ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:
визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;
осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;
осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;
развивать межпредметные связи.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять обучающиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.
Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
удобен в использовании и хранении;
позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
Урок-практикум. На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса.
Урок контроля знаний. Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах
Урок – игра . На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.
Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Литература
1. ИКТ в образовании – http://www.ict.edu.ru
2. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru
3. Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html