеклянная или хрустальная) по тому, как она "поёт", предварительно прослушав разницу в звучании.
Физкультурная минутка. (Речь с движением)
Вот большой стеклянный чайник Очень важный, как начальник. | Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули - "носик" |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. | Присели, одну руку поставили на пояс |
Вот фарфоровые блюдца Только стукни – разобьются. | Кружатся, рисуя руками в воздухе круг |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. | Потянулись, сомкнули руки над головой |
Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принёс | Легли, вытянулись |
Федора Ой как много про вас у знала я теперь буду в тебе чайник чай варить.
Чайник Федора, Федора во мне чай не варят, а заваривают. Смотри и запоминай, что же с нами можно делать.
Федора Ой все неправильно делала я. Все наоборот. Обещаю больше так не буду и докажу вот послушайте.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: тренировать в употреблении в речи антонимов.
Налить — вылить
Насыпать — высыпать
Чистая тарелка — грязная тарелка
Горячий чай — холодный чай
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Острый нож — тупой нож
Большой чайник — маленький чайник
Высокий кофейник — низкий кофейник
Новый кувшин — старый кувшин
Федора Простите меня. Вы у меня самые хорошие. Вот и друг у меня есть Ласкавик. Он научил меня как ласково к вам относиться и называть.
Игра «Скажи ласково»
Цель: образование имени существительного при помощи суффиксов.
Дети по заданию воспитателя говорят уменьшительно-ласкательные названия предметов посуды.
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка и т.д.
Федора
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточном,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
Физминутка «Помощники» (речь с движением)
Раз, два, три, четыре, пять | Дети шагают |
Будем маме помогать | Хлопают в ладоши |
Быстро чашки мы помыли | Круговые движения ладонями |
Про тарелки не забыли | Круговые движения ладонями |
Всю посуду мы убрали | Разводят руками в стороны |
Очень сильно мы устали | Вытирают лоб |
Федора Вы теперь такие красивые и чистые. Вы всегда теперь будете такими красивыми. Дайте же, рассмотреть вас. Все вернулись? Все здесь? Нужно посчитать. Вот какие помощники у меня есть.
Игра «Чего сколько». Используются цифры 1, 2, 5. Выбирается предметная картинка и сопоставляется с цифрой.
Один заварной чайник
Два заварных чайника
Пять заварных чайников
Одна глубокая тарелка
Две глубокой тарелки
Пять глубоких тарелок.
Тарелка Теперь я самая красивая
Чайник Нет я самый красивы. А ты нет
Федора Не ругайтесь. Сейчас посмотрим кто из вас лучше.
Федора Вот так то лучше. Только вы же все пустые. Сейчас я это исправлю.
Игра «Найди пару»
Цель: упражнение на словообразование.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)
хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница и т.д.
Физминутка
Игра :
(Дети образуют круг. Педагог в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют дети)
Тук – тук – тук, тук – тук – тук . | Стучат кулачками друг о друга). |
Слышен звонкий перестук. Слышен громкий перезвон. | (Топают ногам, руки на пояс). |
Динь- динь – дон, динь – динь – дон. Это в кухне пляшут ложки, Вилки, чашки, поварешки. | (Наклоны влево -вправо руки полочкой перед грудью). |
Тра – та – та, тра – та – та Вся посуда в пляс пошла! | (Выполняют «пружинку», руки на поясе). |
Чайник крышкой тук, тук! Ложки в чашке – стук, стук! А кастрюли – бом – бом! | («Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку левую и правую ногу ,руки за спину). |
Сковородки – дон – дон! Вот так пляска – красота! Тра – та –та, тра –та – та! | (Хлопают в ладоши). |
Федора Что же вы, мои хорошие, прощаете меня ?
Посуда прощаем!!!
3.Итог занятия.
Воспитатель в конце занятия предлагает детям потанцевать. Танцуя, дети вместе с педагогом повторяют текст из сказки.
Федора
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Использованная литература:
Круг чтения. Дошкольная программа. Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. — Антология детской литературы: Классическая детская литература. К.И. Чуковский. Стихи Сказки. Загадки. — (Программа «Счастливый ребёнок»). — М.: Школьная Книга, 2014. — 192 с.
Краузе. Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. — СПб.: КОРОНА-ПРИНТ, 2014. – 80с.
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической групе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. –СПб: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2014г. – 240с.
4