Использование краеведческого материала в начальной школе в условиях ФГОС
Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряженности в области межнациональных отношений, которые по всей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии.
Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратное уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса методическим объединением учителей начальных классов нашей школы в соответствии с ФГОС (Раздел 2 пункт 2.3 «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся») принято решение строить учебно – воспитательную работу на основе краеведения «Моя малая Родина». (Приложение). Эта программа перекликается уже с открытой в нашей школе электронной площадкой « Школа-этнокультурный центр – модель сохранения и развития народной традиционной культуры в условиях сельской школы».
При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, разумные и здоровые запросы, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Марий Эл и России.
Цель:
Сохранение марийского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь закладывается фундамент глубокого постижения национального языка, который несет прообраз художественного языка всех культур и народов.
Поэтому в начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие
Задачи:
1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей марийского народа, воплощенных в марийском искусстве.
4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории мордвы, о жанрах марийских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, марийских композиторах и исполнителях.
7. Формирование навыков исполнения марийских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.
8. Формирование умения воспринимать произведения марийских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.
9. Показ взаимосвязи марийского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.
10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.
Основные направления работы.
Основные направления работы по программе совпадают с основными направлениями работы школы по воспитательной и учебной работе.
1.Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мари и обучению родному языку.
2.Разработка системы обучения марийскому языку (семья – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение марийского языка.
3.Создание общественного мнения в защиту марийского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.
4.Расширение базы общения на марийском языке с помощью средств массовой информации (местного радио, газеты, стенной печати)
Ожидаемые результаты:
Мы хотим видеть своих детей любящих свою Родину, свой народ , язык и культуру своего предка;
- возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, основных нравственных проблем: счастье и несчастье, любовь и ненависть, добро и зло, имеющих общечеловеческую значимость, но решенных у марийского народа по-своему;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте мари;
- понимание взаимосвязи марийского искусства с изобразительным и литературно-поэтическим творчеством других народов.
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций марийской народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления и по учебным предметам – марийский язык и литература, ИКН, программа реализуется через внеурочную деятельность: кружок «Шочмо йылме» в 1-2 классах, частично и на уроках по другим предметам и кружкам (технология, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык, хореография).
Как же обстоят дела по этнокультурному воспитанию в моем классе.
Где, как не на уроке учитель раскрывает ребёнку истинную красоту родной земли, её богатство, её неповторимость. Поэтому я стремлюсь материал о родной республике, о родных местах включать в содержание каждого урока .
На уроках математики составляем различные задания, в содержание которых используем местный краеведческий материал. Например: тема «Сложение многозначных чисел», даю количество людей по деревням нашего поселения, количество ушедших наших дедов на войну и вернувшихся с войны.
На уроках внеклассного чтения знакомлю учащихся с поэтами и писателями нашей малой родины, людьми которыми мы гордимся. Их у нас немало. Мои ученики участвуют в литературных праздниках. Например, 30 января этого года в клубе был организован вечер памяти: к « 75-летию нашего земляка В.В.Апакаева». Дети читали стихи поэта, выступили с художественным номером. Каждый год участвуем на празднике «День марийской письменности», «Казаковские чтения», «Чавайновские чтения», «День национального героя».
На уроках изобразительного искусства знакомлю с художниками нашей республики. Свою любовь к родному краю дети выражают в своих рисунках, оформляют марийским народным орнаментом свои работы. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. На слайде выставка работ моих учеников.
Формирование этнокультурных традиций у детей идет и через музыкальные занятия, дети слушают народную музыку, поют марийские песни.
На уроках литературного чтения изучаем сказки и инсценируем их. На слайде сказка «Ӱяча» на новый лад. Мы сопоставляем сказки разных народов .
Воспитываю в детях любовь к родному краю и на уроках окружающего мира. Часто выходим на экскурсию по родным местам, наблюдаем за красотой природы, за жизнью и бытом людей.
Одной из форм сохранения интереса к своим корням, культуре, языку является организация фольклорных праздников. Мы проводим народные праздники «Шорыкйол», с колядованием и ряжеными, посиделки «Шинчымаш кас» с приглашением родителей.
В нашей школе традиционными стали такие мероприятия, как конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», конкурс «Алло! Мы ищем таланты», « Осенний калейдоскоп». На эти конкурсы выходим с марийской песней, народными танцами.
Проводим встречи с интересными людьми ( ветеранами войны, тружениками тыла).
Приобщаю ребят к исследовательской и творческой работе. На школьной научно – практической конференции «Умники и умницы» выступили по темам: «Моя семья», «Мландумбалне улам ыле кайык», посвященный местному поэту В.В Апакаеву, «Данилов В.П. – основатель фольклорного ансамбля «Марий памаш».
Курсы марийского языка и литературы являются логическим завершением знакомства с культурным наследием республики. Человек начинает ценить и любить свою родину, когда узнает её язык, культуру, людей, когда понимает её место и значимость в мире. На урок, посвященной национальной одежде и обуви приглашаю Петрова Н.С. Он рассказывает и показывает как раньше плели лапти и корзины. Он первый гармонист нашего села, прививает любовь к народной музыке и танцам.
В честь рождения Марий Эл провожу урок «Пелед, тузлане Шочмо элем!», «Унчо велем – шочмо кундемем».
С учащимися 3-4 классов участвовали на районном конкурсе «Самырык тукым». Во внеурочное время знакомлю с марийскими национальными играми.
Участвовали на республиканском конкурсе «Изи мӧр пеледыш». Мои ребята около Верхушнурской школы.
Отчий край, так называют люди ту землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылось ему однажды как чудо. Учитель открывает это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.
Думаю, что такая работа приведет к ожидаемым результатам, достичь цели.