СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий для развития информационно-коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе изучения биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных технологий для развития информационно-коммуникативной компетентности

 у обучающихся в процессе изучения биологии

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий для развития информационно-коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе изучения биологии»

Использование информационных технологий для развития информационно-коммуникативной компетентности

у обучающихся в процессе изучения биологии

Банеева Инна Юрьевна учитель биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Читы


Ученики сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернет, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, где они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными.

Основные способы введения ИКТ на уроках биологии:

- использование электронных учебников.

Это программное обеспечение имеет много положительных сторон. Прежде всего, электронные учебники составлены профессионально с точки зрения биологии, методики преподавания и возрастной психологии. Уроки сопровождаются удачно подобранными иллюстрациями, что также способствует лучшему запоминанию материала. По ходу урока неоднократно меняются формы деятельности учащихся: они, то слушают голос диктора, то читают текст, то рассматривают иллюстрации, то подыскивают правильные ответы по схемам. Это снимает утомление и обеспечивает активную работу в течение всего урока, создает ситуацию новизны и разнообразия и воспринимается учащимися с интересом, оставляя у детей хорошее впечатление от урока.

Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю – он может создать свои собственные презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.

Важный творческий элемент обучения – привлечение учащихся к созданию собственных презентаций по различным разделам школьного курса. С презентациями учащиеся выступают на обобщающих уроках, уроках лекциях, уроках-семинарах, научно-практических конференциях.

Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Данные технологии дают возможность рассмотреть, изучить и продемонстрировать учащимся разнообразные организмы. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

Важным пунктом использования ИКТ становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты, которые используются на уроке, часто представлены в электронном виде и используются в интерактивном режиме. Апробирован курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» предназначен для учащихся профильного обучения.

 В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Без четкого плана посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три задачи:

  1. найти дополнительную учебную;

  2. отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной;

  3. сделать аналитический обзор, слайд-лекцию, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при самостоятельных занятиях.

Чрезвычайно актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым моделям обучения, когда учащийся поставлен в ситуацию получения знаний (приобретение умений и навыков) в процессе активного познания.

Такая деятельность помогает ученикам самостоятельно добывать знания, используя и печатные источники, и электронные носители информации, и Интернет. Работая над рефератами и исследованиями, учащиеся не только пополняют свой багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста. Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию работ, сопоставимы с требованиями вузов, что обеспечивает хорошую подготовку к дальнейшему обучению выпускников.

Использование информационно-коммуникативных технологий помогло мне создать электронное пособие «Информационные технологии на уроках биологии» из опыта работы учителя, где представлен банк презентаций по разделам курса биологии, которые систематизированы по классам, темам.

Компьютер позволяет осуществлять автоматический контроль знаний: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. Преимущество электронных тестов заключается в том, что в программе заложена система оценивания, и ученику не приходится сомневаться в правильности оценки.

Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению биологии, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Использование в процессе обучения компьютерных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.