Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 26»
«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО» школы Протокол № 1 От « » 2018г. | «Утверждена Педагогическим советом» Протокол № 1 От «_»08 2018 г. | « Утверждаю» Директор школы Басов А. В. Приказ № От « » 08 2018г. |
Рабочая программа учебного предмета
инженерная графика
для учащихся _______6,8_________ класса
__________________5-9____________ уровень
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана
ШМО эстетического цикла
г.Уфа 2018 г
Пояснительная записка
Авторская программа по внеурочной деятельности «Инженерная графика 6,8 класс». «Геометрическое черчение» 6 класс 17 часов, 8 класс 17 часов. Срок реализации программы 1 год.
Структура программы.
Одной из наиболее сложных дисциплин в старших классах общеобразовательной школы является курс геометрия - стереометрия. Основная причина, по которой у многих школьников возникают трудности в его изучении в 10-11 классах, связана с резким переходом от работы с плоскостными объектами (7-9 классы) к работе с объектами пространственными.
Программа курса «Геометрическое черчение» и «Проекционное черчение» отвечает современному подходу к развитию мышления детей и позволяет подготовить их к изучению систематического курса геометрии, осуществляя тем самым преемственность обучения.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренного Правительством РФ (распоряжение от 29.12.2001, №1756-р), нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования.
Как отмечается в стратегии модернизации образования: «Основная школа – наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно на фазе основной школы наблюдается наибольшая перегрузка, снижение учебной мотивации учащихся». На этом фоне нужно формировать у учащихся готовность к переходу в старшую профильную школу через модульную организацию учебного материала и учебного процесса, позволяющую гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования; через организацию курсов. Интегрированные курсы являются благодатной почвой, на которой можно строить дифференциацию обучения, выделяя те области знаний, которые для учеников интересны и увлекают их, как стержневые для углубления знаний и развития их личностного, интеллектуального потенциала. Как известно, высшая ступень умственной деятельности осуществляется на основе межпредметных ассоциаций, когда создается возможность объединить разные системы знаний, познать явление или процесс в их многообразии и единстве. Черчение дает учителю уникальную возможность развить ребенка на любой стадии его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика, практическая применимость позволяют гармонично развить образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитать у него навыки познавательной, творческой, практической деятельности. В качестве одного из главных критериев математического развития личности многие психологи рассматривают уровень развития пространственного мышления, который характеризуется умением оперировать пространственным образом. Научно обосновано, что наиболее благоприятный возрастной период для развития пространственного воображения - это 9-11 лет. Говоря о развитии наглядных представлений и пространственного мышления можно выделить два ключевых момента: мысленные преобразования рассматриваемых объектов или их элементов; моделирование выхода из плоскости в пространство.
При изучении курса планиметрии такой выход можно осуществить, решая задачи на исследование возможного расположения пространственных фигур, на конструирование или описание различных конфигураций, на определение вида сечений многогранников и тел вращения. Так же, правильно выполненные чертежи призваны стимулировать «работу мысли», задавать направление поиска, следуя которому можно прийти к правильному ответу, помочь не только обнаружить скрытую закономерность, внутреннюю связь между объектами или их элементами, но и подсказать идею доказательства.
Практика подсказывает, что ученики старших классов затрудняются в изображении даже самых простейших окружающих предметов, не всегда адекватно воспринимают эти предметы, из-за чего неверно оценивают их форму и размеры, поэтому необходимо выделять практическую составляющую геометрии. В ее реализации можно двигаться в следующих направлениях:
1. применение геометрических сведений;
2. формирование геометрических понятий и методов на основе практики;
3. изготовление моделей, чертежей и т. д.
Практическая составляющая геометрии должна быть отражена и в задачах, встречающихся во многих сферах, например в математике: начертательная геометрия (разнообразные способы проектирования); в науке: физика (расчет траекторий, проектирование оптических призм), химия (строение молекул), кристаллография (симметрия кристаллов); в технике: технические измерения ( угольник, шаблоны, угломерные инструменты), нахождение величин (линейные размеры, площади, объемы, углы); в искусстве: живопись (создание изображений), дизайн (перебор вариантов расположения объектов), декоративное искусство (узоры и орнаменты). Один из эффективных путей формирования и развития пространственного мышления связан с систематическим привлечением учащихся к выполнению чертежей фигур, в том числе проекционных, изготовлению их разверток и моделей. Успешная реализация этого пути в педагогическом процессе определяется тем, насколько обучение геометрии взаимосвязано с обучением черчению. Ведь основными мыслительными операциями над образами являются операции преобразования формы, величины и пространственных соотношений между элементами объектов геометрического пространства, которые являются общими для геометрии и черчения. Наличие общих («сквозных») операций создает психологические предпосылки для развития пространственного мышления на межпредметной основе. Одним из решений задачи создания условий для развития пространственного мышления учащихся, обеспечения преемственности в обучении геометрии является введение геометрического черчения и проекционного черчения во внеурочную деятельность.
