Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Конь-Колодезский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Использование интегрированных уроков
при освоении МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы
продуктов и сырья животного происхождения
Тема 2.2 Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных
при инфекционных заболеваниях.
Специальность 36.02.01 Ветеринария
Курс:4
Разработчик:
Ломова Л.И.
Рассмотрено:
на заседании цикловой методической комиссии
общепрофессиональных и профессиональных
кинологических и ветеринарных дисциплин
протокол №________от______
председатель ЦМК_________
Аннотация
Интегрированный урок является очень важным в реализации ФГОС, формирование компетенции носит междисциплинарный характер, в состав профессиональных модулей введены и междисциплинарные курсы, поэтому разработка и проведение преподавателями интегрированных уроков позволит усилить межпредметные связи, снизит перегрузки обучающихся, подкрепит мотивацию обучения профессии.
Анализ проблемы интегрированного обучения доказал необходимость создания у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений и навыков, которая способствует использованию всего объема накопленной информации при изучении любого практического вопроса. В связи с этим возрастает роль взаимодействия преподавателей и активизируется деятельность цикловых комиссий, которые должны помочь своим коллегам в решении данного вопроса.
В настоящее время перед профессиональными организациями поставлена задача включения в инновационную деятельность по освоению нетрадиционных способов и технологий реализации ФГОС. Одним из необходимых элементов успешной реализации стандартов является введение в процесс образования интерактивных методов обучения, информационно-коммуникативных технологий, организация исследовательской и проектной работы.
Интегрированный урок – это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Урок такого типа имеет практическую направленность и нацелен на рассмотрение или решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного восприятия исследуемого вопроса. Для этих уроков характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, использование различных видов работы, высокий уровень мотивации студентов в связи с неординарностью ситуации на занятии.
При подготовке и проведении таких уроков активизируется творчество обучающихся, материал усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость, развиваются исследовательские навыки. Студенты учатся самостоятельно ставить цели и задачи, творчески подходить к решению проблем.
\
Оглавление (содержание)
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема взаимосвязей преподаваемых дисциплин в современных условиях при обучении студентов средних профессиональных учебных заведений с каждым годом становится все актуальнее: образование должно очень мобильно реагировать на социальные и экономические преобразования, преодолевая инертность. Знания не должны лежать в нас мертвым грузом, а все время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями, складываться в новое и интересное (В.В.Вересаев). Особое значение имеют и изменения в образовательном пространстве, которые связаны с компьютеризацией системы профессионального образования и обязательным использованием мультимедиатехнологий при преподавании любой дисциплины. Задача быстрого реагирования студентов на меняющиеся экономические условия жизни общества становится все более и более значимой и актуальной в работе современного преподавателя дисциплин профессионального цикла.
Диалогичность отношений между преподавателем и студентом - это отношения между индивидами, имеющими разный социальный опыт и разные интеллектуальные способности. Позитивная ориентация преподавателя на привлечение обучаемого в процесс, стимулирование его активности, коррекция неправильных действий является выражением диалогичности отношений. Преподаватель выступает в роли старшего мудрого, терпеливого партнера совместной деятельности.
В процессе обучения по МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения выявляется ряд проблем. Одной из них можно назвать снижение интереса студентов к получению знаний, а также разобщенность этапов формирования у них знаний по разным предметам ветеринарного профиля.
Эти проблемы можно решить с помощью интегрированного обучения, которое к тому же помогает решить проблему экономии учебного времени. Чтобы создать оптимальные условия для данного вида обучения, необходимо научить студента видеть теоретическое и практическое значение рассматриваемых проблем: допустим, на начальном этапе обучения привести практическое решение проблемы и подчеркнуть, что в будущем, изучив теоретические аспекты темы, студенты смогут участвовать в решении сложных проблем самостоятельно.
Для развития интеграции в обучении считаю необходимым формировать в студенческой среде научный стиль мышления, который определяется следующими качествами: умением выделять главное, целенаправленностью, обобщенностью мышления, критичностью, способностью к доказательству своей правоты, аргументацией.
