Интерактивное занятие «Тайна едкого дыма»
для учащихся 3-6 классов
Цель занятия:
Содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в детской и молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от курения.
Задачи занятия:
Обучающие: информировать учащихся о важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; дать правильное представление о пагубности курения.
Развивающие: активизировать критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию, умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от курения, показав ценность здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции.
Структура занятия:
1. Анонс программы занятия.
2. Совместный просмотр мультфильма.
3. Обсуждение мультфильма, вопросы и ответы.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Материально-техническое оснащение занятия:
MP4-диск с мультфильмом «Тайна едкого дыма»;
Компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP4-проигрывателем.
Организационный момент
Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие по организму человека и своими глазами увидим, что происходит из-за курения. Мы узнаем много нового о том, как устроен наш организм и как сохранить свое здоровье.
Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм «Тайна едкого дыма», а потом обсудим все увиденное. Смотрите и слушайте внимательно, можно записывать те моменты, которые покажутся непонятными или вызовут вопрос.
2. Основная часть
- Просмотр мультфильма «Тайна едкого дыма».
- Вопросы для совместного обсуждения мультфильма:
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из мульт-фильма?
2. Как вы помните, наши герои, вылетев на лестничную клетку, сразу попали в дым и включили фильтр видимости. Зачем они это сделали?
Правильный ответ:
Большая часть дыма от сигарет является невидимой для невооруженного глаза. Они включили фильтр, чтобы увидеть весь дым, все его частицы, которые могли разбить корабль.
Комментарий ведущего к правильному ответу:
Наверняка многие из вас сталкивались с такой ситуацией, когда чувствуешь запах сигарет, но самого дыма не видишь. Кто с таким сталкивался? Это как раз происходит из-за того, что большая часть дыма от сигарет невидима. При курении его значительная часть выделяется в окружающую среду, где его вдыхают некурящие – так называемые пассивные курильщики. Даже случайно вдыхаемый нами сигаретный дым разрушает наш организм, появляются различные болезни. Например, пассивное курение является одной из частых причин развития у детей астмы. Каждый третий случай появления астмы у детей – это результат «принудительного» курения.
3. Затем наши герои попали в рот курильщика. Кто может сказать, что происходит с зубами курящего?
Правильный ответ:
Из-за того, что попадающий в рот сигаретный дым очень горячий, а вдыхаемый окружающий воздух – нет, происходит резкий перепад температуры на зубах, что приводит к их быстрому разрушению.
Комментарий ведущего к правильному ответу:
Например, как в прошлые времена наши предки убирали большой камень с посевного поля? Они раскаляли его, разводив вокруг костры, а потом обливали холодной водой. Камень от резкого перепада температуры трескался. Так и зубы курильщика: от перепада температуры на них появляются трещины, а ядовитые вещества из сигаретного дыма проникают в эти трещины, из-за чего зубы желтеют и разрушаются.
4. Затем наши герои попали в легкие, в наш орган для дыхания. Кто запомнил, что происходит в легких из-за курения?
Правильный ответ:
В легких есть особые реснички, которые выметают все вредное из организма. Но из-за ядовитого сигаретного дыма они погибают. Выделяется слизь. Легкие плохо очищаются, слизь накапливается, в ней начинают жить разные вредные микроорганизмы и даже паразиты.
Комментарий ведущего к правильному ответу:
В легких находится около 650 миллионов альвеол, на которые возложена функция снабжения кислородом всего организма. При попадании сигаретного дыма в организм альвеолы забиваются дегтем, токсинами и перестают функционировать. В результате канцерогены из табачного дыма накапливаются, что приводит к возникновению злокачественных опухолей – заболеванию, называемому «рак».
5. А кто запомнил, почему из-за курения появляется раковые опухоли?
Правильный ответ:
Внутри каждой клетки есть генетический код, ДНК. Это как чертеж, по которому создаются клетки. Новые клетки появляются путем деления, копирования существующих, и если клетка повреждается курением, то производит уже неполноценную, больную.
6. Затем наши герои попали в кровеносный сосуд. Кто может сказать, что происходит с сосудами из-за курения?
Правильный ответ:
Курение вызывает сильные спазмы сосудов, в результате чего они сужаются. Из-за спазма клетки стенок сосудов не получают питание. Возникают локальные отмирания клеток. Для закрытия таких дыр внутри сосудов возникают наросты. Со временем они увеличиваются, что приводит к частичной или полной закупорке сосуда. Это является причиной многих болезней, таких, например, как инфаркт и инсульт, которые часто приводят человека к преждевременной смерти.
7. Кто запомнил, что происходит с кожей у курящих людей?
Правильный ответ:
Выкуривание только одной сигареты сужает сосуды кожи на полтора часа. Это означает, что человек, курящий с интервалом в полтора часа, создает в коже постоянное кислородное голодание. Это приводит к нарушению кровообращения. Мелкие капилляры, питающие кожу, забиваются токсинами сигаретного дыма, клетки начинают испытывать кислородное голодание, часть клеток погибает, кожа приобретает желтоватый оттенок.
8. А как мы можем помочь курящим людям?
Правильный ответ:
На самом деле многие курящие не знают, что происходит с их организмом. Мы можем показать им этот мультфильм. Его легко найти в Интернете. Запишите, пожалуйста, название: «Тайна едкого дыма». Можно отправить ссылку друзьям и знакомым или разместить на страницах в социальных сетях.
- Творческая часть
А сейчас мы с вами напишем небольшое сочинение на тему ценности здорового образа жизни, вреда курения и о том, что вам больше всего запомнилось на занятии. Самые интересные сочинения будут выставлены на сайте школы.
Время написания: 7-10 минут.
Подведение итогов занятия
Спасибо за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание.
Что вам понравилось?
Что запомнилось больше всего?
Какие выводы вы сделали для себя?