СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и математики "Цифры вокруг нас"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы хотели показать  математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и математики "Цифры вокруг нас"»

Разработка открытого интегрированного урока

"Математика – русский язык"

в рамках предметной недели

Тема: «Цифры вокруг нас»

(Математика: "Действия с положительными и отрицательными числами"; Русский язык: "Числительное")

Класс: 6

Учитель: Удалова Татьяна Николаевна, учитель математики;

Калугина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Цели:

  • обогащение системы знаний по заданным темам русского языка и математики;

  • закрепление умений и навыков действий с положительными и отрицательными числами, а также употребления в разговорной речи числительных в процессе решения математических и грамматических заданий;

  • расширение математического кругозора учащихся и формирование у них положительного мотива учения за счёт "погружения" в межпредметную область;

  • воспитание организованности, умения самоконтроля и саморефлексии;

  • развитие наблюдательности и нестандартного мышления, выдержки и настойчивости в достижении цели.

Оборудование:

  • ноутбук и мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Приветствие, мотивация к работе на уроке (сообщение темы, целеполагание)

УР:

  • Здравствуйте! Мы очень рады видеть вас сегодня здесь! За время нашей работы я много раз читала вам различные стихотворения, а Т.Н. рассказывала занимательные истории и факты из жизни математиков, но сейчас я хочу поделиться с вами словами замечательного поэта Степана Щипачёва:

Цифры, что рядышком встали,

Каждая – раз уж стоит –

Тонны испытанной стали

Взвалит на плечи свои.

Славить готов и таблицы

Мой безискусственный стих,

Только б счастливые лица

Чаще мне чудились в них.

Цифры приметны почету,

В сводках, как совесть, чисты.

Знаем, который по счету

Лег километр на грунты.

Цифры, что вписаны в сроки,

Годы уже не сотрут,

Это – плотины, дороги,

Это – к планетам маршрут…


УМ:

  • Прочитайте тему и сравните услышанные строки со словами на доске. Предположите, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке.

  • Что вы хотите получить от него? /целеполагание детей/:

        • Повторить;

        • Закрепить;

        • Узнать новое и т.п.

  • У нас сегодня тоже есть цель: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык! Приступим!


  1. Основная часть:

УМ:

    • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (устная работа, ответы фиксируются на маркерной доске):

  1. Сколько цифр вы знаете? (10)

  2. Какое число не является ни положительным, ни отрицательным? (0)

  3. Какое число не меняет множитель в произведении? (1)

  4. Сколько лет в одном веке? (100)

  5. Наименьшее простое число? (2)

  6. Чему равна сумма противоположных чисел? (0)

  7. Что больше: или 0,6? (0,6)

  8. Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)

  9. Наименьшее натуральное число? (1)

  10. Корень уравнения: -х = 7. (-7)

  11. Наибольшее целое отрицательное число? (-1)

  12. На какое число нельзя делить? (0)

  • С чем связаны все ваши ответы? (С числами)

УР:

  • Причём в окружающем нас мире числа встречаются повсюду. Для этого даже возникла особая часть речи. Как она называется? (числительное)

  • Приведите примеры.

  • Когда мы имеем дело с числительными?

  • Мы, конечно, не первые, кто заметил, что числа окружают нас. Еще наши предки обратили на это внимание и сохранили свои наблюдения в виде устойчивых изречений, которые мы передаём из поколения в поколение и употребляем в определённых ситуациях. Как называются такие изречения? (фразеологизмы).

  • И сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете фразеологизмы, в которых используются имена числительные. На экране вы видите пословицы и поговорки, записанные в 2 столбика: в 1ом столбике – начало, во 2ом - конец. Но они перепутаны. Помогите частям фразеологизмов найти друг друга, записав их правильно (ПРОВЕРКА)

Семь раз отмерь… На неделе

Семи пядей… В трёх соснах

Семеро одного… А критику – двумя

Семь пятниц… Не ждут

Заблудиться…. Первый кнут

Похвалу слушай одним ухом… Во лбу

Доносчику… Ни одного не поймаешь

За двумя зайцами погонишься - … Один раз отрежь

УМ:

  • Народную мудрость вы хорошо усвоили, числа тоже прекрасно знаете – значит, мы можем поменяться с вами местами. Мы с О.Ю. тут немного помудрили и вот что у нас получилось:

    1. ;

    2. на ста шестидесяти восьмой странице;

    3. ;

    4. пяти целыми ноль семь сотыми;

    5. ;

    6. сто сорок семь больше одна тысяча двести тридцати один;

    7. ;

    8. три тысячи пятьсот восемьдесят девятью.

Сейчас мы будем отвечать, а вы, наоборот, нас проверите – будете экспертами. Только ведь нас двое – учитель математики и учитель русского языка, т.е. нужно не только уметь правильно работать с числами, но и называть их. И, кончено же, пояснять свой ответ



(Класс делится на 2 группы:

Группа справа – эксперты-математики,

Группа слева – эксперты-лингвисты).