Темы интегрированных уроков желательно подбирать таким образом, чтобы увидеть новое в уже известном, выйти за рамки обычного способа решения и соотнести уже полученные знания с дополнительным объемом информации, что позволит развивать оригинальность и широту мышления.
Проведение таких уроков способствует росту любознательности студентов, так как рассмотрение довольно сложных вопросов требует постоянства усилий и поиска взаимосвязей между явлениями и событиями – все это активизирует мышление, формирует синтезированное восприятие исследуемого вопроса, гармонично сочетающего в себе методы различных экономических наук, имеющих практическую направленность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Методика проведения отдельных этапов урока.
1. Организационный этап урока определяет готовность обучающихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 2 мин.
Организационный момент включает в себя:
Взаимное приветствие преподавателя и студентов, определение отсутствующих. Староста группы отмечает в рапортичке отсутствующих и подает преподавателю.
Проверку внешнего состояния кабинета и проверку подготовленности обучающихся к уроку; организацию внимания студентов.
Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, состояние классной доски, мел, оборудование для демонстрации опытов, ТСО и др.).
Преподаватель создает эмоциональный настрой, располагающий студентов к работе.
Цели данного этапа:
положительный психологический настрой обучающихся;
обеспечение нормальной рабочей обстановки на уроке.
2. Этап всесторонней проверки усвоения знаний. Для проверки усвоения знаний применяется программированный тестовый контроль. Он дает быструю обратную связь, позволяет непрерывно следить за качеством усвоения. Поурочный тестовый контроль дается на 10 мин. для всей группы в двух вариантах. Выдаются карточки с набором вопросов и вариантами ответов по предыдущему материалу.
Контроль знаний обучающихся выполняет, по меньшей мере, три функции:
1) управления процессом усвоения, его коррекции;
2) воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции обучающихся к деятельности;
3) обучения и развития.
Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает преподавателю информацию о ходе познавательной деятельности обучающихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам студент. Такую связь называют внутренней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса. Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний обучающихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Регулярный контроль воспитывает привычку к систематическому труду на занятиях и дома, стимулирует систематическую подготовку студента к уроку. Оценка при надлежащих условиях может превратиться во внутренний мотив учения. Это очень важно.
Оценка по выполненным тестовым заданиям озвучивается в конце урока.
3. Определение целей и задач урока, создание мотивации учебно-познавательной деятельности (4 мин).
Преподаватель: Давайте определим с вами тему урока. Для этого вам необходимо проанализировать предложенные данные и определить – о каких болезнях идет речь?
Это группа болезней, вызываемых болезнетворными микроорганизмами, способных передаваться от зараженного животного здоровому и принимать широкое распространение среди поголовья животных.
По интенсивности проявления и широте процесс возникновения и распространения этих болезней животных характеризуется тремя формами:
- единичные или немногочисленные случаи проявления болезни животных.
- широкое распространение больных животных в хозяйстве, районе,
области, Республике.
- высшая степень развития заболевания, характеризуется необычайно
широким распространением этой болезни, охватывающей территорию одного государства или нескольких стран.
через почву, корм и воду.
воздушно-капельный.
кровососущими членистоногими.
наружные покровы без участия переносчиков.
Назовите группу болезней, которые мы будем изучать.
После ответа студентов преподаватель называет тему урока, проводится совместное со студентами определение целей и задач урока,
создается мотивация учебно-познавательной деятельности.
Записывается план изучения темы урока. Объявление плана урока, его цели, как правило, мобилизует на работу, заинтересовывает студентов, делает понятным каждый шаг преподавателя на уроке.
Используется мультимедийный проектор с компьютером для сопровождения урока предварительно подготовленной презентацией.
4. Изучение нового материала.
Дидактические задачи этапа: организация восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Преподаватель приводит план изучения каждой болезни по теме «Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных при инфекционных болезнях»:
- Общие сведения о болезни
- Предубойная диагностика
- Дифференциальная диагностика
- Санитарная оценка продуктов убоя
Процесс изучения нового материала поделен на 4 этапа.
Первый этап — подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Второй — восприятие, понимание нового материала.
