СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство краеведческих описаний Материал к уроку краеведения Алматинской области

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        По разнообразию своей природы, культурному и историческому богатству Семиречье может поспорить с любым уголком мира. Здесь, в самом сердце Азии, возникали древние государства, смешивались мировые культуры, проходили пути великих полководцев и отчаянных путешественников. Множество произведений семиреченских  писателей  содержат краеведческие описания, то есть  описание музеев, соборов, улиц, памятников.Давайте разберемся, какие жанры, художественные и языковые особенности используются в литературе.  

Просмотр содержимого документа
«Искусство краеведческих описаний Материал к уроку краеведения Алматинской области»

Искусство краеведческих описаний

По разнообразию своей природы, культурному и историческому богатству Семиречье может поспорить с любым уголком мира. Здесь, в самом сердце Азии, возникали древние государства, смешивались мировые культуры, проходили пути великих полководцев и отчаянных путешественников.



Множество произведений семиреченских писателей содержат краеведческие описания, то есть описание музеев, соборов, улиц, памятников.Давайте разберемся, какие жанры, художественные и языковые особенности используются в литературе.

Очерк — литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности...

Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, 



Эти произведения могут иметь свои художественные приемы. О них сейчас и поговорим.

Часто авторы используют метафоры.

Что такое метафора? Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку. В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности речи.



Эпитет

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому. Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.





Сравнение – прием , в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.



Олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.



Отметим еще приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола ..

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Семиреченские краеведы часто описывают свои наблюдения. В их рассказах, очерках , статьях используется много литературных при емов, чтобы нам, читателям было интересно и мы отправились теми же маршрутами для знакомства с просторами родного края.

*********

Высоко в горах

М.Зверев.

Снеговые вершины Заилийското хребта нависли над самой столицей Казахстана. В летний полдень очертания гор заволакивает туманная дымка и над ней белеют вечные снега, смешиваясь с облаками. Иногда даже трудно отличить, где облако, а где горная вершина. На высоте двух тысяч метров сверкают синие высокогорные озера. Веет прохладой от шумных речек, в пене и брызгах сбегающих в долины среди сизо-зеленых тяньшанских елей, диких яблонь и абрикосов. Высоко в горах природа исключительно богата и разнообразна. Низкие кусты высокогорной арчи поднимаются под самые облака и зеленеют там рядом со снегом. Зелеными потоками они спускаются вниз и глубоко вклиниваются в ельники. В арчовниках гнездится много интересных птиц. Например, крупный арчовый дубонос с желтой грудью и черным брюхом. Зимой он спускается ниже и кормится семенами шиповника по южным склонам.

Вот зверь мягко вспрыгнул на плоский камень и потянулся, зевая и жмурясь. Он выпустил когти, совсем как огромная серая кошка с черными пятнами на шкуре и длинным хвостом в поперечных черных полосах.

В бинокль хорошо видно, что это самка: на животе барса соски. Значит, где-то в зарослях арчовника у нее логово с барсятами.

Расписные синицы уже давно затихли и нырнули в заросли, а зверь все еще сидит на камне, облизываясь и приглаживаясь. Наконец, мягкий прыжок и он пошел вверх по склону. Длинный хвост при этом почти волочится сзади, только черный кончик его взмахивает из стороны в сторону при каждом шаге.

У самого перевала барс остановился и сразу сделался незаметным: настолько хорошо цвет его шкуры сливался с окраской камней.

Вскоре зверь перевалил через хребет и скрылся.

Выждав минут десять-пятнадцать, можно попытаться поискать барсят.

Найти их логово в арчовнике оказалось совсем нетрудно среди целого "кладбища" из костей взрослых и молодых горных козлов тау-теке. Однако найти самих барсят в густых зарослях было невозможно. Они спрятались в арче не хуже расписных синиц. Треск сухих ветвей под ногами вовремя предупредил барсят об опасности, и они разбежались из логова. Только хорошая собака могла бы их отыскать.

А в это время их мать уже далеко по ту сторону горы то исчезает среди камней, то снова появляется уже дальше.

Интересно следить издалека за барсом в бинокль, когда он идет к своей засаде по другой стороне ущелья. Ведь ему нужно притаиться в таком месте, где горные козлы будут проходить совсем рядом, в двух-трех прыжках, не более. И барс безошибочно определяет это место. Возвращаясь с выпасов на отдых, горные козлы пройдут именно там, где барс распластался на камне, совсем не прячась за него, как мы с вами. Едва зверь лег, как найти его сделалось невозможно даже в самый лучший бинокль. Хорошо, что удалось увидеть прыжок барса на камень и заметить это место.

Теперь надо вооружиться терпением. Ждать придется, возможно, и долго, но стоит подождать, чтобы посмотреть охоту барса. Такой случай бывает раз в жизни даже у опытных натуралистов.

*******

Родник «Тамшыбулак» в Капале

Молдакасымова Жансая, лицей при КазГАСА




Уникальный целебный источник - находится в поселке Капал, Аксуйского района, знаменитый еще во времена Ч.Валиханова «Тамшыбулак».



Старожилы утверждают, что «Тамшыбулак» необычен и своеобразен в зимний период. Всюду лежат снега, а здесь вечное лето. Со дна оврага, склоны которого местами поднимаются на 5-7-метровую высоту, курится пар. И совершенно не чувствуются морозы. Раньше спуск в овраг был проблемным, в особенности пожилым и инвалидам, теперь территория целебного источника облагорожена настолько, что ее просто не узнать. Два металлических мостика перекинуты через бегущий ручей, вытекающий из впадин.

