ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАК СРЕДСТВО ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Его глобальная информатизация, формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий, создают принципиально новые условия для сферы образования. Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века:
во-первых – он должен уметь самостоятельно приобретать знания;
во-вторых – должен уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;
в-третьих – работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать;
в-четвертых – самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
в-пятых – быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
В современных условиях перехода массовой школы на ФГОС главной задачей становится создание таких условий для формирования личности, которые обеспечат возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество, а так же дадут свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В современных условиях становится исключительно актуальным совершенствование учебно-воспитательной работы, ориентированной не только на знания и компетентность личности в области реализации своих прав и свобод, а также способности нести ответственность за свои деяния, но и на обращение к гражданским чувствам, духовным и нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей исторической традиции, осознающих свое место в стране и современном мире, воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.
Основой общества является личность, соблюдающая единство и согласие между всеми составляющими человеческой жизни: здоровьем, культурой, совестью и верой. Это равновесие мысли и действия является важнейшим инструментом регулирования общественных отношений. Воспитание столь необходимых гуманистических устоев неизменно проходит через формирование этико-правового мировоззрения, связывающего воедино материальные условия жизнеобеспечения личности, разумную и культурную деятельность общества с духовными идеалами.
Проблемы практической реализации школьного правового образования в этих условиях заключаются в
отсутствии доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;
укреплении в сознании школьников «бытовых» воззрений на право;
нежелании самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);
переизложении правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;
отсутствии единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.
Сегодня МБОУ СОШ №23 обладает статусом областной инновационной площадки для реализации проекта «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьников (создание модели сетевого взаимодействия школьников)». В рамках реализации этого проекта мною разработан предпрофильный курс «Права человека в свободной стране» для 9 класса. В ходе реализации этого курса активно используется проектное обучение, или «обучение через делание». Обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Ученикам 9-х классов в ходе работы над проектом предлагается разделиться на группы, где каждая выбирает предложенную в ходе «мозгового штурма» тему исследования. В результате работы ученики предлагают и вниманию одноклассников свои работы, чаще предложенные в виде презентации. Темы работ могут быть следующие:
«Права человека в международных документах»
«Права человека в нормативных документах Российской Федерации»
«Права ребёнка в документах МБОУ СОШ № 23»
«Социологический опрос по теме «Права ребёнка в МОУ СОШ № 23»
«Способы защиты нарушенных прав в нашей школе».
Слушая выступления, ребята учились находить материал, анализировать работы, учились друг у друга как лучше защищать работы, выслушивать критику, исправлять ошибки.
Особый интерес вызвал социологический опрос, проведённый в 9-х и 8-х классах, в результате которого обучающиеся пришли к выводу о необходимости активизации правовой информированности учащихся в школе, и попробовали создать свой вариант социально-правового проекта «Права ребёнка в школе», адаптированного к возрасту и условиям нашей школы. В перспективе оформление всей этой работы в блоге.
Систематическое использование проектной технологии на уроках сегодня позволяет в совершенстве овладеть ею учителем, постепенно включать в эту деятельность обучающихся. Варианты воплощения проектной технологии, которые сегодня может использовать учитель истории и обществознания таковы:
«Библиотека кабинета права (обществознания, граждановедения)». В течение полугода или года ученик (группа учащихся0 собирают материалы по определенной правовой теме, которая затрагивается в данном курсе. Например, проблема смертной казни. Источниками могут быть:
публикации в прессе;
обзоры результатов поиска в Интернете;
отрывки из литературных произведений;
записи фрагментов телепередач;
материалы проводимых дебатов;
собственные социологические опросы;
интервью авторов проекта с компетентными в данном вопросе специалистами;
история вопроса – анализ исторических произведений.
Материалы критически оцениваются, систематизируются и оформляются в виде хрестоматии по данной теме. Если подобные проекты выполняют несколько групп или параллельных классов, то обучающиеся предварительно определяют список наиболее актуальных и масштабных для исследования тем, распределяют их между собой. Итогом их деятельности становится создание в кабинете небольшой специализированной библиотеки по праву, к материалам которой будут обращаться последующие ученики, сам учитель для подготовки уроков, поиска правовых ситуаций для игр и групповых обсуждений.
«Создание учебного фильма по правовой тематике
«Ток-шоу».
«Наглядные пособия по праву».
«Словарь терминов» (Дополнение к учебнику).
Идеальной системы обучения не существует. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающими при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок с разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажными являются уровень компетентности учащихся и цели обучения. Существенным для педагога является выбор наиболее эффективного методического инструментария изучения конкретной темы.
В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащихся.
В соответствии с ФГОС особое значение предлагают уделять индивидуальным проектам. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
– сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; – способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; – способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности.
Главными принципами в образовании сегодня являются забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребёнком и их родителями по выращиванию у него средств познания и развития своих сущностных сил. Практикоориентированное образование, основанное на свободном выборе обучающегося в полной мере позволяет достигать целей, обозначенных в федеральных государственных стандартах.