Использование информационного пространства кабинета
на уроках и во внеурочное время, как один из факторов повышения качества знаний в начальной школе.
Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности во многом зависит от потенциала образовательного пространства. Чем для педагога является учебный кабинет: местом трансляции обязательных знаний, умений и навыков или пространством педагогического общения?
Я рассматриваю учебный кабинет как творческую мастерскую учителя, как средство выполнения требований к учебному кабинету, как ресурс дополнительного образования и внеклассной работы разного вида, как образовательное пространство, в котором учащиеся не только получают знания, но и раскрывают свой личностный потенциал.
Учебный кабинет - это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было бы легко использовать. Современный учебный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предметам.
Сегодня я хочу рассказать о кабинете, с которого начинается школьная жизнь каждого ребенка. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.
Приглашаем в кабинет.
У нас от вас секретов нет!
Парты ровненько стоят-
Ждут урока, ждут ребят…
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов и проведения внеурочных занятий, а в наших классах ещё и кружковые занятия.
Олдингтон Р., английский писатель сказал: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Вот эти дорожки.
Занимательные и игровые задания способствуют повышению качества знаний. Их можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.п. Необходимо только учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач и головоломок различной степени сложности. Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный тонус учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизируют их внимание и волевые усилия.
Играем при изучении алфавита, при заселении домика буквами, играем при чтении слогов (строчками, столбиками, двигаемся вверх, вниз). Звуки помогает изучить стенд «Звуки и буквы». Играем на математике при изучении состава числа, играем для того, чтобы научиться считать. В этом нам помогают таблицы по обучению грамоте и математике. Игра и игровые элементы на уроках продолжаются на протяжении всего обучения в начальной школе. Как сказал древний мыслитель и философ Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе». Алфавит в первом классе (берём плакат, находим в картинках слова), алфавит в четвёртом классе (12, 16, 14, 17, 30, 32, 20, 6, 18), (к, о, м, п, ь, ю, т, е, р.).
Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость. Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями и явлениями.
В каждом кабинете начальной школы есть либо стенды с круглогодичной олимпиадой, либо уголки с олимпиадными заданиями.
На уроках математики и русского языка мы часто используем работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер – это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
-во время устного счета (на уроках математики);
-при закреплении нового материала;
-при поведении самостоятельной, проверочной работы;
-при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) собираю тетради с ответами, а после урока подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной «Таблице успехов».
На уроках удаётся разнообразить содержание учебного курса с помощью материалов для тестового контроля (тесты), комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы, справочного материала, нестандартных творческих заданий, для решения которых требуется дополнительный поиск, исследования. Широко использую тестовые задания, подготавливаю печатные и раздаточные материалы для использования в урочной и внеурочной деятельности. Использование тестов даёт возможность осуществления множества функций. Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники используют тесты для самоконтроля. Тестовые задания позволяют более объективно оценивать знания учащихся, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты я использую в работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.
Начиная с 1 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы (самооценка, самоанализ, самокритика) и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ, самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, степенности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность. В первом и втором классах оценивание происходит при помощи линеечки оценивания, в третьем и четвёртом классе оценивание происходит на основании норм оценивания. Также рефлексия. Настроение до урока, в конце урока.
В каждом классе есть факультативы. У каждого учителя начальных классов подобран материал по каждому факультативу согласно календарно-тематическому планированию. Факультативные занятия призваны развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся в определённой области, готовить их к практической деятельности, влиять на раскрытие способностей и склонностей школьников, развивать навыки самостоятельной работы учащихся с научно-популярной и справочной литературой.
В кабинетах начальной школы проходят занятия кружков, как предметных (математика, русский язык, белорусский язык), так и по интересам (кружок экологического отряда «Капелька» и кружок «Я познаю мир»).
Лев Николаевич Толстой говорил: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Основными направлениями воспитательной работы в классе являются:
-гражданское и патриотическое воспитание;
-формирование ЗОЖ и безопасной жизнедеятельности, экологическое воспитание;
-трудовое и профориентационное воспитание;
-самопознание и саморегуляция личности;
-нравственно-эстетическое воспитание; семейно бытовое и досуговое воспитание. У каждого классного руководителя есть достаточно материала по каждому направлению. Формы и методы проведения классных и информационных часов разнообразны, в зависимости от выбранной темы – это беседы, игры-развлечения, КВНы, викторины, заочные путешествия, проведение праздников и совместных родительских собраний. А также материалы по работе с родителями.
Вся информация о каждом классе находится на наших стендах: уголок класса: «Уголок, друзья, наш «классный», с ним ребятам жить прекрасно!» стенд работа с родителями, уголок природы, уголок творчества. Материал, который содержится на стендах, соответствует тому, чем живёт класс: фотографии класса, расписание уроков, графики дежурств, темы информационных часов, информация о детских организациях, информация об именинниках, информация по здоровому образу жизни. Кроме этого есть уголки чтения и уголки безопасности.
А вот посмотрите вдоль этой стены
У нас разместились большие шкафы.
Задачники, книги для нас, для ребят
Шкафы день и ночь очень верно хранят.
Николай Рубакин, русский писатель и книговед говорил: «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования». Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. В начале каждого учебного года все учителя начальных классов выбирают тему, над которой работают, и фиксируют эту тему в планах методического объединения.
Итак, правильное использование информационного пространства кабинета начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Всё необходимое в кабинете, подобранное учителем демонстрирует уважение к ребёнку, заботу о нём и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребёнка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного. Закончить своё выступление хочу словами:
Как здорово в наших классах учиться!
Больших успехов мы можем добиться.
Родной, замечательный наш кабинет!
Для нас во всей школе тебя лучше нет!!!