Третий — его осмысление, запоминание в процессе применения в простейших ситуациях.
Четвертый — применение знаний в измененных ситуациях.
Рассмотрим эти этапы при изучении отдельных вопросов темы.
1 вопрос: Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных при сибирской язве.
Подготовка обучающихся к восприятию нового материала и побуждение их к активному учению. В структуре изучения нового материала этот этап играет очень важную роль. Его цель: мотивировать учение и актуализировать опорные знания. Иными словами, нужно проделать такую целенаправленную работу, чтобы студенты захотели и могли бы получить новые знания». Для их актуализации могут быть использованы самые разнообразные методы и приемы: беседа, самостоятельные работы, изучение рисунков, работа над текстом учебника или справочной литературой и т. д.
Для подготовки восприятия используем серию вопросов, чтобы показать, как интересна проблема, которую предстоит разрешить, сколь она необычна, важна. Необходимо установить связь изучаемого материала с тем, что был ранее изучен на МДК 02.01 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, тема 3.4 Лечебно-диагностические мероприятия при инфекционных болезнях животных, молодняка, птиц, пчел, рыб. Это нужно не только для того, чтобы показать важность изученного, но, главное, актуализировать знания, подготовить их для восприятия новых знаний. Актуализация знаний включает систему вопросов, которая в своей совокупности должна быть такой, чтобы подвести ответами на них к новому материалу, к новой теме. Таким образом, изучение нового материала будет подготовлено этой частью урока.
Преподаватель в течение 2 минут актуализирует знания, готовит восприятие нового материала, используя устный фронтальный опрос. Короткие вопросы задает преподаватель. Ответы студентов короткие - по желанию или по очереди.
-Дайте общее определение инфекционным болезням
-Определите опасность инфекционных болезней для человека
- Из чего складывается экономический ущерб при инфекционных болезнях
-Что влияет на ветеринарно-санитарную оценку продукции при инфекционных болезнях.
Обоснованно ответив на эти вопросы, студенты готовы к установлению связи между инфекционными болезнями и проведением ветеринарно-санитарных мероприятий при выявлении сибирской язвы при убое животных.
Преподаватель: Новый материал мы начнем с ответов на вопросы.
Определите эту болезнь:
-болеют все виды животных и человек, кроме птицы,
-возбудитель аэробная, грамположительная, неподвижная, капсуло- спорообразующая палочка,
- чаще болезнь протекает сверхостро и остро, реже подостро и хронически,
-только у свиней она протекает хронически и поражаются нижнечелюстные, заглоточные и шейные лимфоузлы.
Восприятие, понимание нового материала. Итак, преподаватель подготовил обучающихся к восприятию нового материала на уроке, вызвал у них определенное желание и стремление работать, группа хочет и может постигать новое. Теперь задача преподавателя, максимально активизируя группу, — организовать изучение нового материала. При этом преподаватель, готовясь к уроку, разделил новый материал на законченные в смысловом отношении части, продумал, какими средствами лучше всего достичь цели в данном фрагменте урока, как конкретно привлечь студентов к усвоению материала.
Наряду с традиционными методами изложения нового материала очень эффективно привлечение к объяснению группы помощников (эпизоотологов). Они заранее готовят сведения о болезни, отмечая ее опасность для человека, а на уроке эту часть излагают. Преподаватель в это время управляет работой группы. Студенты слушают, отвечают, записывают. Затем преподаватель подводит итоги выполненной части работы, делает выводы и продолжает дальше.
Большое значение при изучении нового материала имеет оптимальный темп урока и усвоения информации. Изучение обедненного, усваиваемого без необходимого труда материала ведет к лености мысли. Неполное использование потенциальных, возможностей развития человека не менее вредно, чем чрезмерное перенапряжение его умственных усилий.
Дидактическое и воспитательное значение имеют записи в тетрадях при изучении нового материала. Темп рассказа можно регулировать записями под диктовку. Студенты должны записывать основные мысли в рабочих тетрадях. Записи должны быть аккуратными, регулярными, отражать самое существенное. Их полезно регулярно просматривать. Назначение записей не только в хранении информации. При письме работает моторная память. Студент лучше осознает материал при записи, когда он его редактирует по-своему. Правда, и злоупотреблять записями на уроке также не следует.
