Использование Интернет-ресурсов при подготовке к урокам и на уроках математики
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, презентации. Применение информационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными, а огромный поток изучаемой информации легко - доступным.
Нужно помнить о грамотном применение современных информационных технологий на уроках. Однако в постоянном применении компьютера на уроке имеется несколько опасностей. Основные – отвлечение внимания и привыкание. Не секрет, что чрезмерно красочный урок отвлекает внимание учащегося на форму, а не на содержание. Этот факт подтвержден многочисленными исследователями и не вызывает сомнения. Выяснено, что оптимальной усвояемости материала можно достичь, только экспериментируя с процентным содержанием ИКТ уроков. Для различных предметов и даже для разных учителей этот показатель может сильно отличаться. Доказано, что повышение уровня усвоения материала достигается при 20-25% уроков с использованием ИКТ.
Например, рассмотрим раздел геометрии 7 класса «Треугольники».
№ | Тема | Интернет-ресурс |
1 | Сумма углов треугольника | Наглядная математика |
2 | Сумма углов треугольника | |
3 | Сумма углов треугольника | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
6 | Неравенство треугольника | видеоурок |
7 | Решение задач | ИПС Задачи по геометрии |
8 | Решение задач | |
9 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | |
10 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |
11 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |
12 | Решение задач | |
13 | Решение задач | КАРМАН для математика |
14 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | |
15 | Построение треугольника по трем элементам | |
16 | Построение треугольника по трем элементам | |
17 | Построение треугольника по трем элементам | |
18 | Решение задач | |
19 | Решение задач | |
20 | Контрольная работа | Журнал «МАТЕМАТИКА» |
При подготовки к урокам использованы следующие интернет-ресурсы:
1. Использование интерактивных учебных пособий серии «Наглядная математика»
Интерактивное учебное пособие содержит теоретический материал, содержит программный модуль (Конструктор), позволяющий создавать собственные наглядные пособия. По каждой теме имеется интерактивный задачник, включающий стандартные и тестовые задания.
2. При подготовке к урокам по решению задач, не всегда достаточно материала или не всегда перечень задач устраивает преподавателя. При подготовке к такому уроку я использую информационно поисковую систему «Задачи по геометрии». ИПС содержит большой перечень задач по геометрии, при этом к каждой задаче прилагаются указания и решения.
3. Наиболее распространенный способ использования информационных технологий на уроках – это использование презентаций. Сайт Каратановой Марины Николаевны «Карман для математика» - это сайт, где можно найти много полезной информации. Вниманию учителей предлагаются презентации к разным урокам, тестовые задания, тренажеры. Здесь можно ссылки на полезные материалы. Марина Николаевна предлагает небольшой практический курс по созданию презентаций, тестов и интерактивных кроссвордов в программе Power Point.
4. Учителя могут получить доступ к электронным предметно-методическим журналам издательского дома "Первое сентября", где так же можно найти различные идеи для проведения урока. Так, например, в журнале «Математика, апрель 2012 год» были приведены задания по геометрии на тему «Треугольники» в форме ЕГЭ.
5. Готовясь к занятиям, ученик может использовать компьютер как универсальный источник информации. Интернет, электронные энциклопедии и учебники, различные обучающие программы – вот лишь малая часть информационных источников. Для создания красочных и содержательных рефератов, оформления докладов, набора конспектов – для всего этого можно использовать компьютер. Неоценима помощь компьютера для учеников, по тем или иным причинам пропустившим занятия. Он поможет наверстать пропущенное, получить дополнительные и закрепить основные знания. Так, например, такой интернет-ресурс как сайт Интренет-урок – это более 3500 видеоуроков по школьной программе от учителей Санкт-Петербурга и Москвы в открытом доступе. Если обучающийся пропустил занятие, он может прослушать лекцию, если учебника ему будет недостаточно для самостоятельного изучения материала.
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы. В качестве домашнего задания можно предложить прослушать одну из таких лекций и самостоятельно, законспектировать материал.