СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНКУРСНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ГРИБНАЯ ПОРА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная разработка интеллектуальной конкурсной игры «Грибная пора»  предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования, а также учителей начальных классов,организаторов внеурочной деятельности в школах. Проводить конкурсную игру я рекомендую:

  • 15 апреля – День экологических знаний;
  • 7 сентября– День гриба;
  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия. 

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНКУРСНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ГРИБНАЯ ПОРА"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Городская станция юных туристов"
















Интеллектуальная конкурсная биологическая игра


"ГРИБНАЯ ПОРА"












автор-составитель

Соколова Елена Геннадьевна

педагог дополнительного образования

г. Ногинск. Московская область








2016г.


Предложенная разработка интеллектуальной конкурсной игры «Грибная пора» является частью экологической работы, проводимой в МБУ ДО СЮТур. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования, а также учителей начальных классов, биологии; организаторов внеурочной деятельности в школах. Проводить конкурсную игру я рекомендую:

  • 15 апреля – День экологических знаний;

  • 7 сентября– День гриба;

  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия.

Предложенная методика организации интеллектуальной игры позволит педагогам сделать свой вариант её проведения, ориентируясь на возраст, уровень коллектива, предшествующую подготовительную и воспитательную работу. Организуя подобные игры в УДОД и школах, педагоги смогут расширить кругозор обучающихся, повысить их экологическую культуру.

Это мероприятие проводится в форме конкурсной игры.






Праздник грибов проводится в разных странах, в разное время.


В Прикамье проводят единственный в России праздник грибов - "Ай, да рыжик". Главным героем народного праздника станет один из самых популярных в Прикамье грибов - рыжик.

Праздник позволят каждому участнику проявить себя как лучшего знатока-грибника, умелого повара. Каждый желающий принимает участие в песнях, зажигательных плясках, народных играх, конкурсах о рыжиках и рыжих; можно посетить тематические выставки-конкурсы декоративно-прикладного и изобразительного искусства и выставку-продажу изделий народных мастеров; узнать секреты местных хозяек по приготовлению блюд из рыжиков; собрать или закупить рыжики, другие грибы и овощи как в свежем, так и в консервированном виде; познакомиться с обрядовыми праздниками прощания с летом и встречи осени разных народов Пермского края


«Тихая охота»


Благодать-то! Глянь кругом:

Брызжет дождик, солнце блещет.

Чу! И ласточка в свой дом

не торопится, щебечет.


То-то радость! Всё! Грибам

Время! Самая погода!

И идёт уж по лесам

Чудо! – «тихая охота»!

Гончаренко Николай


Под тихой охотой или грибной охотой понимают такую деятельность человека, которая заключается в поиске и сборе разных видов съедобных грибов. «Тихие охотники» - это грибники. Им удается без выстрела добыть вкусную питательную пищу.

Время, проведенное в увлекательной охоте за грибами,- бодрая зарядка, познание удивительных грибных тайн.


Сапоги, корзина, дождевик.

Заспаны глаза, но боевой настрой.

Сразу видно кто это - грибник,

Лес его манит своей красой.



Практически грибы можно собирать с ранней весны до поздней осени. В июне в лесу показываются первые сыроежки.


На полянке, вдоль дорожки
Всюду встретится она,
Сыроежка-гриб хороший
Шляпка издали видна.
Жёлтая и красная
Сыроежка разная.

Л. Чефанова


Если хочешь, чтобы корзина пополнилась первыми подберезовиками,- надо заглядывать в березняки;


Не страшны ни дождь, ни грозы
Подберёзовик растёт
Под развесистой берёзой
Каждый здесь его найдёт.
Гриб красив и бесподобен
И к тому же он съедобен.

Л. Чефанова


в изреженных светлых сосняках можно найти маслят.

Нашёл маслят.
Пора за ножик браться.
– А ну, в лукошко полезайте, братцы!
Они смеются:
– Мало нас найти!
Теперь ещё
Попробуй
Ухвати!

А. Ерошин

Со второй половины июня грибов заметно прибывает. В поросших вереском сосновых борах, в осинниках и даже в березовых лесах появляются подосиновики,


Подосиновик


Тополёк дрожащий – робкая осина,
Под тобой стою я в зелени низины.
Надо мной, как зонтик, листья веткопада.
Кто меня отыщет, я тому – награда.
Горд я белой ножкой, шляпкой модной красной.
Я на вид красивый и на вкус прекрасный!


в хвойных с березой и березовых лесах нет- нет да и попадется семейка груздей.

Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!
(В. Кожевников )

В июне, после первых теплых дождей, в изобилии появляются лисички, селящиеся веселыми стайками на травянистых и мшистых лесных полянах.


Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.

Р. Новикова


В это же время следует поискать в светлом сосновом лесу и царя грибов – боровик. В начале июля появляются белые грибы и в березовых рощах.



Старый гриб


Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет:
- По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет,
Люди мигом прикорзинят!

(А. Лаптев )


Но самый грибной месяц, конечно, август. В первые же его дни стаями высыпают рыжики в молодняке сосновых боров и ельников.


Около тропинки в листьях рыжих
Спрятался надёжно хитрый рыжик.
Будет рыжик в пироге хорош…
Если только ты его найдёшь!

А. Ерошин


Вторая половина августа и первая декада сентября – золотое время грибника; только успевай собирать урожай, сушить, засаливать и мариновать. В эту пору много белых, подосиновиков, подберезовиков, рыжиков, груздей. В августе можно встретить и осенние опята, но время их еще не пришло. Опят много в сентябре, когда другие грибы начинают исчезать. До первого снега можно носить из леса эти вкусные тонконогие грибы полными корзинами.


Опенок не любит расти в одиночку -

С ним рядышком вместе - сыночек и дочка,

И дядя, и тетя, и бабка, и дед…

Вы лучше спросите, кого же там нет!


Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. И впрямь: они содержат много белков, жиров, сахара, различных солей и витаминов. По содержанию белковых веществ грибы превосходят все овощи. В одном килограмме белых сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине, и в три раза больше, нежели в рыбе. В капусте, картофеле, свекле и моркови нет жира, а в грибах содержатся ценные жировые вещества. Белые сушеные грибы по питательности превосходят яйца и колбасу, а грибной бульон – калорийнее мясного. Высокое содержание экстрактовых и ароматических веществ делает грибы особенно вкусными.


Мы в субботу всей семьёю
За грибами в лес пошли,
Взяли пуделя с собою,
Километров пять прошли.
И грибов на три кошёлки
Отыскали без труда,
Хватит в суп и для засолки,
И насушим, как всегда.
В кухне пар стоит клубами,
На плите кастрюльный ряд,
Стол завален весь грибами,
Моем, варим всё подряд.
Кучки рыжиков, маслята,
Подосиновики тут,
Сыроежки и опята,
Грузди очереди ждут.
Белый гриб пойдёт для сушки,
Нацепили низки три,
И висят грибы-игрушки -
Полюбуйся, посмотри.
А лисички для жарянки, -
Будем ужинать сейчас,
Остальное сложим в банки,
Закатаем про запас.
И во время зимней стужи
Приготовим суп грибной,
На обед или на ужин -
Снова вспомним дух лесной.

И. Коньков











Правила

Прежде чем ступить в лес и заняться «тихой охотой» (увлекательным сбором грибов), невредно знать некоторые ее правила.


Начнем с одежды. Она должна быть простой, лучше из плотной материи. Та­кое платье будет хорошей защитой от острых сучков, нахлыста колючей хвои. На случай ненастной, погоды неплохо брать с собой плащ-дождевик. На ноги подойдут кирзовые или резиновые сапо­ги, кеды или ботинки, если в лесу сухо.
Обувь нужно подбирать с тем расчетом, чтобы она была удобной и при ходьбе не терла ноги.
Самая надежная тара для грибов, по­зволяющая сохранять их свежесть,- корзина из ивовых прутьев. Не годятся ведра и полиэтиленовые пакеты: в них ограничен доступ воздуха, грибы на­греваются и «сгорают», как это случает­ся с намокшим сеном.
Грибы тоже надо брать умеючи. Не­которые сборщики считают, что их надо выкручивать, другие - срезать. Ученые полагают, а им нельзя не верить, что приемлемы оба способа, лишь бы не повредить грибницу. Не раскапывай палкой грибницу- она может высохнуть, не прикрытая листвой. Не собирать грибы у проезжей части. Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Грибы следует класть в корзину внут­ренней частью шляпки вниз..
Собранные грибы следует очищать руками и ножом в стороне от места, где они выросли. Тем самым снизится воз­можность заражения грибницы гнило­стными микробами, которые неизбежно поселятся в очистках. Эта же предо­сторожность помогает защитить гриб­ницу и от более крупных пакостников - грибных мух.

На пути сборщика попадаются не только грибы, которые пригодны в пи­щу, но и мухоморы, а также прочие по­ганки. Сбивать их ногой или палкой ни­как нельзя. Этими грибами кормятся животные: лоси, медведи, олени,
белки, их склевы­вают глухари, тетерки, куропатки и сой­ки. Видимо, лечатся ими.

