Начало урока 6 мин. Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре Подходы: ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный Элементы критического мышления: творческие, игровые, развивающие, коммуникативные технологии | Эмоционально-психологический настрой Разминка: «Имитация» (Учитель называет профессии: а дети имитируют; певец, архитектор, художник, танцор, балерин (а)). Разделение на группы по интересам: (На столах эмблемы: нотный ключ, книга с ручкой, краски с кистью, линейка, плакат, конструктор) Каждый находит свою эмблему и определяет группу. Правило группы: В группе должен быть ответственный Работать должен каждый на общий результат Один говорит, другие слушают Свое несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси | Эмблемы: нотный ключ, книга с ручкой, краски с кистью, линейка, плакат, конструктор. Интерактивная доска «Правило группы» |
| Стадия вызова: «Я - творческая личность» - прогнозирование темы урока с помощью увиденного (на экране видеоролик: певец поет, танцор танцует, художник рисует, кинооператор снимает фильм, писатель пишет роман). Как можно назвать все это одним словом?- (если затрудняетесь, можете назвать на казахском языке – өнер, затем проговариваем на русском языке – искусство, на английском языке – art. Давайте подберем синонимы к слову искусство: творчество –шығармашылық, умение – білгірлік.) А теперь найдем это слово в словаре Работа со словарем: Искусство – это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Определение темы урока, озвучивание цели урока и критериев оценивания. Итак, сегодня мы будем говорить об искусстве, в том числе об искусстве слова, согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к ним синонимы и антонимы. Предлагается Лист оценивания (Приложение №1), где спикеры группы должны фиксировать результаты с помощью фишек (красных, желтых и зеленых). Каждому ученику выдается «Лист наблюдения», где они отмечают фишками свой результаты. В конце урока подсчитываются фишки и строят «Лестницу успеха». Дескриптор: Обратная связь - ФО: Фишки(Каждый оценивает себя и берет соответствующую фишку) | Видеоролик: «Искусство в нашей жизни». https://www.youtube. com/watch?v=T01C 6p3_67k Энциклопедический словарь под ред. А.А. Ивина, 2004 г. Эл. адрес: dic.academic.ru На доске висит образец Листа оценивания. Приложение № 1 Красные, желтые, зеленые, фишки. Красная фишка – справился с трудом Желтая фишка - справился Зеленая фишка–хорошо справился |
Середина урока 7 мин 8 мин 8 мин 7 мин 4 мин. Конец урока 5 мин. | Знакомство с новым разделом учебной программы «Жизнь и творчество» 1. Стратегия «Кластер»- работа в группе (цель –понять содержание текста, озаглавить его, разнообразить словарный запас, глубже понять слово «искусство». (уч-ся на каз., рус. и англ. яз заполняют кластер)  компьютерная графика ИЗО    ииИскусство театр  балет кино архитектура живопись литература Театр - театр - theater Балет - балет - ballet Живопись – көркем сурет - painting Литература – әдебиет - literature Кино – кино - cinema Архитектура – сәулет - architecture Музыка – музыка - music Компьютерная графика – компьтерлік графика – computergraphics Дизайн – дизайн - design Дополнение: (дифференциация) добавить современные виды искусства, появившиеся с развитием информационно-коммуникативных технологий (компьютерная графика, видеоарт, дизайн и др.) Дескриптор: -Понимает содержание текста - Дает название тексту - Называет виды искусств на русском, казахском и английском языках - знает современны виды искусств, связанные с ИКТ Обратная связь - ФО: Взаимооценка(Учащиеся оценивают друг друга и каждый получает соответствующую фишку) Стратегия «Конверт-вопрос»- работа в группе (повторить знания о прилагательном, согласовать прилагательные ) Сказка «Пропажа» Работа с вопросами -Что такое имя прилагательное? -Зачем в жизни нужны прилагательные? -Согласуйте прилаг. с сущ. -Допишите прилагательные к существительным: утро, здоровье, детство, школа. Дескриптор: Находит прилагательные Согласовывает прилагательные с существительными Подбирает прилагательные к данным сущ, соблюдая грамматические нормы Рассуждает и объясняет, зачем нужны в речи прилагательные Обратная связь - ФО: Светофор(Спикер оценивает и раздает учащимся соответствующие фишки) Разминка: «Танцоры» (ламбада, твист, степ, «Қара жорға») Стратегия «Диалог» - работа в паре. Изучить текст «Почему литература считается искусством?» (понимание текста, построение диалога, умение составлять вопросы и дать на них ответы, опираясь на текст, определить тип текста, подобрать к прилагательным синонимы и антонимы) Дескриптор: Составляет вопросы так, чтобы в ответах были прилагательные Подбирает синонимы, антонимы к прилагательным Определяет тип речи по названию текста Обратная связь - ФО: «1х1»(Учащиеся оценивают друг-друга) Метод «Фишбоун», (помочь ученикам доказать, что данный текст является текстом-рассуждением) Групповая работа.