Использование художественного творчества для формирования географических представлений учащихся
Васина Инга Петровна
Учитель географии
МБОУ СОШ №3 г. Усолье-Сибирское
- Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету… (И. И. Ландо)
Для формирования географического образа в процессе изучения географии в школе наряду с различными видами дидактических средств обучения (таблицы, карты-схемы, географические карты, иллюстрации, путеводители) немалое значение имеют литературные средства обучения: стихотворения, географические загадки, шарады, проза, а также музыка и живопись. Их привлекательность, образность, неповторимость и уникальность оказывают сильное эмоциональное воздействие на школьников, что позволяет учителю сделать урок насыщеннее и ярче.
«Землетрясения, извержения вулканов»
- Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда. Сотрясенье земли унесло города… Все оковы небес разомкнуться смогли Свел разгул сотрясенья суставы земли, Сжал он бедную Землю в такие тиски, Что огромные скалы разбил на куски…
Низам (около 1141 — около 1209 гг.)
«Питание и режим рек»
- - Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет – Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Н. А. Некрасов (1821-1877 гг.)
«Природные зоны Африки»
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Сахара
Все пустыни друг другу от века родны,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Не захочешь людей и не встретишь людей,
Это лишь затиханье сахарской волны,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Н. С. Гумилёв (1886-1921 гг.)
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
«Австралия»
Австралия — страна наоборот, Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот, Ее исток на лондонском причале, Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот.
Г.Л. Усова
«Литературная география»
- Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии? (Извозчики. "География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)
-Назовите реки, протекающие в России, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы .(Онега - Онегин, Лена - Ленский, Печора - Печорин).
-Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах).
- Вспомните творчество А.С. Пушкина и укажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье).
-Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области? (именем А. С. Пушкина - город Пушкин).
-Какая река "при тихой погоде" чудилась Н. В. Гоголю "вылитой из стекла"? (Днепр).
- Глушь для Фамусова - это... Какой город? (Саратов).
Загадки
Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны (гранит). Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу (глина). Он очень нужен детворе, Он на дорожках, во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже (песок).
Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение (известняк). Этот мастер белый – белый. В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен… (мелом).
Карл Брюллов Последний день Помпеи
- Поль Гоген Таитянка с манго 1892 г.
И. К. Айвазовский Девятый вал 1850г
В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком
Спасибо за внимание!