АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии» |
141018, г. Мытищи Новомытищинский проспект дом 82, кор.10 | тел. 8(495)582-03-54 [email protected] |
«Использование кинезио мешочков
в коррекционной работе педагога-психолога»
подготовила
педагог-психолог Сеген А.Э.
г. Мытищи 2020 год
Содержание
Введение
Актуальность
Научность
Описание основных элементов
Описание упражнений с кинезио мешочками.
Комплекс №1
Комплекс №2
Комплекс №3
Выводы
Список используемой литературы и интернет-ресурсов
Введение
Все чаще в своей работе, мы сталкиваемся с детьми, которые в силу разных причин не проходили должной подготовки к школе, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и соответственно имеют сложности в освоении общеобразовательной программы. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология..
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Термин «кинезиология» применяется в различных направлениях, где задействовано тело. Так же это направление представляет коррекцию речевых расстройств и многих проблем связанных с письмом, и когнитивной сферой.
Сейчас в своей работе, педагоги и психологи все больше сталкиваются с такими нарушениями как: диспраксия, дисграфия, дислексия, афазия, СДВГ, нарушения развития (в том числе моторные) и трудности коммуникации.
Для преодоления этих нарушений, на мой взгляд, прекрасно подходит методика «Кинезиологические мячи и мешочки». Кинезио мешочки («живые мешочки») – инструмент, который используется в системе нейропсихологической коррекции детей и нейропсихологической реабилитации взрослых в комплексе с другими методиками. Практически это тканевый мешочек с наполнителем (весом 150 гр.- 200 гр.), наполненный на 2/3.
В основе этой методики лежит понимание необходимости интеграции деятельности различных отделов мозга в целостную функциональную систему.
Упражнения позволяют улучшить
зрительно-моторную координацию, (координации глаз – рука)
повысить концентрацию внимания,
согласованные движения рук (иногда ног)
сформировать чувство ритма,
улучшить межполушарное взаимодействие,
преодолеть коммуникативные трудности.
развитие навыка планирования и удержания программы
В основе коррекционно-развивающей методики «Кинезиалогические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт американского педагога-исследователя Билла Хуберта, который создал систему Bal-A-Vis-X (балансировочные аудиально-визуальные упражнения), состоящую из более 300 эффективных упражнений с мячами и мешками на подбрасывание и отскок.
Суть моей разработки заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с небольшими мешочками, наполненными на 2/3 песком («Живые мешочки» - название для детей), с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает, более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые упражнения выполняются группой детей.
Предложенный комплекс упражнений можно использовать при индивидуальной коррекционно-развивающей работе, на групповых занятиях в кабинете педагога-психолога, а также на внеурочной деятельности, в качестве физкульт минутки. Все педагоги (учитель-логопед, классные руководители начальных классов, учителя физкультуры) могут применять элементы этих упражнения на своих занятиях, а заинтересованные и активные родители проводят их и в домашних условиях.
Цель методической разработки: создать условия для более углубленного развития учащихся через движения, которые позволяют расширить границы возможностей его мозга.
Задачи методической разработки - это комплексное развитие учащихся:
• Регуляторной сферы: формирование программ действий, удержание задания в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
• Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение работы вестибулярного аппарата, автоматизация устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
• Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
• Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.
• Слуховой системы: улучшение восприятия, формирование чувства ритма, правильность исполнения движений.
• Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.
Методика показана детям, при работе с:
• Эмоциональными и поведенческими трудностями.
• Нарушениями координации движений и моторной неловкости.
• Трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками.
• Синдромом дефицита внимания и гиперреактивность, невнимательность, гипереактивность - импульсивность.
• Задержкой развития, аутизмом, РАС.
• Задержкой психоречевого и интеллектуального развития.
• Общим недоразвитием речи.
• Для эффективности других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Станиславский говорил, что ритм - это основа всей жизни человека, потому что ритм это дыхание, это смена времен года, частей суток, это сердцебиение, ходьба речь! Малейшее нарушение чувства ритма у детей приводит к нарушению речи, а, как следствие, и нарушению чтения. Ведь невозможно красиво сказать и прочитать, не поставив ударение в нужном слоге, не сделав интонационное ударение, не расставив смысловые паузы. Красивая правильная речь всегда характеризуется правильным ритмическим рисунком. Именно поэтому дети с малейшим нарушением чувства ритма, будут иметь трудности с освоением чтения, счета, с работой над пространственным восприятием.
Основные принципы выполнения упражнений:
1. Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для ребенка, позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
2. Сотрудничество, потому что большая часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Программа упражнений состоит из:
• Захвата мешочка.
• Осевых упражнений на удержание мешочка.
• Комплекса круговых упражнений.
• Базового блока (самостоятельно, в паре, в подгруппе).
• Вестибулярного блока.
• Межполушарного блока.
Актуальность работы обусловлена необходимостью всестороннего развития способностей детей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
В основу метода легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А.Р., Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А. Семенова, Хомская Е.Д, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова, Шейфер Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга».
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Ведь кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии.
Научность.
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозг ребенка, педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.
Выделим три основных типа организации мозга:
• Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.
• Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.
• Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье. Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левого полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.
Описание основных элементов.
Общие условия коррекционно-развивающих занятий.
Это один из элементов занятия, его можно провести в начале для разминки, в середине для физкульт минутки или даже использовать для завершения занятия.
При разучивании упражнений с кинезио мешочками вначале разучиваем технику движений. Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений. Учу выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях я предлагаю ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 15-20 минут.
Основные принципы выполнения упражнений:
Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.
Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.
Этапы разучивания упражнений с кинезио мешочками:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком. Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение. Педагог следит за выполнением упражнений каждым ребенком, исправляет, если есть необходимость. На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи. Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, при этом ребенку даются подсказки названия упражнений. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению. Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. На этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
Описание упражнений с кинезио мешочками.
Упражнения представлены от простых к более сложным.
Все упражнения можно поделить на 4 группы:
Подбрасывание
Перемещение
Перебрасывание
Перекладывание
Голова Плечи За спиной и т.д. | Из руки в руку Соседу | Из руки в руку Соседу Перед собой За собой Над головой и т.д. | Вверх Вниз |
Усложнение :
Внешний ритм
- музыка
- метроном
- хлопки и т.д.
2. Слова, тексты
- правила русского языка
- скороговорки
- стихи
3. Движения
- ходьба
- хлопки
- балансир
- нейро скакалка
Комплекс №1 для выполнения одним ребенком.
1. «Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.
2. «Массаж» двумя руками одновременно.
3. «Покатаем мешочек». Рука ровная, вытянута вперед. Мешочек кладём на тыльную сторону ладони и начинаем плавные движения влево и вправо, вверх и вниз. Далее делаем круговые движения рукой. Меняем руки и повторяем упражнение. Мешочек не должен падать.
Усложнение данного упражнения - используется два мешочка и участвуют обе руки ребенка одновременно. Круговые движения руками делаем сначала в одну сторону, потом в другую, затем в разные стороны.
4. «Высоко сижу…» Мешочек кладем на голову. Руки на пояс.
1) Поворот один раз на 360 градусов. В одну и в другую сторону.
2) Приседание. Вниз. Вверх.
3) Стоим в позе цапли на правой ноге, затем на левой по 5 секунд.
4) Ловим мешочек, сбрасывая его с головы в обе руки.
5) Ходим с мешочками на голове, спине, плечах и т.д.
5. «Батут». Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой по несколько раз. Сначала ловим мешочек на уровне груди ладонью, смотрящей вверх. Повтор несколько раз. Затем меняем захват, перехватывая его налету на уровне головы, при этом ладонь смотрит вниз – в сторону. Повтор несколько раз.
6. «Котлетка». Мешочек лежит на левой ладони. Ребром правой руки «рубим» мясо. Посолили щепоткой соли. Переложили в правую руку. Ребром левой руки порубили. Левой щепоткой поперчили. Слепили котлетку. Перебрасывание из руки в руку. Пожарили на одной стороне - на левой ладони. Покачиваем рукой. Пожарили на другой стороне - на правой ладони. «Ам» и съели. Имитируем проглатывание. Прячем мешочек за спиной. Глубокий вдох….выдох…3 раза. Пауза.
7. «Карусель». Передаем мешочек за спиной из левой руки в правую. Постепенно увеличивая темп, «раскручиваем карусель». Постепенно замедляем темп. Останавливаемся и меняем направление в другую сторону, передавая теперь мешочек за спиной из правой руки в левую. Раскручиваем «карусель» в другую сторону.
8. «Добываем огонь». Крутим мешочек между лодоней, имитируя добычу огня.
9. «Все мы любим танцевать…» Правой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой левой ноги. Хлопок в ладоши. Левой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой правой ноги. Хлопок в ладоши. Повтор несколько раз. Усложнением упражнения может служить перекладывание мешочка из руки в руку несколько раз.
10. «Восьмерка». Упражнение делается в наклон. Ноги на ширине плеч. Мешочек передаем между ног, обводя каждую ногу по траектории цифры восемь. Сначала правая ведущая рука, затем левая. Повтор несколько раз.
11. «Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.
12. «Волчок». Подбрасываем мешочек в прыжке, поворачиваемся на 180 градусов и ловим мешочек.
13. «Успей хлопнуть». Подбрасываем мешочек, хлопаем в ладоши под согнутой в колене ногой. Ловим мешочек.
14. «Плечо-голова-плечо». Кладем мешочек на левое плечо, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на голову, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на правое плечо, хлопок двумя руками. Повтор несколько раз.
15. «Ухо-нос-ухо». Подбрасываем мешочек двумя руками. Дотрагиваемся до левого уха. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до носа. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до правого уха. Повтор несколько раз.
16. «Жонглирование». Жонглирование двумя мешочками.
17. «Строим дом». Упражнение проводится с двумя мешочками. Первый этаж – плечи. Дети, держа мешочки в руках, касаются плечей, руки крест на крест. Второй этаж – уши. Дети поднимают руки к ушам по ровной траектории. Крыша – поднимают руки над головой конусом перекрещивая руки. Повтор несколько раз с ускорением темпа.