УР:

Итак, мы читаем выражения, а вы оцениваете правильность с точки зрения математики и русского языка.

(Работа с выражениями на экране проектора,

после анализа каждого выражения –

показ правильного варианта).

УМ:

Итак, у нас получился всего один правильный ответ 94. Дайте этому числу все возможные характеристики с точки зрения математики


УР:

А теперь дайте все возможные характеристики этому числу с точки зрения русского языка


ФИЗМИНУТКА


УР:

Молодцы! Но как-то неинтересно получается: считаем, склоняем, анализируем – никакой романтики…Правду говорят, математика – очень точная и неэмоциональная наука. То ли дело – искусство слов… Только вслушайтесь: "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…"… Или: "Зима недаром злится – прошла её пора…"

УМ:

  • Неправда, О.Ю.!!! На самом деле с помощью чисел можно много чего сделать – например, нарисовать картинку (рисунок на проекторе) или даже выразить эмоции…

УР:

  • Эмоции…Т.Н., вы ничего не путаете???

УМ:

  • Абсолютно!!! Есть даже такой раздел – цифровые стихи, и вам, как человеку, любящему поэзию, это должно понравиться!!!

УР:

Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Вы можете удивиться: как это стихи в цифрах и без единого слова? Именно! Цифровые стихи тем и отличаются от традиционных, что в них вместо слов зарифмованы различные цифры.

Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации. В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них может отсутствовать — это смысл. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. Как выглядят цифровые стихи? Вот, например, в стиле Маяковского:

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 0 17.

А вот в стиле Есенина:

14 126 14

132 17 43

16 42... 511

704 831

170! 16 36

514 700 142

612 349

17 114 02.


Ребята, давайте все вместе почитаем и попробуем определить, какое настроение содержится в этих строках:

(Читают и анализируют с детьми)

2 12 46,

48 3 06.

33 1 102,

8 30 32

(считалка)


2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

(веселые стихи)


511 16

5 20 337

712 19

2000047

(грустные стихи)


7 14 100 0

0 0 0 13

37 08 5

20 20 20

(веселые стихи)


3 1512

16025

11 0 3 15

100006 02 05

(грустные стихи)

УМ:

  • Вот так оказывается, что поэзия живёт в математике. Но давайте вернёмся к науке. Все вы наверняка любите разгадывать кроссворды. Вот сейчас вы и попробуете разгадать такой небольшой кроссворд. Мы уже встречались с такими заданиями, когда по ответу нужно определить букву, а затем из полученных букв составить ключевое слово. Работаем по вариантам: 1 вариант – решает 1, 3 и 5 уравнения; 2 вариант – 2, 4 и 6.

    1. ;

    2. ;

    3. ;

    4. ;

    5. ;

    6. .

6

1,2

5,5

15

Е

В

И

Т

Д

С


УР:

  • Назовите зашифрованное слово. Двести – какое это числительное?

  • Каково оно по разряду и составу?

  • Просклоняйте его (письменно – в тетради, фронтальная устная проверка).

УМ:

  • Всё это замечательно, но как вы думаете, где могут пригодиться все те знания, которые вы получаете день за днём?

(На экране профессии: актер, бухгалтер, землемер, каменщик, математик, музыкант, поэт, пасечник, продавец, плотник, садовник, экономист, финансист, сатирик)

  • Как вы думаете, что мы можем сейчас сделать с этими профессиями? (расположить слова в два столби­ка так, чтобы в первый столбик попали существительные, обобщаю­щие профессии, которые имеют прямое отношение к цифрам, измере­ниям; а во второй столбик слова, которые обозначают профессии, не имеющие отношение к счету, цифрам).



3. Подведение итогов (рефлексия, постановка домашнего задания):

УР:

  • Вот и подошёл к концу наш урок. И логическим его завершением будет, конечно, домашнее задание:

Вариант 1:

    1. 10 + (- 15) + 10 + 0 + 8; (-7)

    2. 25 * 4 + (- 40) + (- 52); (8)

    3. Составьте с ответом 2ого выражения два предложения так, чтобы в первом случае числительное было количественным, а во втором – порядковым. Определите синтаксическую функцию числительного.

    4. Просклоняйте результат первого выражения.

Вариант 2:

  1. 23 + 0 + (-9) + 9 +(- 2); (-25)

  2. 45 * 2 + (-62) + (- 26); (2)

  3. Составьте с ответом 2ого выражения два предложения так, чтобы в первом случае числительное было количественным, а во втором – порядковым. Определите синтаксическую функцию числительного.

  4. Просклоняйте результат первого выражения.

УМ:

  • Посмотрите свои тетради, вспомните записи на доске, осмыслите их. Пусть сегодня их и немного, гораздо важнее то, что осталось в вашем сознании. Поделитесь вашими мыслями о прошедших 45 минутах (что они значат лично для вас?)

УР:

  • А теперь давайте еще раз обратимся к нашей теме. Полностью ли вы с ней согласны?

  • Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разъединять их! Спасибо за урок!!!


7