СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инновационных технологий при формировании лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных технологий при формировании лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями»»

«Использование инновационных технологий при формировании лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями»



учитель-логопед

Соловьева Наталия Викторовна

«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»

г. Мичуринска Тамбовской области


В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих в школу с нарушениями речи. В связи с этим акту­альность использования инновационных методов и приемов, техноло­гий в обучении детей старшего дошкольного возраста принимает гло­бальный характер. Основная задача учителя-логопеда — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различными нарушениями речи, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, системати­зирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике:

  • это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушени­ях произносительной стороны речи и другие);

  • новые и обладающие повышенной эффективностью методы и ин­струменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллекту­альной деятельности педагога,

  • новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Инновационные технологии - это внедренные, новые, облада­ющие повышенной эффективность методы и инструменты, приемы, яв­ляющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педа­гога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, ор­ганизацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является по­вышение эффективности образовательного процесса за счет ее приме­нения.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических ком­понентов речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. Расширение объёма словаря.

  2. Формирование структуры значения слова.

  3. Развитие лексической системности и семантических полей.

  4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

  5. Развитие словообразования.

  6. Уточнение грамматического значения слова.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить во­просы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки пред­метов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребёнок даёт одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед, учитель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обо­значающим предмет, работу можно построить по определённому плану.

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структу­рой и грамматическим оформлением предложения.

Слова, обозначаю­щие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспро­страненное предложение, фактически закладывается основа для успеш­ного овладения умением чувствовать грамматическую основу предло­жения.

В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространен­ные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него опре­деления, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творитель­ном падежах без предлога.

Дается понятие о коротких словах (предло­гах), их употреблении в речи и написании в предложениях.

Завершается работа формированием умения строить распространённое предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставно­го, нераспространенного предложения.

Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна, «образа слов» — мини-сочетания, где сконцентрированы знания, чувства, и выражены свои позиция и взгляд на то или иное событие. Синквейн, «образ слов» составляют дети, имеющие некоторые знания по грамматике.

Для детей, также можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные со­чинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.

Синквейн.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позво­ляющим быстро получить результат, является работа над созданием не­рифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как«пять строк», пятистрочная строфа стихотворе­ния.

Правила составления синквейна:

  1. первая строка — одно слово, обычно существительное, отражаю­щее главную идею;

  2. вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основ­ную мысль;

  3. третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  4. четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая от­ношение к теме;

  5. пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

Дождь

  • Грибной, летний.

  • Льет, капает, стучит.

  • Я люблю гулять под дождем.

  • Лужи, тучи, вода.

Ветер

  • Сильный, холодный.

  • Срывает, дует, воет.

  • Ветер осенью холодный.

  • Осень, холод, сквозняки.

Радуга

  • Веселая, разноцветная.

  • Появляется, радует, играет.

  • На небе, после дождя, большая радуга.

  • Дождь, тепло, лето, детство.

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов».

Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребен­ке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внут­ренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные техноло­гии развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой ар­сенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциа­тивных связей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкла­дывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа слова с примене­нием метода ассоциативных связей может быть следующая:

  1. Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследо­вание слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт то­же анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответ­ствующую букву.

  2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно свя­занные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут ра­ботать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассо­циативно связанные с исходным словом. При такой форме работы инте­ресно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные ва­рианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, бу­дет затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и неудачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, прово­дится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понима­ние этого слова.

  3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом:

Слово звуки слова образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ песок — летом — ярко-жёлтый;

ОСЕНЬ облачное — серое — небо;

ОЗЕРО огромное - зеркало;

ДОРОГА дом — разыщут — гости;

КОЗА красивая - озорная - забияка.

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. При формировании речевых умений — морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений — важно, не допус­кая механических тренировок, для осознания связей, смысла больше внимания уделять анализу, учить наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал разного уровня.

Развивая лексико-грамматический строй речи нельзя забывать и о связной речи.

В настоящее время появляются новые методы развития как творче­ских, так и речевых способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребенка является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты.

Интеллект-карты — это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наибо­лее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обес­печивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к воспроизведению .

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охва­тить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют исполь­зовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное исполь­зование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под опре­делённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь под­писывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать опре­деленное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответство­вало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их имено­вания также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие те­мы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пи­шутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и соб­ственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориен­тируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные струк­туры). Различными стрелочками показываются связи между различны­ми идеями.

