СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иппотерапия в городе Назарово

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. Роль иппотерапии как одна из форм лечебной физкультуры.

Просмотр содержимого документа
«Иппотерапия в городе Назарово»

Полное название темы работы

Иппотерапия в городе Назарово

Название секции

Естественные науки

«Медицина и здоровье»


Тип работы

Исследовательская работа


Возрастная номинация

6 – 8 класс

ФИО (полностью) автора, дата рождения

Сиразитдинова Алина Юрьевна,

06.03.2001

Домашний адрес автора

г. Назарово, Красноярского края,

ул. Горького, д. 7, кв. 19

662200

Место учебы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Класс

7

Место выполнения работы

МБОУ «СОШ №4»

Руководитель

Соколенко Людмила Анатольевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №4»

Научный руководитель

нет

Ответственный за корректуру текста работы

Соколенко Людмила Анатольевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №4»

E-mail, контактный телефон

[email protected]

8(39155) 4-46-94





Сиразитдинова Алина Юрьевна


г. Назарово, МБОУ «СОШ №4», 7 класс

«Иппотерапия в городе Назарово»

руководитель: Соколенко Людмила Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №4»

Цель исследовательской работы: оценить роль иппотерапии как форму лечебной физкультуры.

Методы исследования - обобщение, интервью, описание, статистический, экскурсия.

Основные результаты исследования (научные, практические): иппотерапия - конная реабилитация, а еще проще - лечение с помощью лошади. Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его. В Назарово существует 1 организация, работающая с лошадьми. Конный манеж, реализует проект «Легкий шаг». Это универсальный проект, который расширяет границы общения и является наглядным примером того, что человеческие возможности безграничны. Проект «Легкий шаг» направлен на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья, лечебной (адаптивной) верховой езды – иппотерапии.




















Содержание



Введение……………………………………………………………….4

История появления иппотерапии…………………………………….6

Основные задачи ЛВЕ…………………………………………………6

Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры......................6 - 7

Правила безопасности…………………………………………………8

Проект «Лёгкий шаг» в городе Назарово…………………………….8 - 9

Статистика...............................................................................................9 - 10

Заключение……………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………….11

Приложение ……………………………………………………………12 - 17



































Введение

Актуальность

В последние годы практические врачи стали интенсивно внедрять в практику лечения некоторых болезней людей методы зоотерапии. Широко известны "терапевтические" способности кошек, собак, морских свинок, слонов, и т.д. Одной из разновидностей зоотерапии является метод иппотерапии. Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь).

Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Это не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. (2)

Во все времена люди инстинктивно тянулись к лошадям. Многие знают: стоит подойти к вороному - погладить, почистить его - и уходит усталость, проходит головная боль. Оказывается, у лошади очень сильное биополе.

Лошадь врачует не только тело, но и душу. Даже просто смотреть на лошадь полезно. Сильные, красивые, умные, ласковые, доверчивые - они дарят настоящую нежность человеку, который их любит и холит.

Убедительным аргументом в пользу этого метода является чрезвычайно широкий диапазон заболеваний, при которых обеспечивается более быстрое и полное, чем при традиционном лечении, выздоровление, или стойкие улучшения. Прекрасно поддаются лечебной верховой езде (ЛВЕ) желудочно-кишечные заболевания, болезни и травмы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистыее заболевания в т.ч. состояние после перенесенного инфаркта миокарда, очень полезна ЛВЕ при последствиях полиомиелита, остеохондрозах и умственной отсталости и многих других физических и душевных страданиях. При этом список противопоказаний к применению иппотерапии более чем скромен.

Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями, а также отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, олигофрения - синдром Дауна и др.), что напрямую связано с чудесным, уникальным свойством иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психо-социальную сферы занимающихся.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. (3)

Цель работы: оценить роль иппотерапии как форму лечебной физкультуры.

Задачи работы: 1. изучить литературу по иппотерапии;

2. определить отличие иппотерапии от других видов ЛФК;

3. определить специфику работы специалистов по иппотерапии;

4. рассмотреть действия иппотерапии на примере;

5. представить выводы по проведенной работе в заключении.

Объект исследования: лошади.

Предмет исследования: лечебное действие лошадей.

Гипотеза: лошади – не только помощники человека в хозяйстве, не только верные друзья, но и врачи!



































История появления иппотерапии


С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. А еще в I тысячелетии от Рождества Христова лошадью в буквальном смысле этого слова лечили многие затяжные болезни. В Тибете даже сны о лошадях имеют благоприятное значение. Приснившаяся лошадь с жеребятами – признак быстрого излечения больного. Ехать во сне верхом на лошади – к долгой жизни.

В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра (ДЭЦ) "Живая нить". Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах. (4)

Основные задачи ЛВЕ

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

  1. развивать физическую активность больного;

  2. способствовать восстановлению нарушенных функций;

  3. улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

  4. обеспечивать профессиональную реабилитацию. (2)

Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади.

Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару "пациент-лошадь", и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе. (3)

Показания к применению — это ортопедические заболевания, такие как:

1) нарушение координации движений;

2) судорожные сокращения и атрофия мышц;

3) искривление позвоночника;

4) дефекты осанки и др.
5) в хирургии лечебная верховая езда используется для восстановления способности к передвижению после несчастных тяжелых случаев.

Терапевтическое действие иппотерапии

1. Знакомство с лошадью уже создает положительный эмоциональный фон у ребёнка;

2. Неизменно привлекает дальнейшее общение с лошадью, детям хочется увидеть своих любимцев все чаще;

3. Мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади, возникающих в результате  ритмичных колебаний;

4. В работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм;

5. При  верховой езде происходит благотворное воздействие тепла лошади (t°С тела лошади на 1-1,5° С выше, чем у человека);

6. Возникает тесное общение с большим, сильным и добрым животным.







Правила безопасности при проведении занятий по иппотерапии

В момент занятий лица, не имеющие непосредственного отношения к проходящему в данный момент занятию (ожидающие или закончившие свой сеанс, переодевающиеся дети, их родители, зрители и др.), должны находиться на безопасном расстоянии от лошадей, от их рабочего маршрута, в специально отведенном для этого месте.

К работе по реабилитации детей-инвалидов с использованием лечебной верховой езды допускаются только лица, прошедшие обучение по методике страховки пациентов во время ЛВЕ.

Для работы по ЛВЕ пригодны лошади любой породы, если они спокойны, добронравны и обладают уравновешенной нервной системой. Лошади не должны быть слишком высокими, чтоб методисту было не тяжело с ними работать. Нежелательна высокая костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется в ЛВЕ.

По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления каких-либо нежелательных качеств.

Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице, что не препятствует сидящему на ней всаднику поворачиваться во все стороны, ложиться ей на круп, садиться задом наперед и т.д. (2)

Во время работы в ТОС, я занималась уходом за животными, кормила. Каждый из пациентов имеет свою лошадь, и также ухаживает за ней, кормит, чистит, ласкает, разговаривает и совершенствует свои познания в верховой езде. Мне поручили сопровождать одну маленькую девочку, которую родители привозили на курс иппотерапии. Девочка с интересом и старательностью занималась упражнениями.

Проект «Лёгкий шаг»

Проект был начат в 2007 года инициативной группой волонтеров, предполагалось проведение занятий на лошади, принадлежащей Соколовой Н.Д. Реализация проекта проводилась собственными силами волонтеров и добровольных помощников. В мае 2008 года было выделено в безвозмездную аренду помещение площадью 450 м2 на территории предприятия (крытый ангар), был оборудован конный манеж. Благодаря спонсорской помощи и благотворителям было закуплено оборудование и материалы, необходимые для реализации проекта. Основным направлением было проведение занятий адаптивной верховой ездой (иппотерапией) с детьми-инвалидами. Занятия спортом для инвалидов представляют определённую трудность. Помимо физической сложности, есть еще сложности психические и эмоциональные. Но достижение значимых успехов в адаптивном спорте это не только победа самого ребенка, но и мощный стимул формирования активного образа жизни для его сверстников с ограниченными возможностями, повод для гордости родителям «особенных» детей и поднятия самооценки самого ребенка. (1)
Краевой конкурс рисунков «Я люблю свою лошадку!» Ежегодно проводится в рамках Всероссийской декады инвалидов с целью популяризации верховой езды и привлечения внимания к проблемам инвалидов и членов их семей. Костюмированные поздравительные мероприятия на дому для участников секции иппотерапии на Новый год стали не только приятным сюрпризом, но и значительно разнообразили досуг детей-инвалидов и членов их семей, подняли самооценку и эмоциональное состояние детей и их близких.
Акция «С Днем рождения!» Проводится для детей-участников секции иппотерапии волонтерами проекта, сопровождающими семьи при занятиях в качестве коноводов и страхующих. Проходит в виде небольшого костюмированного представления на дому у именинника.

Проект поддержан благотворительной программой "Социальное партнерство во имя развития" и реализуется при участии Бойцов трудового отряда старшеклассников и народного театра кукол "Буратино" (рук. Редрова Александра). (5)

Целевой группой являются семьи г. Назарово и района, г. Ачинска и района, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день примерная численность инвалидов в городе Назарово и районе – около 4500 человек, из них 230 человек детей-инвалидов; в городе Ачинске и районе – более 8000 чел, из них 480 дети до 18лет.
На мой взгляд, для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья работа должна вестись не только непосредственно с ребенком, но и с членами его семьи, что способствует не только социализации ребенка-инвалида, но и созданию благополучной среды обитания вокруг, профилактике эмоционального выгорания родителей и членов семьи. (6)

Статистика

За год посетили занятия 43 ребенка (Назарово, Ачинск, Шарыпово), всего за семь лет было более 100 детей, но только 12-15 из них направлены на спорт, регулярно выезжают на соревнования. Иппотерапия востребована, но не доступна для большинства. Ежегодно на очереди (последние два года) перед началом сезона стоят 25-35 семей из Назарово, Ачинска и Шарыпово детей-инвалидов. Большая часть детей, проходящих занятия с поражениями опорно-двигательного аппарата (в основном ДЦП) в возрасте от 1,5 до 8 лет, дети с ментальными нарушениями - примерно 1/4 группы, с нарушениями слуха - 2-3 человека.