Каждая техническая идея, прежде чем воплотить в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации. Знание условностей черчения, умение читать чертежи, работать над ними являются обязательным условием высокой производственно-технической культуры человека. Поэтому черчению в школе отводится роль общеобразовательного предмета.
Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требующее широкой механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение новой техники и технологии, расширение производственной базы. Это связано с разработкой многих проектно-конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин, например «Черчение».
Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача государственного масштаба. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки её выпускников.
Внеурочная деятельность «Введение в инженерную графику» является основной базой для дальнейшего изучения специальных графических курсов: компьютерной графике, строительного, горного, машиностроительного, топографического черчения и др.
Познавательная активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер к учебным предметам. Жизненный и трудовой опыт в определенной степени влияет на глубину усвоения, их отношения к учебе. Современная молодежь склонна относится практически к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к знаниям: насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Главной целью внеурочной деятельности «Введение в инженерную графику» является приобщение к графической культуре, а также углубление общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки.
Сегодня на профильную школу возложена задача максимально раскрыть индивидуальность, способности личности, подготовить учащихся к продолжению образования, а также участвовать в их профессиональной ориентации.
Социальный заказ, поступающий от учащихся и родителей, предъявляет повышенные требования к школе. Введение в школьную программу изучения «Введение в инженерную графику» позволит повторить и расширить представления о роли и значении графических изображений в реальной жизни; закрепит и значительно шире поможет использовать комплекс полученных начальных знаний и навыков; позволит получить дополнительный объём технических знаний, а также совершенствовать и развить графические умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего изучения последующих общеинженерных и технических дисциплин; расширит общетехнический кругозор.
Внеурочная деятельность поможет сформировать у старшеклассников весьма важные свойства всесторонне развитой личности: самоуважение; стремление к знаниям; ответственность; дисциплинированность, а также повысит интеллектуальный рост; будет способствовать умению самостоятельно приобретать и применять полученные знания, умению работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Цель курса конкретизируется в основных задачах.
Задачи:
1. развитие пространственного мышления учащихся;
2. выработка (отработка) навыков оперирования плоскостными и пространственными объектами;
3. знакомство с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики;
4. организация разнообразной геометрической деятельности: моделирования, наблюдения, экспериментирования, конструирования, в результате которой учащиеся самостоятельно добывают знание и развивают специальные качества и умения: интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
• осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
• усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
• научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• усвоить практические навыки использования геометрических инструментов;
• научиться решать простейшие задачи на построение, доказательство;
• уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
• понимать технологические термины: чертеж, эскиз, технический рисунок и др.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
• В результате освоения программы кружка у
• школьников должны быть сформированы:
• действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации;
• действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
• проектная деятельность;
• контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
• отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
• самоконтроль и корректировка хода практической работы;
• самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его
• с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
• оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
• чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,
схемы);
• моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
• конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных условий:
• определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
• сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
• сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
• анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных
предлагаемых заданий;
• выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
• проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД
• учёт позиции собеседника;
• умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
• умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества
с партнером;
• осуществление взаимного контроля;
• реализации проектной деятельности.
•
Планируемые результаты изучения предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в области «Внеурочная деятельность». Планируемые результаты освоения предмета «Черчение» отражают:
• гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
• развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративно-художественных умений и навыков;
• обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов конструкторских декоративных особенностей предметов быта;
• создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей учащихся;
• стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий;
• формирование целостного представления и приобщение к истокам славянской культуры;
• изучение истории развития чертежа;
• формирование навыков общения и коллективной деятельности;
• воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любови к природе и окружающему миру. применение полученных теоретических знаний на практике;
• включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;
• реализации творческого потенциала обучающихся;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления чертежа.
