«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий на уроке легкой атлетики»
Железнякова Татьяна Александровна,
МОУ «Школа № 90 города Донецка
Ключевые слова: урок, бег, техника выполнения, упражнения, игры с мячом, скорость, выносливость, методы организации, стретчинг, дыхательная гимнастика, здоровье.
Аннотация: в данной статье дается краткое описание урока по легкой атлетике с использованием здоровьесберегающих технологий.
Актуальность статьи: Без физической культуры теряют смысл все разговоры о полноценном здоровье. Не даром считается, что минимум движения – минимум жизни Здоровье должно сочетаться с правильным физическим развитием, с воспитанием качеств и навыков необходимых для жизни. В их число входят как морально-волевые качества, так и физические, а также такие прикладные умения и навыки, как ходьба, бег, лазание, плавание и др.
Цель: для обучающихся – совершенствование двигательных действий в различных меняющихся условиях и на высоком эмоциональном уровне; укрепление здоровья и противодействие угрозе болезни;
для учителей – методическая помощь в рациональной организации педагогического процесса, получение ответа на вопрос: «Какие формы, методы и средства можно использовать для совершенствования техники выполнения бега по прямой, используя инновационные здоровьесберегающие технологии»?
Введение
Содержание урока для обучающихся 5-х классов по теме «Легкая атлетика» составлено на основании примерной программы основного общего образования по физической культуре.
На уроке решаются следующие задачи: совершенствование выполнения техники бега по прямой; развитие быстроты и выносливости; воспитание морально-волевых качеств; укрепление здоровья.
Основная часть
В первой части урока проводится обязательная подготовка голеностопных, плечевых, коленных, лучезапястных суставов и пальцев кисти к максимальным нагрузкам с помощью общеразвивающих упражнений, выполняемых фронтальным способом.
В основной части урока для совершенствования техники бега по прямой используются как легкоатлетические упражнения, так и упражнения с мячом.
По сигналу учителя, обучающиеся выполняют специальные упражнения легкоатлета на месте чередуя с бегом по прямой 9м группами по 5-7 чел., а также бег с ускорением на отрезках 6-9м (челночный бег) поточно, что повышает интерес к упражнению так как выполняется в соревновательной форме
Игровые упражнения с мячом выполняются в группах по 2-3 человека, где обучающиеся для результативных действий используют бег с ускорением или бег по инерции в зависимости от игровой ситуации. Мяч и конкретное задание учителя позволяют учащимся вырабатывать умение дифференцировать свои усилия.
Подводящие и подготовительные упражнения способствуют углубленному разучиванию техники бега, доводя до автоматизма слаженную работу рук и ног (руки согнуты в локтях, двигаются в боковой плоскости соответственно ритму шагов, стопы ставятся параллельно друг другу, нога касается опоры передней частью стопы движением вниз-назад, туловище имеет небольшой наклон вперед).
Параллельно с многократным повторением изученных движений, в различных меняющихся условиях, происходит и развитие физических качеств быстроты и выносливости к нагрузкам. Легкоатлетические упражнения и упражнения с мячом выполняются при ЧСС 140 – 180 уд/мин. Используя метод строго регламентированного и игрового упражнения учитель задает время и объем нагрузки, в паузах для отдыха обучающиеся выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Игровой метод позволяет достигнуть большего объема работы за счет повышенной эмоциональности. Игра с мячом развивает и укрепляет мелкие мышцы рук и ног, способствует развитию глазомера и меткости.
В заключительной части урока обучающие выполняют дыхательные упражнения и стретчинг на растягивание основных групп мышц, обеспечивая переход от состояния возбуждения организма к более спокойному и уравновешенному. Затем учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: комплекс упражнений для мышц спины и пресса. Такое домашнее задание обусловлено техникой выполнения двигательного действия (положения туловища и головы при беге), закрепленного на уроке.
Выводы
Используемые на уроке инновационные здоровьесберегающие технологии:
упражнения для пальцев кисти улучшают координацию движений и мелкую моторику;
игры с мячом активизируют двигательную, психическую и умственную работоспособность; вызывают не только положительные, но и отрицательные эмоции, побуждая школьника к выполнению точных слаженных действий в команде; обогащают обучающихся новыми ощущениями, представлениями, понятиями, которые благоприятно сказываются на их умственном развитии;
дыхательная гимнастика восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект.
стретчинг - упражнения на растягивание повышают гладкость и эластичность мышц, увеличивают амплитуду движений
и подобранные методические приемы, формы, средства обучения способствуют овладению системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности.
Таким образом при регулярных занятиях школьниками физической культурой укрепляется сердце, глубже становится дыхание, улучшаются химические процессы, происходящие в организме – обмен веществ. Физическая активность не только обеспечивает хорошее самочувствие, она отодвигает угрозу болезней.