СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей любого возраста. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета
Доклад
«Использование инновационных техник в живописи как средство развития творческих способностей детей»
Подготовил педагог
дополнительного образования
Дацко Оксана Викторовна
Тайшет 2016
Содержание
Введение
1.Психолого-педагогический аспект проблемы развития способностей и творчества.
1.1. Понятие общих способностей.
1.2. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов.
2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.
3.Заключение
Список литературы
Введение
Обновление общества непосредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, способности управлять своей жизнью, в связи с этим, проблемы человека, гуманизма и саморазвития становятся все более актуальным. В соответствии с общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности. Психологами и педагогами доказано, что в раннем возрасте гораздо эффективнее развивать творческие способности человека, чем в более позднем, т.е. творческую подготовку следует начинать осуществлять в дошкольные и школьные годы. Инновационные процессы в этой области способствуют изменению содержания обучения и традиционных форм работы в аспекте личностно- ориентированного подхода к развитию творчества ребенка путем предоставления ему свободы самореализации, не исключающей роли обучения. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о том, что правомерно обратиться к феномену развития практических умений и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности ребенка. Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития образования. В практике работы учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца». Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей и недостающим использованием их в практике работы по развитию творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей любого возраста. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Работая с детьми, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития способностей и творчества:
1.1.Понятие общих способностей.
Способности изучают различные науки — философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения — для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»). Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются. Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общую классификацию способностей выделяет А.Г. Маклаков: общие и специальные.
Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоритические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п., способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность.
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, талант — это склонность к бесконечному труду. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом
Гениальность - это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры ( Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, М. В. Ломоносова в физике и механике, Д. И. Менделеева в химии и т. д.).
Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.
При определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);
- знания, умения и навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);
- одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обогащения умений и навыков (К.К. Платонов).
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных.
Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).
Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.
Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.
Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности.
Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.
1.2. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов.
Согласно С.Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.
Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей. Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческие способности в области своей профессии, и том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческие способности нарастают с возрастом и достигают высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными. «Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся»
В.И. Киреенко писал о том, что способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень развития у всех разный. Самый высокий уровень ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.
Р.С. Немов говорил о том, что «Развитие способностей — это их совершенствование. Оно может проявляться, например, в появлении у человека новых способностей, таких, которых у него раньше не было. Развитие также может проявляться в превращении элементарных способностей человека в высшие способности».
И.П. Павлов рассматривал анатомо –физиологические особенности, которые имеют важные значения для развития изобразительных способностей. Он отмечал, что в развитие способностей любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. Выделяя два типа высшей нервной деятельности у человека, определяющие развитие его способностей, — художественный и мыслительный (умственный). Изобразительные способности принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.
Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития способностей Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Т.к. задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка.
Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности:
1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.
Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.
Говоря о творческих способностях, исследователи часто употребляют понятие «креативность» (творческость). При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс). С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.
Учитывая, что носитель творчества — человек, а креативность является его неотъемлемым атрибутом, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л.С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л.С. Выготский: « …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». Он выделял три формы воображения:
Связь воображения с действительностью – всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащейся в прежнем опыте человека;
Связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением – двойственная и взаимная связь воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на;
Связь между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в неизвестные образы, соответствующие этому чувству.
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом, но без воображения не возможно творчество.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация — побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности. Исследователи тесно связывают с творческими способностями качество личности – самостоятельность. С.Л. Рубинштейн утверждает, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность, « неподверженность чужим влияниям и внушениям, а является подлинным проявлением самостоятельности воли, усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе»
« Показателями наличия познавательной самостоятельности являются:
- умение самостоятельно добывать новые знания из различных источников;
-умение использовать приобретенные знания, умения и навыки;
- умение применять их в практической деятельности для решения любых проблем».
Взяв за основу определение способностей, данное А.В. Петровским, О.Г. Жукова считает, что творческие способности – это такие психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся:
- дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость;
-воображение;
- самостоятельность;
-мотивация различных этапов творчества.