18. «Симметричные рисунки». «Представьте, что мешочек умеет рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых вперед руках и рисуют одновременно в воздухе круги, треугольники, квадраты, прямоугольники.
19. «Картинки половинки». «Представьте, что мешочки умеют рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых руках. Задание нарисовать в воздухе расходящимися в сторону движениями яблоко, бабочку, елочку, божью коровку, домик, человечка.
Комплекс №2 для выполнения детьми в паре.
1. «В какой руке?» Один ребенок прячет мешочек за спиной, другой угадывает. Цель: закрепить понятия «лево-право».
2. «Лови». Бросание мешочков друг другу одновременно, только так, чтобы мешочки не падали. Например: бросаем правой рукой – ловим левой, бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия проговариваем.
3. «Вышиваем крестиком». Дети передают мешочек, стоя друг напротив друга, из левой руки в левую руку партнера, тот перекладывает его в свою правую руку и передает его уже в правую руку партнера. Получается траектория крестика. Повтор несколько раз.
4. «Вышиваем крестиком с хлопком». Усложненное упражнение вводится только после успешного выполнения облегченного варианта. Каждый раз, когда руки остаются свободными от мешочка, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Комплекс №3 для выполнения подгруппой детей.
1. «Передай по кругу…» Дети становятся лицом в круг. Начинаем передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребенок вкладывает мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и перекладывает следующему ребенку в правую руку и так далее по кругу. Повтор 2-3 круга. Затем меняем направление передачи мешочка в другую сторону. Повтор 2-3 круга.
Усложнение упражнения заключается а) в добавлении хлопков после передачи мешочка соседу, б) в добавлении марширования ногами в такт передачи мешочка.
2. «Стоп». Вариация игры «Передай по кругу». Один из детей становится в кругу, закрывает глаза (ввиду низкого самоконтроля у детей с ОВЗ, глаза лучше завязать платком). Дети играют по первому изложенному варианту игры «Передай по кругу». Право ведущего в кругу ребенка сказать «Стоп» в любой момент и не открывая глаз угадать у кого в руках мешочек. Дети меняются. Игра продолжается пока не поучаствуют все дети подгруппы. Задачи игры: развитие слухового восприятия (мешочки шуршат), зрительной памяти (расстановки детей), самоконтроля и интуиции.
3. «Догонялки». Когда упражнение выполняется детьми четко, без ошибок, добавляем в круг еще один мешочек, через некоторое время возможно добавить еще один. При этом должно четко соблюдаться правило передачи мешочка. Главная задача, чтобы мешочки «не догнали» друг друга и не оказались в руках у одного ребенка. В этом случае игра заканчивается. Акцент делается на слаженности групповой работы, на командном духе. Упражнение вызывает бурные эмоции у детей.
4. «Боча». В кругу ставится корзина, дети отступают на несколько шагов, в зависимости от возраста, нужно закинуть в нее мешочек.
4. «Пирамида». Дети стоя в кругу складывают пирамиду на руку педагога: мешочек–рука, мешочек–рука и т.д. Все держат руки и в конце говорят «До свидания мешочки! Спасибо за игру!».
5. «Игры–эстафеты». Если позволяет пространство можно разделить детей на две команды. Возможен и индивидуальный зачет, в зависимости от условий и количества детей. Возможны различные варианты, но с главной задачей, чтобы мешочек не упал. Например: а) дети переносят мешочек на голове, б) на вытянутой правой руке, в) на вытянутой левой руке, г) удерживая мешочек подбородком, д) на плече, е) зажав мешочек между колен и т.д. Усложнением может быть движение вперед спиной.
Выводы.
Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии». Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате у детей улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизируются процессы торможения и возбуждения. Как следствие, стала более высокая продуктивность деятельности, формирование навыков прочности усвоения программного материала. Стали доступны мыслительные задачи, требующие больших энергетических усилий.
Я уверена в том, что кинезиологические упражнения с использованием нетрадиционного оборудования кинезио мешочков, в условиях школьного образовательного учреждения, расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский проспект. - 2005. - 192 с.
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14
5. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.—Дефектология, №4, 1999.
6. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.—Владивосток, 1988.
7. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд.: -М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.
8. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. – 156 с.
9. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: - Ростов на Дону.: Феникс, 2000 – 542с.
11. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии.—М., 1997
12. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М.: АмритаРусь,2009.- 96с.
13. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
14. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
15. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г
16. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека.—М.,1981.
Интернет – ресурсы
1. «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
2. Электронная библиотека «Koob.ru»: подразделы «Психология», «Психотерапия» (http://www.koob.ru)
3. «Психея» (http://www.psycheya.ru/) - Электронные газеты и журналы:
4. Психологический центр «Адалин» (http://adalin.mospsy.ru/)
5. Центр практической психологии «ПСИ - ФАКТОР» (http://psyfactor.org/)
6. Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/)
7. «Психологическая лаборатория» (http://vch.narod.ru/) - Методические разработки:
8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/)
9. Интернет – сайт «Веселые развивалки и обучалки» (http://www.kindergenii.ru/index.htm)
10. Интернет - сайт «Дети сети…» (http://www.detiseti.ru/)