Что выражено в названии текста: тема или его основная мысль? Докажите, что этот текст является текстом-рассуждением. Учащиеся в скелете рыбы показывают свое рассуждение: тезис-доказательство-вывод. Дескриптор: Понимает содержание текста Определяет тему текста Определяет основную мысль Умеет доказывать, что это текст-рассуждение -
Обратная связь - ФО: «Большой палец» Стратегия «Ассоциативная карта» - дифференциация (учащиеся составляют словосочетания, ассоциируют их со своим воображением, выбирают понравившуюся тему, затем обсуждают ее в группе и в свободной форме излагают свои мысли в разной форме: рисунок, информация, реклама, эссе, репортаж, стих и т.п.) - групповая работа. Задание: «Назови одним словом» Литература + сказка Ум + пословица Дети + писатель Сказка + мир Дескриптор: Обратная связь – ФО: взаимооценка(Группы оценивают друг друга) Игра «Кто кого?» (проверить усвоение учебного материала) групповая работа Каждая группа под музыку придумывает 2 вопроса по материалу урока.Задача команды: задать такой вопрос, который вызывает затруднение при ответе. Выигрывает та группа, чей вопрос остался без ответа. Дескриптор: Обратная связь - ФО: «Большой палец» Стратегия «Горячий стул» - индивидуальная работа (закрепить полученные на уроке знания). (Учитель бросает мячик, кто поймает, тот садится на «горячий» стул, а остальные задают вопросы по теме урока) -Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает прилагательное? Как изменяются прилагательные? Зачем в речи нужны прилагательные? Что такое искусство? Какие виды искусства мы знаем? Какие новые виды искусства знаешь? Можно ли литературу отнести к искусству? Почему? Дескриптор: Отвечает на вопросы ясно и внятно Задает вопросы простого характера Задает вопросы, требующие ответа-рассуждения Называет виды искусства Комментирует свой ответ Обратная связь - ФО: «Звездочка» (За каждый правильный и быстрый ответ получает звездочку, задавшего вопрос ученика) Подведение итогов оценивания: оценивание проводится по Листам наблюдения учащихся, они строят себе «Лестницу успеха», а скиперы заполняют «Лист оценивания», Приложение № 1). Рефлексия «УПД» (узнал-понял-доработать)(У каждого ученика лист «УПД» Навыки | Узнал | Понял | Нужно доработать | Лексическое значение слова «Искусство» | | | | Виды искусства | | | | Почему литература считается искусством | | | | Как согласуются прилагательные с существительными | | | | Подбирать синонимы к прилагательным | | | | Подбирать антонимыы к существительным | | | | Доказывать текст-рассуждение | | | | Представить свою мысль в форме рисунка, сказки, рекламы и т.п. | | | | Домашнее задание. Цель: закрепить полученные знания (дифференцированное) 1) Из карточки-информатора выбрать существительные и подобрать к ним прилагательные, составить с ними 2 предложения на тему «Искусство» 2) Написать эссе, сочинение, стихотворение, статью на тему: «Какой вид искусства выбрал (а) бы я...» | Учебник 5 кл., стр. 28 Учебник 5 кл.,Упр. 334, стр. 29 Бумага А3, маркеры Руско-казахский словарь http://go.mail.ru/redir Русско-английский словарь http://go.mail.ru/redir? via_page Приложение № 3 Сказка, придуманная учителем(Приложение № 4) Конверты с вопросами и заданиями (Приложение № 2) лист А3, маркеры. Музыка «Қара жорға» http://go.mail.ru/redir Учебник 5 кл., Упр.338 стр. 32 (Приложение № 4) Схема «Фишбоун» (Приложение № 5) Учебник 5 кл., Упр. 339. стр. 32-33  «Назови одним словом» Литература + сказка Ум + пословица Дети + писатель Сказка + мир Классическая музыка. В.А. Моцарт «Симфония сердца» http://go.mail.ru/redir  Мячик, стул с надписью «Горячий стул» Звездочки – каждая звездочка – одна зеленая фишка Листы наблюдения, Листы оценивания, Лестница успеха Лист «УПД» на слайде Учебник 5 кл, стр. 33 Приложение № 6 |