СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ на уроках физики.

Использование компьютера и компьютерных технологий в моей  работе  обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в организации  учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии «я».

Систематическое использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики позволяет повысить эффективность  учебно-воспитательного процесса, а именно способствует комплексной реализации деятельности,  

     развитию  познавательного  интереса к предмету:

         Опыт работы в школе показал, что в развитии познавательного интереса нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Как сказал Л.Н. Толстой, «учиться, и успешно, может ребенок или человек, когда у него есть аппетит к изучаемому». Убеждена, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.

Поэтому использование информационно – коммуникационных  технологий на уроках физики является эффективным средством при формировании познавательного интереса учащихся:

·        появлению  новых форм предъявления содержания учебного материала;

  • организации различных форм познавательной деятельности;
  • повышению качества  учебной деятельности;
  • стимулированию речемыслительной и самостоятельной деятельности;
  • развитию эмоциональной сферы.

          Организация учебного процесса в коррекционной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для  моих воспитанников, а для меня нормой работы.

Преимущества  использования ИКТ  для меня, как учителя заключается в следующем:

  • экономия учебного времени (до 30%);
  • возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
  • включение в активную деятельность;
  • развитие коммуникативных умений  на уроке;
  • осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;
  • рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
  • создание положительного эмоционального фона урока;

Для учащихся ИКТ:

1.      обеспечивает более эффективную доступность информации;

2.      приближает урок к мировосприятию современного ребенка;

3.      позволяет ученику работать в своем темпе;

4.      развивает нестандартное мышление;

5.      воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;

6.      формирует уверенность в своих возможностях, способностях.

         Характер использования ИКТ на моих уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,  интегрированные, уроки компьютерного тестирования и др. В качестве программного обеспечения  использую  готовые продукты, разработанные производителями. Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение  ИКТ должно быть методически обоснованно.

            Перечислю основные направления использования информационно – коммуникационных технологий  на своих уроках:

1.Построение урока с применением программных мультимедиа средств: Компьютерная презентация учебного материала как один из способов визуализации материала. (Видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов,логические схемы, интерактивные таблицы и т.п.).

Мультимедийный урок использую практически  на всех этапах урока:

-при изучении нового материала, предъявление новой информации;

-при закреплении пройденного материала, отработки учебных умений и навыков;

- при повторении, практическом применении полученных знаний, умений и навыков;

-при обобщении и систематизации знаний.

Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета.При объяснении таких тем как «Строение вещества», «Строение атома и атомного ядра», «Электромагнитные взаимодействия»  и др., где демонстрации  невозможно провести ни в каких условиях, использование анимированной модели становится единственным наглядным способом представления явления или процесса, которые ученик в состоянии воспринять, проанализировать и понять их сущность. Такие модели могут быть понятными даже ученикам, не обладающим абстрактным и пространственным воображением. Обычно такие модели я представляю в форме мультимедийных презентаций уроков, которые ни в коем случае не должны быть «книжкой на экране». Они должны дополнять учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая презентация должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения.

2.Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. То есть компенсирую отсутствие физических приборов, используя живые модели физических явлений, что вызывает большой интерес уобучающихся. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. В своей работе использую: «Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы» (Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А, Рыжиков С.Б.)

Особенности программы:

1.Теоретические сведения и раздел для повторения. 2.Реалистичное моделирование интерактивного эксперимента. 3.Экспериментальные задачи. 4.Вывод результатов работы напечать.

Список лабораторных работ: «Измерение размеров малых тел»; «Измерение массы тела на рычажных весах»; «Измерение объёма твёрдого тела»; «Определение плотности вещества»; «Измерение выталкивающей силы»; «Изучение колебаний нитяного маятника»; «Выяснение условий равновесия рычага»; «Изучение равноускоренного движения»; «Изучение явления теплообмена».

Используя компьютерную модель, ученики самостоятельно могут провести небольшое исследование и получить необходимые результаты. Компьютерные программы позволяют за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае ученики в процессе самостоятельной творческой работы получают знания, необходимые им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Такой урок можно провести только в компьютерном классе.

3.Иллюстративная форма учебного физического эксперимента.

На своих уроках использую компьютерный эксперимент, который вводит в урок деятельностные технологии активного, развивающего обучения. Тем самым эксперимент становится универсальным дополнением практически к любой методике преподавания физики. Предпочтение отдается тем экспериментам, которые невозможно или трудно организовать в обычном школьном кабинете ( слишком медленные процессы;слишком быстрые процессы;опасные опыты;наблюдения за слишком малыми или большими объектами; опыты, где возможна анимация внутреннего механизма протекания физического явления).Тем самым возможности и виды постановки эксперимента в условиях школьного кабинета физики значительно расширяются. Различные информационные материалы  стимулируют внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. У детей повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самостоятельной деятельности. Использование электронного материала на уроках физики помогает создавать разнообразные зрительные иллюстрации физических открытий, процессов, явлений, а также помогает осуществлять быструю смену одного вида деятельности другим.