Осмысление нового материала. Основная цель осмысления нового материала — установление различных причинно-следственных связей изученного материала с имеющимися знаниями студента, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний. Определяются ветеринарно-санитарные мероприятия при обнаружении сибирской язвы и санитарная оценка продуктов убоя.
Закрепление изученного материала Закрепление обеспечивает запоминание, прочность фундаментальных знаний. При правильной организации закрепление может и должно выполнять функции обучения и развития.
Для закрепления изученного вопроса студенты должны ответить на вопрос: «Почему другие туши и продукты убоя, подозреваемые в обсеменении бациллами сибирской язвы по ходу технологического процесса, немедленно подвергают обезвреживанию проваркой, но не позднее 6 часов с момента убоя?»
2 вопрос: Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных при туберкулезе.
Для подготовки восприятия используем серию вопросов:
- Это хронически протекающая инфекционная болезнь, характеризующаяся образованием в различных органах и тканях специфических узелков — туберкулов, склонных к творожистому распаду или обызвествлению. Назовите эту болезнь.
- Какие возбудители туберкулеза вы знаете?
- Чем опасен туберкулез для человека?
Восприятие, понимание нового материала. Эпизоотолог заранее готовит сведения о болезни, отмечая ее опасность для человека, а на уроке эту часть излагает.
Совместно с преподавателем студенты определяют санитарную оценку продуктов убоя разных видов животных.
Для закрепления изученного материала студенты должны выполнить самостоятельную работу в течение 5 минут – Найдите ответ на вопрос: «Почему при обнаружении в свиных тушах туберкулезного поражения в виде обызвествленных очагов только в нижнечелюстных лимфатических узлах, последние удаляют, голову вместе с языком направляют на проварку; тушу, внутренние органы и кишечник используют без ограничений. При туберкулезном поражении только лимфатических узлов брыжеечного лимфоцентра направляют на утилизацию кишечник, а тушу и остальные внутренние органы используют без ограничений».
На самостоятельной работе студент может пользоваться любой справочной литературой, содержащей информацию о болезни. На самостоятельной работе вполне возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией самостоятельная работа решает и задачи выработки умения применять знания на практике.
Ответ на вопрос выслушивается и аргументируется правильность ответа.
Остальные вопросы темы изучаются по такому же плану: первый этап — подготовка обучающихся к восприятию нового материала,
второй — восприятие, понимание нового материала,
третий — его осмысление, запоминание в процессе применения в простейших ситуациях,
четвертый — применение знаний в измененных ситуациях.
Задание на дом. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности обучающихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначение. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, домашнее задание составлено из двух частей:
1) общей для всех обучающихся: Подготовить конспект по теме «Предубойная и послеубойная диагностика основных инфекционных болезней животных»
2) трудного задания: Решение ситуационных задач
Подведение итогов и рефлексия занятия
Преподаватель мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения работ на практике. Подводит итоги и выставляет оценки. Оценки суммируются за все занятие в целом: выполнение тестовых заданий, активное участие при изучении нового материала.
Важное значение имеет гласность оценки, ее краткая аргументация, проставление в журнал.
Приемы рефлексии
От современного обучающегося требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность обучающегося дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности преподавателя новым содержанием. Существует следующая классификация рефлексии на учебном занятии:
Ø рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Ø рефлексия деятельности;
Ø рефлексия содержания учебного материала.
Прием «Баллы и образы»
Обучающиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:
1 балл – совсем не нравится; 2 балла – не нравится; 3 балла – приемлемо; 4 балла – нравится; 5 баллов – очень нравится.
Заключение
Во ФГОС профессиональная компетенция представлена как «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности», а общая компетенция как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности», общие компетенции связанны с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т. д.