У ч е б н ы й п л а н
17 часов
Общие сведения по оформлению технологического чертежа и
геометрические построения
17 часов
Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними (1 час)
Оформление чертежей (8 часов)
Геометрические построения (6 часов)
Кривые линии(4 часа)
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними. (1 час) |
Тема занятия | кол-во часов | дат | Содержание урока |
Инструменты, материалы и принадлежности для черчения. Рациональные приемы работы и организация рабочего места. | 1 час | | Материалы и принадлежности для черчения. Готовальня и её содержимое. Инструменты, предназначенные для выполнения чертежей тушью. Линейки и угольники. Бумага. Подготовка инструментов к работе. Рациональные приемы работы и организация рабочего места. |
Оформление чертежей (8 часов) |
Форматы. Рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа. | 2 час | | Форматы. Рамка и основная надпись чертежа (для техникумов и институтов) Линии чертежа |
Шрифты чертежные | 1 часа | | Шрифты чертежные. Размеры шрифтов, установленные ГОСТом. Прописные и строчные шрифты, основные и широкие, с наклоном и без наклона. Группировка букв по ширине в каждом шрифте. Выбор заглавных букв, расстояние между буквами, словами и строками. |
Графическая работа № 1 Шрифты | 1 часа | | Написать текст чертежным шрифтом русского алфавита. (индивидуальные варианты заданий даны в приложении) |
Основные правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы. Рекомендации по выполнению чертежей. | 2 часа | | Основные правила нанесения размеров на чертежах. Размерные числа, выносные и размерные линии. Условные знаки Линейные и угловые размеры. Масштаб. Рекомендации по выполнению чертежей. |
Графическая работа № 2 Нанесение размеров | 2 часа | | Выполнить чертёж «плоской детали» в масштабе М1:2. Нанести размеры. |
Геометрические построения. (6 часов) |
Тема занятия | кол-во часов | дата | Содержание урока |
Проведение параллельных и перпендикулярных линий. Деление окружности на равные части. | 2 часа | | Проведение параллельных и перпенди-кулярных линий. Деление отрезка прямой на равные части. Построение и деление углов. Нахождение центра окружности или дуги и определение величины их радиусов. Деление окружности на равные части (4; 8; 3; 6; 12; 5;10; 7; 14) и построение правильных вписанных многоугольников. |
Сопряжение. | 1 час | | Сопряжения. Основные элементы сопряжений (центр сопряжения, радиус сопряжения, точки касания). Сопряжение двух прямых (скругление углов). Сопряжение дуги окружности прямой линией. |
Сопряжение. | 1 час | | Сопряжение двух дуг (внутреннее и внешнее). Смешанное сопряжение. Применение сопряжений в технических деталях. Рекомендации по выполнению сопряжений на чертежах. |
Графическая работа № 3 Сопряжение | 2часа | | Построить чертёж плоской детали с элементами деления окружности на равные части (индивидуальные варианты заданий и образец выполнения даны в приложении) |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы для 8 класса
РАЗДЕЛ 1
Общие сведения по оформлению
технологического чертежа и геометрические построения
Глава 1
Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними.
Материалы и принадлежности для черчения. Готовальня и её содержимое. Инструменты, предназначенные для выполнения чертежей тушью. Линейки
и угольники. Бумага. Подготовка инструментов к работе. Рациональные приемы работы и организация рабочего места.
Глава 2
Оформление чертежей
Форматы чертёжные. Обозначение форматов и расшифровка.
Рамка и основная надпись чертежа технических вузов.
Линии чертежа. Их назначение и применение.
Масштабы.
Шрифты чертежные. Размеры шрифтов, установленные ГОСТом. Прописные и строчные шрифты, основные и широкие, с наклоном и без наклона. Группировка букв по ширине в каждом шрифте.
Выбор заглавных букв, расстояние между буквами, словами и строками. Основные правила нанесения размеров на чертежах. Размерные числа, выносные и размерные линии. Линейные и угловые размеры. Изображение стрелки, знаки, надписи. Рекомендации по выполнению чертежей.
Глава 3
Геометрические построения.
Проведение параллельных и перпендикулярных линий.
Деление отрезка прямой на равные части.
Построение и деление углов.
Нахождение центра окружности или дуги и определение величины их радиусов.
Деление окружности на равные части (4; 8; 3; 6; 12; 5; 7; 14) и построение правильных вписанных многоугольников.
Сопряжения. Основные элементы сопряжений (центр сопряжения, радиус сопряжения, точки касания). Сопряжение двух прямых (скругление углов). Сопряжение дуги окружности прямой линией. Сопряжение двух дуг (внутреннее и внешнее). Смешанное сопряжение. Применение сопряжений в технических деталях. Рекомендации по выполнению сопряжений на чертежах.
Глава 4
Кривые линии
Построение циркульных кривых (овал, овоид, коробые кривые).
Применение циркульных кривых в технических деталях.
Построение лекальных кривых, полученных в результате сечения конуса (эллипс, парабола, гипербола).
Раздел 2
Основы начертательной геометрии и проекционное черчение
Глава 5
Способы получения графических изображений.
Метод проекций.
Центральное и параллельное проецирование.
Прямоугольное (ортогональное) проецирование.
