Республика Саха (Якутия) Хангаласский район поселок Мохсоголлох Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Аленушка» детский сад №8
Интегрированное занятие в средней группе с использованием технологии ТРИЗ (Системный оператор)
«Знакомство с шерстью»
Автор: Каскевич Оксана Игоревна
Воспитатель МАДОУ ЦРР
«Аленушка» д/с№8
Цель: Формировать у детей навыки элементарной поисковой деятельности.
Программные задачи:
Познакомить детей с происхождением шерстяной ткани, используя метод ТРИЗ «Системный оператор», познакомить с изделиям, которые можно из нее изготовить;
Активизация словаря: одежда, шерсть, шерстяные вещи, пряжа;
Развивать у детей умение сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать мелкую моторику рук
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к предметам ближайшего окружения: одежда, изделия из ткани.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации шерстяными нитками
Ход занятия:
- Давайте мы с вами сходим проведаем бабушку Арину.
- (выходит бабушка в платочке с вязанием) Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Посмотрите какой у меня сундучок.
- Отгадайте, что у меня в нем хранится. (ответы детей).
- Давайте посмотрим, что там? (одежда. вещи)
- Из чего делают одежду? (ткань)
- Для чего людям нужна одежда? (чтобы защищать тело от жары, холода, дождя, быть нарядными. красивыми)
- Какую одежду мы носим, когда жарко? Из какой ткани?
- А какая одежда нам нужна в холодную погоду? Из какой ткани?
- Скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Какая нам нужна одежда зимой? (теплая, зимняя) Из теплой ткани
- Теплые ткани делают из шерсти овец. Овец стригут машинкой. Потом шерсть отправляют на прядильную фабрику. Там ее стирают, сушат, изготавливают нити, ткани из которых потом шьют теплую, зимнюю одежду. А из пряжи вяжут теплые носки, варежки, шапки
- Давайте сейчас немного поиграем
Дидактическое упражнение «Подбери одежду»
- Перед вами лежат карточки с изображением разной одежды. Найдите и покажите карточки с изображением зимней одежды.
- Какой предмет одежды на твоей карточке? (выслушиваются ответы детей)
- Почему ты выбрал такую одежду?
- Посмотрите. А на этом столе карточки с изображением солнца, снежинки и капельки. Какую карточку вы подберете для зимней одежды? (снежинку)
- Почему? (зимой идет снег)
- Кто мне скажет. Что означает солнышко, капелька?
-Ой, ребятушки, а в сундучке у меня еще есть мешочек.
- Как вы думаете, что внутри. Потрогайте, только не доставайте. (дети описывают материал)
- А теперь понюхайте, что это (шерсть)
- давайте рассмотрим клочки шерсти. Из чего она состоит? (из волосинок)
- Подуем на нее
- Какая она? (легкая, воздушная)
Игра «Волшебные экранчики»
- Скажите, из какой ткани шьют теплую, зимнюю одежду? (из шерстяной)
- А варежки, шапки, носки из чего вяжут? (из пряжи)
- Сейчас мы с вами с помощью волшебных экранчиков поближе познакомимся с шерстью
- В центральный экран мы поместим картинку с изображением шерсти. Вспомните, шерсть какая? (теплая, мягкая, воздушная, пушистая, легкая)
- А вы знаете, чем шерсть была раньше? (одеждой для животных, шубкой, покрывало тело животных)
- Давайте в экранчик, который расположен слева от центрального, вот в этот, поместим картинку с изображение овечки.
- Красивая овечка? Вам нравится?
- Скажите-ка мне что можно изготовить из шерсти овечки? (носки, свитер, варежки, шапку)
- Найдите нужную картинку и поместите её в экранчик, который находится справа от центрального, вот в этот.
Дети выкладывают карточки.
- Ты какую картинку поместил? А ты какую?
- А я вот эту картиночку, на которой нарисованы носки.
- С одной овечки мы можем настричь немного шерсти, а если у нас много овец, целая отара, сколько шерсти мы настрижем? (много)
- Найдите и положите подходящую картинку в верхний экран, расположенный над центральным.
- А теперь найдите, из чего состоит шерсть? (из волосков)
- Найдите подходящую картинку и положите ее в нижний экран, который находится под центральным.
- А вы знаете каких еще животных стригут, чтобы потом изготовить теплые вещи? (коз, верблюдов, баранов, собак)
- Вот мы и познакомились с шерстью. Теперь давайте посчитаем сколько экранчиков мы заполнили. (пять)
- В центральном экранчике что у нас находится? (шерсть овечки)
- Шерсть была чем? (шубкой овечки)
-Что можно изготовить из шерсти одной овечки? (свитер, шапку)
- Давайте вспомним, что с шерстью делают на фабрике? (шерсть стирают, разглаживают, сушат, изготавливают нити, ткань)
- Шерсть состоит из чего? (из волосков)
- Посмотрите какие у меня барашки, я их подстригла, а сейчас зима и им холодно. Давайте мы с вами оденем шубку. Из чего можно сделать шубу овечке?
- Наносим клей на силуэт барашка. Присыпаем шерстяными нитками.
- Теперь наш барашек не замерзнет зимой, спасибо вам ребята!
Рефлексия
- Вам понравилось в деревне?
- Что вы узнали нового?
- Что можно делать из шерсти?
- Да, из шерстяной ткани шьют и вяжут теплую одежду.
А теперь возвращайтесь в детский сад До свидания!