Заключение

Иппотерапия - конная реабилитация, а еще проще - лечение с помощью лошади. Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними.

Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии.

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

















Список литературы


  1. Гражданская инициатива. http://premiagi.ru/initiative/534

  2. Дверь в мир. http://doorinworld.ru/stati/349-ippoterapiya

  3. Иппотерапия и лечебная верховая езда. http://heatpsy.narod.ru/06/hippo.html

  4. ИППОТЕРАПИЯ. http://www.hippotherapy.ru/ippo/hippotherapy.html

  5. Назарово онлайн. http://www.nazarovo-online.ru/

  6. Вконтакте. https://m.vk.com/dobro_i_koni#post-64255905_220




























Приложение № 1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6





















Приложение №7

Приложение №8

Примерный комплекс иппотерапии на адаптационном этапе

Описание упражнений

Дозировка

ОМУ

1. И.п. – сидя на лошади.

Спокойная езда.

2. И.п. – то же.

1-2 – руки вверх, потянуться, вдох;

3-4 – вернуться в и.п., выдох.

3. И.п. – руки в стороны.

Наклоны головы:

- вперед-назад;

- вправо-влево.

4. И.п. – ладони на крупе лошади.

1-2 – округлить спину, выдох;

2-3 круга

3-4 раза

1 круг

3-4 раза

Следить за правильностью посадки.

В медленном темпе.

В медленном темпе. Контроль осанки.

В медленном темпе.

3-4 – выгнуть спину, вдох.

5. И.п. – сидя на лошади.

1 – левой рукой коснуться правого плеча и вернуть в и.п.;

2 – правой рукой коснуться левого плеча и вернуть в и.п.;

3 – одновременное касание разно-именных плеч;

4 – и.п.

6. И.п. – то же.

Работа в голеностопных суставах:

- на себя - от себя;

5-6 раз

8-10 раз

Следить за осанкой. Следить за последовательностью.

Спина прямая.

- внутрь - наружу.



7. И.п. – лежа на животе, голова на холке лошади, руки внизу.

Спокойная езда.

8. И.п. – сидя на лошади, руки в стороны.

1-2 – с разворотом влево, наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка;

3-4 и.п.;

5-6 то же, в другую сторону.

9. И.п. – сидя на лошади.

1 – правую ногу в сторону;

2 – согнуть в колене, подтянуть к груди;

3 – выпрямить;

4 – и.п.;

5-8 – то же, с другой ноги.

10. И.п. – то же.

1-2 – наклон вправо, правой ладонью скользить вниз, выдох;

3-4 – и.п., вдох;

5-8 – то же, в другую сторону.

11. И.п. – лежа на спине, руками обхватить круп лошади.

Спокойная езда.

12. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стоят на спине лошади.

1 – выпрямить правую;

2-5 – круговые движения по часовой стрелке;

6 – и.п.;

1 круг

4-6 раз

4-6 раз

2-3 раза

1-1,5 круга

2-3 раза

Тело полностью расслаблено.

Руки в локтях не сгибать, параллельны полу.

Спина прямая.

Второй рукой держаться за гурт. При наклоне смотреть вверх.

Тело полностью расслаблено.

Во время работы левой правая прижата к лошади, и наоборот. Движение во всей конечности.

7-8 – отдых;

9-16 – то же, с другой ноги.

13. И.п. – то же.

1-4 – имитация ходьбы вперед;

5-8 – в и.п.

14. И.п. – то же.

Диафрагмальное дыхание.

15. И.п. – лежа на животе, голова на крупе лошади.

Имитация плаванья стилем «кроль».

8-10 раз

4-6 раз

8-10 сек,

3-4 подхода

Руками обхватить круп лошади. В медленном темпе.

Для контроля положить одну руку на живот, другую – на грудь.

Голову не запрокидывать.

Отдых между подходами 3-5 сек.

16. И.п. – то же.

Спокойная езда.

17. И.п. – сидя на лошади.

Спокойная езда с чередованием рук:

- в стороны;

- вперед;

- за голову, локти в стороны;

- вверх.

18. И.п. – то же.

1-2 – руки через стороны вверх, потянуться – вдох;

3-4 – вниз, ссутулиться – выдох.

1-1,5 круга

1-1,5 круга

3-4 раза

Тело полностью расслаблено.

Контроль осанки.

Темп медленный. Ноги свободно свисают.