Интегрированный урок является очень важным в реализации ФГОС, формирование компетенции носит междисциплинарный характер, в состав профессиональных модулей введены и междисциплинарные курсы, поэтому разработка и проведение преподавателями интегрированных уроков позволяет усилить межпредметные связи, снижает перегрузки обучающихся, подкрепит мотивацию обучения профессии.
Формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих рабочих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Всё это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в системе СПО на основе интеграции образования, науки и производства.
Применение технологии интегрированных уроков в моей работе имеет определённый результат:
в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
в повышении уровня знаний по предмету;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между изучаемыми предметами;
в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;
происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.
Интегрированное обучение имеет принципиальное значение как для процесса формирования профессиональной компетентности будущих рабочих, так и для последующей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы и интернет-источников
Алексеева, Е. В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования». - http://vio.fio.ru/ - Режим доступа: http://vio.fio.ru/, свободный.
Булатова, О. С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О. С. Булатова.- М.: Академия, 2006,- 256 с.
Дик, Н. Ф. Как стать лучшим учителем [Текст]/ Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.
Ермолаева, М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности [Текст]/ М. Г. Ермолаева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008.
Калашник, Т. А. Эффективные способы целеполагания [Электронный ресурс] / Т. А. Калашник- gimn.sheledu.ru. - Режим доступа. - URL: http://gimn.sheledu.ru/index.php/doklady-publikatsii/134-effektivnye-sposoby-tselepoiaganiya, свободный.
Краевский, В. В. Рефлексия в обучении [Электронный ресурс] / В. В. Краевский - www.elitarium.ru. - Режим доступа. -http://www.elitarium.ru/2011/Da/03 /refteksija v obuchenii. html, свободный.
Кропотова, Л. А. Современные подходы к проектированию урока [Текст]: методическое пособие /Л. А. Кропотова. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. - 78 с.
Крюков, А. П. Формирование профессиональных компетенций студентов учреждений СПО на основе заданного обучения [Текст]/ А. П. Крюков // Приложение к журналу СПО. 2011. - № 2. - С. 15-26
Кульневич, С. В. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки [Текст]: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов лед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Учитель, 2006. - 288 с.
Кульневич, С. В. Анализ современного урока [Текст]./С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. -Изд. 2-е . - Ростов н/Д: Учитель, 2004.-228 с.
Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2004. - 288 с.
Кульневич, С. В. Современный урок. Часть II. Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2005. - 288 с.
Новиков, А. М. Понятие о педагогических технологиях [Электронный ресурс] / A.M. Новиков. - www.anovikov.ru. - Режим доступа. - http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm, свободный.
Организация учебных занятий в образовательных учреждениях профессионального образования. Современный урок» [Текст]: рабочая тетрадь /автор-составитель М. И. Губанова. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2006. - 62 с.
Пахольченко, Г. В. Банк рефлексивных средств [Электронный ресурс] / Г.В. Пахольченко. - http://noiovka-shcule.ucoz.ru. -Режим доступа http://noiovka-shcule.ucoz.ru/index/pakholchenko, свободный.
Пашкевич, А. В. Проектирование компетентностно-ориентированногоурока [Электронныйресурс]/А. В. Пашкевич, -www. cctec.ru. - Режим доступа - http://www.cctec.ru/setevaya_model/sosh-1/proektirovanie.doc, свободный.
Педагогика профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2006. - 368 с.
Проектирование учебного занятия [Текст] : методические рекомендации /Сергеева Т.А., Уварова Н.М.- М.: «Интеллект-Центр», 2003.-84 с.
Скакун, В. А. Проведение и анализ уроков по специальным и общеобразовательным предметам [Текст] / В. А. Скакун. - М.: Высш. шк„ 1984. -80 с.
Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие/ В. А. Скакун. - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.-336 с.
Технология цепеполагания урока [Текст] / Г. 0. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель. - 2008.
Тихая, Т. И. Инновационные уроки [Текст] / Т. И. Тихая // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 1. - С. 49,
Педагогика профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2006. - 368 с.
Ярочкина, Г. В. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования [Текст]: метод, пособие. / Г. В. Ярочкина, С. А. Ефимова.— М., 2006. -180 с.
12