СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку»

Слюсарь Мария Васильевна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ №126»

E-mail: [email protected]


Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку


В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.


Ключевые слова: мобильное обучение, основные черты мобильного обучения, принципы мобильного обучения, особенности мобильного обучения иностранному языку


Процесс информатизации современного российского общества не мог не повлиять на информатизацию образования в целом и на информатизацию языкового образования начального этапа обучения в частности. Начало ХХI в. можно во многом характеризовать как процесс интенсивной интеграции новой информационной и коммуникационной технологии в обучение иностранному языку младших школьников, что способствовало созданию новейшей инновационной формы языкового образования – мобильного обучения (m-learning).

Для того чтобы лучше понять, что такое мобильное обучение, необходимо сначала обраться к определению e-learning, так как изначально мобильное обучение появилось как вспомогательное средство e-learning. Так зарубежные исследователи Laouris и Eteokleous определяют e-learning как обучение, которое поддерживается с помощью электронных и медиа средств. Ramshirish и Singh характеризуют e-learning как процесс обучения через сеть, при котором содержимое транслируется при помощи интернета, аудио видео кассет, спутникового телевидения, CD дисков. В свою очередь Tavangarian, Leypold, Nolting и Voigt предлагают другое определение e-learning, которое предполагает такую форму обучения, которая поддерживается электронно и основывается на процесс формирования знаний с учетом личного опыта и практики, а информационная и коммуникационная система служит как медиа, для того чтобы можно было применить процесс обучения. Важно отметить, что предложенные определения e-learning в большей степени подтверждают то, что обучение организуется в определенной сфере, которая применяет разные электронные средства передачи информации [6].

Другими словами, существующие в зарубежной педагогической литературе определения мобильного обучения имеют в основе технологические особенности мобильных устройств или дидактические возможности, которые предоставляются данными технологиями. С технологической позиции, мобильное обучение представляет собой передачу и получение учебной информации с применением технологии WAP или GPRS на любое портативное мобильное устройство, которое позволяет выйти в Интернет для получения или поиска материала, ответа на вопросы в форуме, прохождения тестового задания и т.д.

Исходя из дидактических возможностей, мобильное обучение характеризуется использованием удобного портативного мобильного устройства и беспроводных, доступных всегда технологий, для того чтобы облегчить, поддержать, оптимизировать и расширить процесс обучения и изучения иностранного языка[5, c. 187].

Исследователи Ю.В. Трошина и Н.О. Вербицкая характеризуют, мобильное обучение иностранному языку как форму организации автономного и персонализированного учебного процесса, в основе которой находится доминирующая технология мобильных устройств связи (смартфонов, планшетов и т.п.). Последние помогают учащимся сформировать и усовершенствовать языковые навыки, социокультурную и межкультурную компетенцию не только во время урока в классной комнате, но и в любое удобное для них время и в любом другом месте [3, с. 148].

К.В. Капранчикова в своих работах рассматривает мобильное обучение иностранному языку как форму организации процесса обучения и контроля, в основе которой находится процесс использования мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), и при которой учащиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения [2, с. 85].

Основываясь на приведенные выше определения, можно выявить следующие основные черты мобильного обучения иностранному языку в начальной школе:

  • мобильные устройства представляют собой основную или доминирующую технологию в процессе обучения;

  • основная цель обучения – это процесс формирования языковой, социокультурной и межкультурной компетенции;

  • главная функция данной формы обучения – это предоставить учебный материал, поддержать и проконтролировать обучение;

  • процесс обучения может проходить как в классной комнате, так и в любом другом месте, причем в любое удобное время.

Как и любая другая область человеческой деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими правилами – принципами, которые направляют и ограничивают ее участников. Так В.А. Куклев выделяет набор принципов, который включает в себя следующие:

  • принцип непрерывности и адаптивности процесса обучения ;

  • принцип индивидуализации процесса обучения;

  • принцип контекстуальности процесса обучения;

  • принцип доступности процесса обучения;

  • принцип поддержки управления временем и процессом обучения;

  • принцип гибкого взаимодействия учителя с обучаемыми;

  • принцип самообразования [4].

Перечисленные выше принципы организуют довольно прочную рамку для формирования теорий, характерных для мобильного обучения в системе обучения иностранному языку. Среди главных направлений, в границах которых формируются актуальные теории мобильного обучения, можно выделить бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, ситуационное обучение, контекстное обучение, проблемно-ориентированное обучение, коллаборативное обучение, обучение в течение всей жизни и прочие. Основные черты данных направлений представлены в таблице приложения [7, c. 204].

Следует отметить, что на практике процесс мобильного обучения осуществляется посредством мобильных технологий, то есть мобильных средств, которые позволяют взаимодействовать между людьми или получать мгновенный доступ к необходимой информации. В процессе обучения иностранному языку следует применять такие мобильные технологии как: электронная почта, блог-технология, вики-технология, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. При этом каждая из перечисленных мобильных технологий располагает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями [2, с. 85].

Процесс обучения иностранному языку младших школьников с использованием мобильных технологий обладает несомненными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

  • преимущество быстрого доступа к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

  • преимущество постоянной обратной связи с учителем и учебным сообществом;

  • преимущество учета индивидуальных особенностей учащегося;

  • преимущество эффективной диагностики проблем, индивидуального темпа обучения;

  • преимущество повышения мотивации обучаемых с использованием знакомых технических средств и виртуального окружения;

  • преимущество организации автономного обучения;

  • преимущество развития навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни;

  • преимущество повышения профессиональной квалификации учителя без отрыва от работы [5, с. 87].

Таким образом, развитие возможностей мобильных электронных устройств и информационно-коммуникационных сетей на сегодняшний день имеет такую динамику, что мобильные технологии стали активно применятся в обучении иностранному языку, и процесс их интеграции в образовательный процесс идет достаточно активно, что обусловливает необходимость исследования и педагогического осмысления мобильного обучения как современного феномена.

Мобильное обучение иностранному языку это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи, с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте.

Как и любая другая область педагогической деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими принципами, имеет отличительные черты и основные направления.

Правильно организованная и реализованная методика использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку способствует вовлечению учащегося в учебный процесс, развитию его самостоятельности и мотивированности.


Список использованной литературы


  1. Иценко, И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст] / И.А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202-210.

  2. Капранчикова, К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Текст] / К.В. Капранчикова // Язык и культура. – 2014. – № 1 (25). – С. 84-94

  3. Касаткина, Н.Н. Теоретические основы мобильного обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Н. Касаткина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 148-151

  4. Ливская, Е.В. M-learning в современном образовательном процессе: за и против / Е.В. Ливская // Организация работы с молодежью. – 2012. – № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/12/950.pdf. – 21.02.2018.

  5. Ливская, Е.В. Мобильное обучение иностранному языку: теория, методология и практика применения в вузах [Текст] / Е.В. Ливская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 187-195.

  6. Трошина, Ю.В., Вербицкая, Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели / Ю.В. Трошина, Н.О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703918. – 21.02.2018.

  7. Metcalf, D. The Current Perspectives, Theories And Practices Of Mobile Learning / D.Metcalf, N.O.Keskin // TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2011. – Vol. 10 Issue 2. – p. 202-208.