И разве это не удивительно! Теплая вода миллионы маленьких родников стекает вниз, как слеза по изумрудной зелени мхов. Покоем дышит земля, и питает, питает человека омолаживающей энергией.

Рассказывают, что некогда в давние времена жили на свете на свете двое влюбленных: она - красавица ханская дочь и он - бедный пастух. Долго таили молодые степняки от людских глаз свои нежные чувства, но однажды, поняв, что по законам той эпохи им никогда не быть вместе, отчаялись на побег из родных мест. Всю ночь проскакали, да еще и полдня , не ведая, что разгневанный непослушанием дочери хан выслал спешную погоню. Верные ханские нукеры перехватили беглецов и по приказу помутневшего разума покончили с ними. Сия расправа чинилась как раз на подступах к оврагу. И произошло чудо. Там, где пролилась кровь невинных жертв, начали бить родники. Однако вода не лилась по склонам, а часто капала, словно земля оплакивала души степных Ромео и Джульетты. Так появился Тамшыбулак, названный народом «плачущий родник»

Сюда специально приезжал лечиться гордость казахской науки Шокан Валиханов. Непременно заворачивал к роднику при посещении района Динмухамед Ахмедович Кунаев, выдающийся политический деятель Казахстана. Бывало, что специалисты СЭС брали пробы воды и делали заключение, что по своему составу и качеству вода в родниках разная, а значит и целебные свойства ее отличительны. А те, что в течение года принимают ванны, заряжаются и здоровьем, и бодростью, что любые хвори их минуют. Вот только официальная наука не изучила источник, все до него не доходят руки.





***********

.ПЯТЬ ВЕКОВ СЕЛА ТУЗДЫБАСТАУ

Андрей ЧЕРНЕНКО.




Открытый к Наурызу 2017 года в селе Туздыбастау историко-краеведческий и этнологический музей – единственный подобного типа в Талгарском районе, в экспонатах которого, как в зеркале времени, отразились пять веков истории.

Собственно, сам музей появился благодаря неравнодушным сердцам руководителя духового оркестра села Туздыбастау, заслуженного деятеля Республики Казахстан Абу Жолановича Исабекова и директора сельского Дома культуры Маргариты Заркинбековны Исабаевой, которые обратились к акиму Туздыбастауского сельского округа Амирхану Турлашову за помощью в открытии краеведческого музея. Амирхан Лаззатович проникся их замыслом, и в левом крыле Дома культуры под музей был выделен второй этаж.
Создавался музей методом «народной стройки». Туздыбастаусцы разных национальностей (казахи, уйгуры, турки, русские, корейцы, татары, белорусы) отдавали в будущий музей семейные реликвии: этнографическую утварь, одежду, украшения, исторические документы, награды. Так появился не просто музей – сельчанам удалось, буквально по крупицам, воссоздать историю родного села и прилегающей местности начиная с ХVII века и заканчивая веком ХХI.
История Туздыбастау начинается еще со времен Тауке хана. О тех славных временах ныне напоминает расположенный в сельском округе мавзолей Альмерек батыра. Памятник революционеру Александру Березовскому, казненному белоказаками в декабре 1917 года, – это уже революционное время, бурей пронесшееся по территории Жетысу. Бюст Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина у автодороги Алматы-Талгар – не просто исторический раритет, а напоминание о славном социалистическом прошлом этих мест. Сначала здесь был колхоз «Социалдык», потом его переименовали в «Котырбулак». А в 1936 году М.И.Калинин приезжал в Талгарский район Алма-Атинской области и лично вручил колхозникам Акт на вечное пользование землей. Так колхоз получил имя Калинина. С 1963 по 1971 годы колхоз успешно возглавлял Герой Социалистического Труда Нуркасым Бердыгулов. С 1971 по 1976 годы председателем колхоза имени Калинина был депутат Верховного Совета Казахской ССР Капан Талипович Алдабергенов. Ныне их имена увековечены в названиях улиц Туздыбастау.
Отдельный стенд в краеведческом музее посвящен ветеранам Великой Отечественной войны – на сегодня из них в доб-ром здравии пребывает только один Жола Абдрахманов. Деятельность парторга колхоза Курпе Касымова увековечена в мемориальном уголке музея. Еще один стенд посвящен спортивным достижениям Туздыбастау. Но больше всего внимания уделено культурной жизни села – это родина министра культуры и спорта РК, композитора Арыстанбека Мухамедиулы; композитора, поэта и спортсмена Нургали Манкеева; заслуженной артистки Республики Казахстан Гульбауршын Тлеубековой; певиц Каракоз Тлеубековой и Куляш Кыпчаковой. А сельчанин Нарбек Оханов был участником международной выставки «ЕХРО-2017» в Астане.
Директором музея и его экскурсоводом, работающим на общественных началах, является Несипбала Арыновна Курманова, заслуженный учитель, автор методических разработок в области литературы, недаром ей посвятил свое стихотворение народный поэт Казахстана Туманбай Молдагалиев.
В день краеведческий музей проводит 3-5 экскурсий по 10-15 человек каждая. Так у молодого поколения туздыбастаусцев формируется чувство патриотизма и исторической памяти к родной земле.

1.Прочтите отрывки краеведческих наблюдений.

2.Узнайте, какими литературными приемами пользовались авторы.

Найдите общие черты и различия

3.Выберите краеведческий объект и составьте текст -повествование, описание или размышление.

4. Посетите библиотеку и познакомьтесь с краеведческими материалами по тематике» Рухани жаңғыру»