Ортогональная система трех плоскостей проекций.
Ортогональный чертёж точки, прямой и геометрического тела
Глава 6
Проецирование геометрических тел и их элементов
Комплексный чертёж геометрических тел
Проекции геометрических тел.
Проекции точки, лежащей на поверхности предмета.
Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними. (1 час) |
Тема занятия | кол-во часов | дат | Содержание урока |
Инструменты, материалы и принадлежности для черчения. Рациональные приемы работы и организация рабочего места. Форматы. Рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа. | 1 час | | Материалы и принадлежности для черчения. Готовальня и её содержимое. Инструменты, предназначенные для выполнения чертежей тушью. Линейки и угольники. Бумага. Подготовка инструментов к работе. Рациональные приемы работы и организация рабочего места. Форматы. Рамка и основная надпись чертежа (для техникумов и институтов) Линии чертежа |
Оформление чертежей (4 часов) |
Шрифты чертежные | 1 часа | | Шрифты чертежные. Размеры шрифтов, установленные ГОСТом. Прописные и строчные шрифты, основные и широкие, с наклоном и без наклона. Группировка букв по ширине в каждом шрифте. Выбор заглавных букв, расстояние между буквами, словами и строками. |
Графическая работа № 1 Шрифты | 1 часа | | Написать текст чертежным шрифтом русского алфавита. (индивидуальные варианты заданий даны в приложении) |
Основные правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы. Рекомендации по выполнению чертежей. | 1 часа | | Основные правила нанесения размеров на чертежах. Размерные числа, выносные и размерные линии. Условные знаки Линейные и угловые размеры. Масштаб. Рекомендации по выполнению чертежей. |
Графическая работа № 2 Нанесение размеров | 1 часа | | Выполнить чертёж «плоской детали» в масштабе М1:2. Нанести размеры. |
Геометрические построения. (4 часов) |
Тема занятия | кол-во часов | дата | Содержание урока |
Проведение параллельных и перпендикулярных линий. Деление окружности на равные части. | 1 часа | | Проведение параллельных и перпенди-кулярных линий. Деление отрезка прямой на равные части. Построение и деление углов. Нахождение центра окружности или дуги и определение величины их радиусов. Деление окружности на равные части (4; 8; 3; 6; 12; 5;10; 7; 14) и построение правильных вписанных многоугольников. |
Сопряжение. | 1 час | | Сопряжения. Основные элементы сопряжений (центр сопряжения, радиус сопряжения, точки касания). Сопряжение двух прямых (скругление углов). Сопряжение дуги окружности прямой линией. |
Сопряжение. | 1 час | | Сопряжение двух дуг (внутреннее и внешнее). Смешанное сопряжение. Применение сопряжений в технических деталях. Рекомендации по выполнению сопряжений на чертежах. |
Графическая работа № 3 Сопряжение | 1часа | | Построить чертёж плоской детали с элементами деления окружности на равные части (индивидуальные варианты заданий и образец выполнения даны в приложении) |
Календарно-тематический план курса
«Введение в инженерную графику»
РАЗДЕЛ 1
Общие сведения по оформлению технологического чертежа и
геометрические построения
Кривые линии (3 часа) |
Тема занятия | кол-во часов | дат | Содержание урока |
Коробовые кривых | 1час | | Построение циркульных кривых (овал, овоид, коробые кривые). |
Лекальных кривых | 1час | | Построение лекальных кривых, полученных в результате сечения конуса (эллипс, парабола, гипербола). |
Графическая работа № 4 Коробовые кривые Лекальные кривые | 1час | | Применение циркульных кривых в технических деталях. (индивидуальные варианты заданий и образец выполнения даны в приложении) Применение лекальных кривых в технических деталях. (индивидуальные варианты заданий и образец выполнения даны в приложении) |
Раздел 1
Основы начертательной геометрии и проекционное черчение
Способы получения графических изображений (5 часов). |
Тема занятия | кол-во часов | дата | Содержание урока |
Проецирование | 1час | | Метод проекций. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Аксонометрические проекции |
Ортогональная система трёх плоскостей проекций | 1час | | Ортогональная система трех плоскостей проекций Ортогональный чертёж точки, прямой и геометрического тела |
Графическая работа № 6 Ортогональный чертёж точки, прямой и геометр. тела | 2часа | | 1.Построить три вида тетраэдра по координатам 2. Построить безосный чертёж ребра АВ. (индивидуальные варианты заданий и образец выполнения даны в приложении) |
Комплексный чертёж геометрических тел | 1час | | Прямоугольное проецирование. Плоскости проекций. Выбор главного вида. Вспомогательная прямая. Комплексный чертёж геометрических тел (конус,цилиндр) |