Правила составления интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от цен­тра ответвления, используя ручки разного цвета.

  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

  • Добавляются символы и иллюстрации.

  • Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.

  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизон­тально.

  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практи­ка.

Примеры интеллект-карт:





Рис. 1. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию на тему «Осень»
















Рис. 2. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию на тему «Овощи»























Рис. 3. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию

н а тему «Фрукты»
















Рис. 4. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию на тему «Овощи и фрукты»



















Рис. 5. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию на тему «Зима»





Рис. 6. Интеллект-карта к лексико-грамматическому занятию на тему «Зимующие птицы»




















Применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Безусловно, педагог сам будет составлять интеллек­туальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребёнок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на те­ме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочета­ниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно разви­вать речь в процессе общения и обучения.

Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование по­знавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществ­ляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и акти­визации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребёнок, работая с интеллектуальными картами, идёт в своем развитии от про­стых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, распо­ложение в пространстве, количественное определение общих и отъем­ных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать клас­сификацию предметы, учится различать видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слу­шать педагога, товарища по группе, формируется желание быть актив­ным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вме­сте с тем уважение к другим.

То есть коллективная работа по интеллек­туальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может со­стояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана вы­сказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога — чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребенка.

Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чем и как говорить, учитель вынужден будет постоянно побуждать, стимули­ровать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному выска­зыванию.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зри­тельные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказы­вания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобще­ние чувственных данных. Только на этой основе становится впослед­ствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций.

Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окру­жающий мир, тем шире возможность овладения обобщенным значени­ем слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллек­туальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяют значения и по­нимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке ча­сто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные пред­ставления, а значение слов либо неправомерно сужается — слово остает­ся как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкрет­ной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного со­держания, тем самым утрачивая свое значение.

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения словар­но-семантической стороны речи, формализм употребления значитель­ного количества слов, связь с их конкретными чувственными характери­стиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог нико­гда не видеть этот овощ, не знать ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результа­те чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе обще­ния со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего под­ражания. При общении с окружающими дети с нормальным психофи­зическим развитием имеют все условия для успешного овладения грам­матическим строем.

Но достаточно часто дети с речевыми нарушениями оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на формировании у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствуют развитию связной речи. Но недоста­точность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества кон­кретной информации. Устная речь детей с нарушениями речи часто бы­вает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют своё высказывание.

Опыт работы показывает, что дети, имеющие речевые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Важнейшими из таких средств являются наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт, и моделирование пла­на высказывания.

Методика обучения детей с речевыми нарушениями предполагает обязательное их использование.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по за­конам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

Последовательность занятий по развитию связной речи с помощью интеллект-карт целесообразно строить в порядке возрастающей сложно­сти, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных дей­ствий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В ре­зультате можно обозначить следующий порядок работы:

  1. Выделение основных ключевых понятий по теме.

  2. Называние картинок, изображённых на карте.

  3. Составление предложений по каждой ветке дерева.

  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы должна быть представлена

максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создаются предпосылки и возможность работы над творческим расска­зыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный учителем, обеспечивают составление рассказа детьми.

Например, составление интеллектуальной карты по рассказу: «Лет­ний день в лесу».

Летний день в лесу.

На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик, застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются зеленым лягушонком. Он выпрыг­нул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Рис.7. Интеллект-карта к коррекционно-развивающему занятию по развитию

связной речи

















Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому раз­витию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффектив­ной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы преду­сматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции ре­чи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развива­ется, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Результаты использования инновационных технологий.

Результативность применения инновационных технологий у обуча­ющихся с речевыми нарушениями можно представить в виде диаграмм.


Таким образом, у детей с речевыми нарушениями успешно корректируются лексико-грамматические нарушения речи:

  • пополняется словарный запас;

  • улучшается лексико-грамматическая структура речи;

  • развиваются умения связно, последовательно излагать свои мыс­ли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Кроме указанных выше количественных и качественных показате­лей результативности использования в практической деятельности ука­занных выше технологий необходимо отметить, что у детей с ре­чевыми нарушениями наблюдается положительная динамика в развитии когнитивных (познавательных) процессов:

- развивается способность к мышлению;

  • развивается восприятие;

  • память;

  • творческие способности;

  • воображение.