СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов смыслового чтения как составной части функциональной грамотности при работе с научно-познавательными текстами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов смыслового чтения как составной части функциональной грамотности при работе с научно-познавательными текстами»

«Использование приёмов смыслового чтения

как составной части функциональной грамотности

при работе с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира»

В настоящее время в учебной деятельности формированию смыслового чтения в начальной школе уделяется большое внимание. За последние годы, к сожалению, прослеживается неутешительная закономерность:

- у детей снижена или полностью отсутствует мотивация к чтению;

- наблюдается недостаточный уровень читательской компетенции учеников.

В связи с этим возникает потребность формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению.

Тема формирования смыслового чтения у младших школьников очень объёмна. Поэтому целесообразно остановиться на стратегии и приёмах смыслового чтения на уроках окружающего мира. В виду того, что выпускники начальной школы участвуют во ВПР по окружающему миру, тема является достаточно актуальной.

Смысловое чтение – это вид чтения, когда необходимо не только лишь прочесть текст, но также дать оценку информации, отреагировать на содержание. Если ученик владеет смысловым чтением, в таком случае у него формируется и устная речь, и письменная речь.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как разнообразные комбинации приёмов. Стратегия — это план-программа коллективной работы, в которой ученик работает самостоятельно под управлением педагога.

Стратегии смыслового чтения делятся на три вида:

- стратегии предтекстовой деятельности;

- стратегии текстовой деятельности;

- стратегии послетекстовой деятельности.


Для работы над научно-познавательными текстами особенное значение имеют стратегии предтекстовой деятельности. В научно-познавательной статье как правило излагается новый для обучающихся материал, по этой причине перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. В этапе подготовки решаются задачи:

  • возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

  • дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, экскурсия, показ кино или диафильмов.

При работе над научно-познавательными текстами используются такие приёмы, как:

  • деление текста на части;

  • чтение по частям;

  • выделение основной мысли в каждой части;

  • рассматривание доказательства;

  • сравнение излагаемого материала с ранее известным;

  • установление вывода в ответ на проблему.


Предлагаю некоторые приёмы по формированию смыслового чтения, которые применяются мною на уроках окружающего мира. На каждом этапе урока реализуются свои педагогические приёмы.

Предтекстовая деятельность

Приём «Чтение слов с прикрытой нижней половиной понятия».

Детям предлагаю прочитать слово и определить, о чем сегодня пойдёт речь?

Приём «Корзина идей». Организую групповую работу. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения по слову, вопросу.

Приём – игра «Верите ли вы?» Этот приём содержит определённую интригу и позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок. Он способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Несложным приёмом при работе с текстом является создание кластеров. Приём кластера формирует системное мышление, обучает ребёнка систематизировать не только лишь учебный материал, но также собственные оценочные суждения, учит детей формировать и выражать собственное мнение.

Приём «Ключевые слова». Дети обучаются видеть ключевые слова, сопоставлять их с предварительными предположениями о характере информации, а также устанавливать по ним тему, а в ряде случаев и основную мысль текста.

В стратегии текстовой деятельности использую:

Приём «Задаём простые вопросы». Цель данного приёма: умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте; овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Приём «Сводная таблица» позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.

Одним из приёмов смыслового чтения является «Логика мыслей». Существует несколько способов реализации. Я использую 2:

1 способ: Дается текст без точек и заглавных букв. Ученикам даю задание определить границы предложений.

2 способ: Подбираю «деформированный текст». Каждое предложение абзаца написано на одной полоске бумаги. Задача: логично выстроить абзацы текста. Далее работаем в паре. После работы результаты обсуждаются учащимися. Делается вывод: логично выстроенные предложения каждого абзаца (микротемы) – это правильно построенный текст.

Приём «Восстанови текст» применяю для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать информацию, учиться пересказу.

Дети читают текст. Потом, работая в паре или группе, любой обучающийся получает задание - из слов каждой строки составить предложения, которые необходимо разместить в правильном порядке. После выполнения задачи дети озвучивают содержание своего фрагмента и восстанавливают логическую последовательность всего текста (вероятна проверка согласно образцу).

Послетекстовая деятельность

Приём «Лови ошибку» (можно использовать на любом этапе урока)

Данный приём

  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

  • развивает аналитические способности;

  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний.

Задания продумываю с позиции ученика, по каким признакам учащийся найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

После ответов учеников обязательно на экране предоставляю информацию с правильными вариантами.

Учащиеся исправляют ошибки в предложениях, тексте; взаимопроверкой оценивают работы.

Приём «Закрой окно» («дырявый текст»). Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы.

Чтобы пополнить словарный запас, научить краткому пересказу использую приём «Синквейн» (приём технологии критического мышления через чтение и письмо).

Применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе.