Использование элементов литотерапии в коррекционной работе по формированию произносительной стороны речи у воспитанников с ТНР
Автор: Мартынова Е. С., учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск
сп – д/с № 26 «»Золотой улей»
Дошкольники очень часто любят играть с предметами заместителями, большинством из которых являются природные материалы. Согласитесь, отдыхая на морском побережье, мы всегда наблюдаем, как дети с большим интересом перебирают морские камешки, рассматривают их, складывают из них различные постройки и т.д. Да и мы взрослые тоже не прочь подержать камешки в руках, ощутить их тепло или прохладу, полюбоваться причудливой формой или окрасом. Ощущения при этом всегда приятные и позитивные. В отпуске я думала о том, как можно это каменное богатство применить на практике в работе по развитию речи с дошкольниками. И у меня возникла идея создать пособие из морских камней для моих воспитанников, которое я назвала «Морской сундучок».
Оказывается, натуральные природные камни оказывают благоприятное воздействие на организм человека. И в настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия. Что же это такое?
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. Это мягкая форма терапии, в которой камни используются для восстановления баланса и гармонизации тела. Элементы литотерапии с успехом можно применять в коррекционной педагогике.
Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. А игры с морскими камешками у ребенка вызывают всегда положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Речевые методики тесно связаны с формированием мелкой моторики, стимуляция кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические ощущения направляют и координируют действия всех систем организма: костно — мышечной, нервной.
Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными движениями помогают тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.
Использование элементов литотерапии на логопедических занятиях поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.
Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:
перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камешков, спрятанных в песке логопедом);
массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
логопедические игры с использованием камней.
Перебирание камней, игры, массаж рук и пальцев - всё это развивает мелкую моторику рук, а это в свою очередь развивает речевой аппарат у детей.
Для «Морского сундучка» я подобрала натуральные природные морские камешки разных размеров, но обязательно плоские и трех форм: круглые, овальные и вытянутые узкие. Такой выбор обусловлен тем, что выкладывание и игры с морскими камешками планируются в основном на плоских поверхностях стола и из данных форм удобнее будет детям конструировать буквы русского алфавита, различные узоры и предметные образы. Плоские камешки не будут скатываться с ровной поверхности. Все подобранные камни с округлыми краями и гладкие на ощупь. Для их хранения подобрала контейнер в виде сундучка.
Я часто использую пособие «Морской сундучок» с природным материалом в организации логопедических игр и упражнений. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на экране):
Повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у воспитанников, применяя игры с природными морскими камешками.
Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей в сочетании с речевыми задачами.
Проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы. Проводить профилактику дисграфии.
Развивать грамматический строй речи.
Обогащать и актуализировать словарь, упражнять в употреблении предлогов.
Развивать у дошкольников навык ориентировки в пространстве.
Способствовать сенсорному развитию и развитию всех компонентов речевой деятельности дошкольников с ТНР.
Развивать восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию, творческое воображение.
Способствовать снятию усталости, напряжения, снятию негативных эмоциональных переживаний.
Игры с морскими камешками могут быть использованы, как на подгрупповых (2-3 ребенка), индивидуальных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Данное пособие позволяет реализовать принципы ФГОС ДО и соответствует его требованиям – оно безопасно, доступно, мобильно, многофункционально, учитывает возрастные особенности детей.
Использование природных предметов стимулирует умственную деятельность, повышает у детей мотивацию к обучению, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Использование нетрадиционного оборудования наряду с общепринятыми логопедическими технологиями не только экономит денежные средства учителя-логопеда, но и повышает интерес детей с ТНР к занятиям, предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Предлагаю вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений с использованием пособия «Морской сундучок»:
«Звуковые дорожки» (автоматизация звуков): Ребенку нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке.
«Звуковая мозаика» - развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни определенной формы на определенный звук (например, на звук Р выкладывай круглый, а на звук Л – длинный узкий камешек). Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.
«Прочитай зашифрованное письмо» (дифференциация звуков): Выкладываем дорожку из камешек двух разных форм (или размеров). Заранее договариваемся: какой камешек, какой звук (слог) будет обозначать. Затем ребенок «читает» письмо, произнося оппозиционные звуки.
«Сосчитай, не ошибись» (слоговой состав слова): Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Подсчитывает сколько слогов в слове. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
«Продолжи узор»: ребенок выкладывает узор из камушек по предложенному образцу. Затем с помощью узора проводится звуковая разминка.
«Где спрятался звук в слове?» (в начале, в середине или в конце слова): ребенок произносит слово с автоматизируемым звуком и на схеме обозначает камешком место данного звука.
«Морской художник»: «рисуем» различные предметы, конструируя их из морских камешек. Называем части данного предмета. Составляем рассказ-описание. Предметы можно выбирать согласно лексической темы.
«Азбука Морзе»: ребенок повторяет предложение, выкладывает столько камушек, сколько в нем слов. И наоборот, составляет предложение ориентируясь на количество камушек.
«Где камушек?» (употребление предлогов): размещаем камушек относительно выбранного предмета, произносим предложение с нужным предлогом.
«Расскажи сказку»: ребенок рассказывает знакомую сказку (рассказ), используя для своего театра персонажи-камушки. На камушки можно наклеивать наклейки атрибуты героя.
«Золушка»: разбери по форме – в одну емкость круглые, а в другую – овальные. Придумай и назови на каждый круглый камешек слово со звуком С, а на каждый овальный – со звуком Ш. Другой вариант - разбери по размеру. Так же, как и предыдущий вариант, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
«Крестики - нолики»: Берем из сундучка по пять камушек одинаковой формы и размера для каждого из двух игроков и поле для игры «Крестики – нолики». Играем по правилам этой игры, но каждый игрок делая свой ход произносит звук (слог или слово) на определенный звук (лдя его автоматизации). Речевой материал обговариваем перед началом игры В случае затруднения или неправильном произношении ход переходит к другому игроку.
Фантазия по использованию данного пособия в коррекционной работе с детьми безгранична. Моим воспитанникам очень нравиться выполнять задания с морскими камешками. В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе педагогов. А проведение игр с морскими камешками или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.
Данные игры и упражнения являются универсальными, так как могут быть использованы в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком дома.
Следует отметить, что применение игр с природными морскими камешками нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Такое доступное и привлекательное пособие, как «Морской сундучок», помогло мне разнообразить логопедические занятия и повысить интерес детей с ТНР к коррекционной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию видео фрагменты организации образовательной деятельности с данным пособием.
Спасибо за внимание!
Интернет источники и литература:
https://naturopiya.com/metody-terapii/litoterapiya-ehnergiya-kamnej-i-mineralov-dlya-vashego-zdorovya.html
Черкасова, Н. Б. Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ / Н. Б. Черкасова. — Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 26-29.
Ссылка на видеоматериал: https://yadi.sk/d/XS_VHB_reAEqZw