Научиться отличать съедобные виды грибов от несъедобных и ядовитых

Чтобы научиться отличать съедобные и несъедобные грибы необходимо наизусть выучить минимальный список из самых популярных съедобных грибов и не брать те, которые вызывают у вас хотя бы малейшее сомнение. Также рекомендуем поначалу ходить на тихую охоту с более опытными грибниками.

Соблюдать правила техники безопасности в лесу

Старайтесь поначалу ходить в лес с кем-нибудь. Лучше всего с теми людьми, которые знают эти лесные участки как свои пять пальцев. Позже вы и сами самостоятельно сможете делать вылазки за грибами.

Ориентироваться в лесной местности

Самое главное нужно научиться хотя бы минимальным навыкам ориентировки на местности. Запоминайте хорошо обозначаемые приметы в лесу и на опушках леса. Обязательно берите с собой карту местности или телефон с gps-навигатором. Также очень пригодиться хороший компас.

Оказывать себе или товарищам первую медицинскую помощь

При несчастных случаях обязательно необходимо оказывать первую медицинскую помощь своим друзьям и себе, а также и остальным людям, нуждающимся в ней. Всех лекарств в поход за грибами не припасешь, но могут придти на помощь лесные лекарственные растения.




































Цель: обобщить и систематизировать знания детей о грибах.

Задачи:

образовательные:

- расширить и углубить знания детей о грибах, закрепить знания о правилах сбора грибов;

развивающие:

-Развить эстетический вкус, мышление, творческие и познавательные способности, активность учащихся, коммуникативные качества;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к природе.


Участники:

Обучающиеся младшего и среднего возраста.


Оборудование:


Секундомер, карандаши (ручки), раздаточный материал для конкурсов, оценочный лист, столы (парты) для команд. На стенах рисунки, аппликации на тему "Грибы".


Подготовка к игре:


Предварительно дети разбиваются на команды по 5-6 человек в каждой, выбирают капитана команды и придумывают её название. По ходу игры команды получают задания или отвечают на вопросы. Конкурсы оценивает жюри, выставляя баллы в оценочный лист. Побеждает та команда, которая к концу игры наберёт большее количество баллов. Победители награждаются сувенирами.


















Условие игры:






1. Конкурс"Непрямой дорожкой"


В конкурсе команде надо наложить "трафарет" на буквенную таблицу, прочитать загадку и разгадать её.

Оценка 10 баллов.


2. Конкурс «А грибы-то разбежались!».


В этом конкурсе команде надо найти 10 отличий одного рисунка от другого.

Оценка от 1 до 10 баллов.


3.Конкурс «Грибная пора».


В этом конкурсе команде надо собрать из рассыпавшихся слогов названия 13 известных грибов.

Оценка от 1 до 13 баллов.


4.Конкурс «Примета».


В этом конкурсе команде надо двигаясь по вертикали вверх или вниз, прочитать названия грибов. А из лишних букв, что у вас останутся, составить предложение и вписать его в грибочки. Вы сможете прочитать народную примету для грибного сезона.

Оценка 5 баллов.


5.Конкурс «Народная мудрость».


В этом конкурсе команде надо подобрать к началу каждой пословицы её продолжение. Если всё будет сделано правильно, то из букв, расположенных возле вторых частей, можно будет составить название ещё одной пословицы.

Оценка 13 баллов.



Приложение 1


































Приложение 2























































Приложение 3























































Приложение 4



















































Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 5





Приложение 4






















































Приложение 5

























































Вот и подошёл к концу наш конкурс. сейчас я попрошу похлопать тех, кому он понравился. Наше мероприятие закончилось, но волшебница Осень до наступления зимы будет баловать нас своими красками и дарить свои дары. Спасибо всем за игру.

Победители игры награждаются сувенирами.





Литература:



1.Асташина Н.И. "Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы.".Волгоград, изд."Учитель"( ФГОС Внеурочная деятельность).

2. Бондаренко Т.М. " Экологические занятия с детьми 5-6 лет". Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ "Учитель",2002.

3. Кроссвордёнок. № 8,10,-2010г., № 8 -2011г. ООО «Издательство «Мир новостей». Москва.

4. Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей",учебно-методическое пособие , М., "ЦГЛ", 2003.

5.Фабрика загадок. № 3-2005г., № 10 -2007г., № 8,9 -2010г., ООО «Издательство «Мир новостей». Москва.