Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности, как волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать свое мнение и принимать мнение других.
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках по предмету «Окружающий мир». В последующих классах на уроках я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того, как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность учащихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
Помня о том, что важная роль в возникновении учебно-познавательных мотивов принадлежит учебной проблеме, я на уроках применяю элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации я использую при организации практической работы, при столкновении учеников с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению. Например, при изучении темы «Дикие звери зимой» проводится игра «В зимнем лесу», в ходе которой формулируется проблема «Почему одних животных можно встретить в зимнем лесу, а других нет?». Анализируя различные характеристики (внешний вид, питание), ученики приходят к выводу, что же влияет на образ жизни животных.
В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся, они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность, желание учиться.
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся . Применение этих методов позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
Для развития познавательной мотивации, логического мышления использую метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать по теме урока.
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
Большую роль в воспитании самостоятельности играет обучение детей рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении себя, так и в отношении партнера по совместной работе . Поэтому я в своей работе широко использую различные рефлексивные методы , которые позволяют оценить состоянии эмоционально-чувственной сферы и уровень, на котором находится ребенок по овладению понятием. Для рефлексии эмоционально-чувственной сферы использую такие методы , как «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Острова». Для выявления степени сформированности определенного понятия наиболее целесообразным считаю использование метода «Заверши фразу». Например, «Семья – …», «Бережно относиться к природе, значит…».
Для формирования навыков самооценки, рефлексии собственной деятельности учащимся уже с первого класса на различных уроках предлагаются варианты методики «Лесенка», такие как: «На какой цветок прилетит бабочка?», «Какой подъем преодолеет машина?» и т.д.
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые прилежные ребята, тут (показать вторую и третью) – прилежные, здесь (показать четвертую) – ни прилежные, ни ленивые ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – ленивые, а здесь (показать седьмую ступеньку) самые ленивые. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Данный приём работает на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие воображения, речи, способностей к представлению, формирование способностей к восприятию, вырабатывает самостоятельность. Окружающий мир, 1 класс. При обобщении по теме «Животные» можно предложить игру «Волшебный зоопарк». Дети придумывают несуществующих животных, на основе имеющихся знаний. Например, животное: козаяц. Рисунок: (животное, внешний вид которого – смесь отличительных деталей от обоих животных). Рассказ: описание повадок, привычек, поведения (от каждого животного), приветствуется юмор и фантазия.
Метод «Мозговой штурм» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем уроке по конкретному разделу курса).
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Применяя прием Ранжирование, решаем следующее задание “Что важно для меня?” Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка:
бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные. При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
Прием «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.