В ходе исследования по мнению О.Г. Жуковой были определены, обоснованы и реализованы две группы педагогических условий, необходимых для позитивного действия субъективных и объективных факторов обеспечивающих, тем самым, более эффективное развитие творческих способностей детей на начальном становлении личности.
В первую группу объективных условий входят:
•организация участия детей в разнородных видах и формах творческой деятельности, их рациональное сочетание;
•признание ведущей роли обучения в развитии творческих способностей детей, предусматривающего систему усложняющихся творческих заданий в различных видах детской деятельности, овладение эвристическими методами решения творческих задач;
•профессионально-творческая готовность педагогов к организации поступательного развития творческих способностей детей (наличие достаточного творческого потенциала; компетентность специфике развития творческих способностей у детей в педагогическом процессе смежных звеньев образования, о целостности творческого развития; владение разными технологиями непрерывного развития творческих способностей ребенка);
•организация предметно-пространственной среды, предусматривающей наличие материалов для творчества и свободу в их использовании;
•активное включение родителей в процесс развития творческих способностей и ручной умелости детей.
Ко второй группе субъективных условий отнесли:
•выявление индивидуальных особенностей творческого потенциала каждого ребенка;
•личностно-ориентированное сотрудничество (сотрудничество) педагога с ребенком;
•развитие у ребенка личностно-значимых мотивов творческой деятельности;
•создание атмосферы творчества во всех видах деятельности ребенка.
•поддержание у ребенка уверенности в развитии его творческих способностей, потребности в их решении, формировании у него адекватной самооценки;
•стимулирование и поощрение всех творческих проявлении у ребенка;
обеспечение осознания самим ребенком, его родителями, окружающими сверстниками успешности его творческого развития.
По мнению Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, ребенка необходимо обучать средствами той деятельности, которой он начинает заниматься. Для изобразительной деятельности ему надо овладеть навыками работы с кистью, красками, научиться видеть и различать цветовые оттенки, форму предметов и т.д. Для художественно-практической деятельности ему надо овладеть навыками работы с различными инструментами (ножницами, шилом, линейкой, степлером), уметь различать разную фактуру материалов (ткань, бумага, мех, пластмасса, природный материал и т.д.), знать различные способы скрепления материала (сшивание, склеивание, прокалывание и т.д.), правила техники безопасности в работе с различными материалами. Совершенно самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не способен найти эти средства, выработанные человечеством. Он «сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени».
Только целенаправленное обучение, в котором развиваются продуктивное воображение, мышление, исполнительские умения и творческие способности дает возможность обеспечить полноценное развитие заложенного природного потенциала творческих способностей.
Особое значение в достижении ребенком высокого уровня творческих способностей приобретает профессионально-творческая готовность педагогов. В содержании данного педагогического условия определяющими для нас являются три момента:
Во-первых, педагогическая деятельность, рассматривается как деятельность творческая. Общепризнано, что становление ребенка как творческой личности возможно не иначе как через взаимодействие с талантливым, творческим педагогом.
Во-вторых, педагоги работающие в направлении развития творческих способностей детей, должны не только обладать творческим потенциалом, умеренно владеть системой дидактических способов и средств непрерывного творческого развития личности, но и быть достаточно компетентным в вопросах организации, специфики педагогического процесса в смежном звене образования.
В-третьих, при планировании и реализации воспитательно - образовательного процесса педагоги должны учитывать закон целостного творческого развития личности (В.И. Андреев).
« Одним из ключевых условий развития творческих способностей ребенка является наличие материалов для творчества и свобода их в использовании. Предметно - пространственная среда в образовательном учреждении и дома должна содержать наличие определенных материалов, с которыми ребенок может действовать, проявляя свою индивидуальность (краски гуашевые, акварельные, мелки, сангину; камешки, бусинки, ткань, бумагу разной фактуры и пр.). Необходимо разрешать детям экспериментировать с ними».
Активное включение родителей в процесс развития творческих способностей положительно сказывается на творческом становлении ребенка.
Организация интересной содержательной жизни детей, наполненной яркими впечатлениями, служит отправной точкой для творческой деятельности. Еще Л.С. Выготский справедливо заметил, что чем богаче жизненный опыт человека, тем разнообразнее образы воображения.
Поддержание у ребенка уверенности в развитии его творческих способностей, потребности в их реализации, формирование у него адекватной самооценки и поощрение всех творческих проявлений ребенка являются необходимыми субъективными условиями развития его творческих способностей. С психологической точки зрения детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
2. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.
Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес школьников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим
процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам
рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов.
По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».
Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость
действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.
Методы и методики, используемые в работе:
Программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования должна быть разработана с учетом логики учебного процесса, межпредметных связей, формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся. Необходимо отобрать самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами, которые привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, красочными интересными.
Весь процесс изучения нетрадиционных техник должен быть построен по принципу «от простого к сложному».
Так для детей 1 года обучения предусмотрено знакомство со следующими техниками:
рисование отпечатком пальца, ладони;
кляксография;
нитеграфия;
рисуем воском;
граттаж;
монотипия;
пуантилизм;
рисуем манкой, чаем;
оттиск смятой бумагой.
Для 2 года обучения добавляется:
печатанье листьями;
черно-белый граттаж;
восковые мелки+акварель;
рисуем солью, ластиком.
Для 3 года обучения:
гризайль;
линогравюра;
а-ля прима;
силует и белует;
суми-е.
Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!
Таким образом, актуальность темы по развитию творческих способностей школьников посредством нетрадиционных графических техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться, - немного нетрадиционной техники (доступной ребенку), и
пятно на листе превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище… Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
_Научная база основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей. В свое время ею занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева – в области рисунка), А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Мной были использованы их идеи в своей практической деятельности. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Мной были изучены труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А.Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте»
Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей»
Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском
саду» Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М. Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение школьников рисованию (художественному творчеству)"; Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий". В практической деятельности я также руководствовалась разработками И. В.Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей школьников (конспекты занятий).
В ходе работы над темой мною был определен ряд задач:
проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
разработка путей развития творческих способностей дошкольников в обла-
сти рисования различными живописными материалами;
апробирование инновационных техник в живописи для развития художе-
ственных способностей детей.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эф-
фективно развить художественно – творческие способности школьников в изобразительной деятельности.
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-
ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим.
Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении
ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважи-
тельное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с педагогом дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Итак, решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве школьников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.
Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа исполнения замысла.
Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
Подобная работа позволит решить специфические задачи:
развивать наблюдательность, формировать способность живо откликаться на события окружающей действительности, развивать умение видеть красоту быта, прививать навыки и умения работы в различных изобразительных техниках, а самое главное, на мой взгляд, создавать в рисунке выразительные образы, получать эстетическое удовольствие, и как следствие - чувствовать мотивированную потребность в творчестве.
Для успешного решения поставленной проблемы необходимо соблюдение педагогических условий, которые заключаются в следующем:
В создании художественно-эстетической развивающей среды;
В построении педагогического процесса на принципах «Педагогики ненаси-
лия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике XXI века;
В авторских разработках педагогической технологии по развитию детского
художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
3. Заключение
Таким образом, осуществляя теоретический анализ литературы, мы выяснили, что способности — это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью (М.Б. Теплов). Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.
Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения (Л.С. Выготский).
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обучение и творчество дополняют друг друга. На каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии — элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству (Е.А. Флерина).
Нетрадиционные техники рисования — это способ развития творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Так же определили что школьный возраст, как сензитивный период для развития творческих способностей. Ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Основная задача обучения рисованию— помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для определенного возраста изобразительными средствами. Активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Для того, чтобы полноценно развивать творческие способности детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. Причинами несформированности определенного уровня развития творческий способностей являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений. Рисование нетрадиционными техниками — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Литература:
Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.
Белобрыкина О. А. Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (в частности, на занятиях по рисованию). – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.
Водянская, М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование — №11 (83). — Июнь 2002.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2; 1992, № 8; 1991, № 3,7.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Игнатьева И. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1967.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
Казакова Р. Г., Сайганова Т. И, Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.
13