Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Зеленокумска» Советского района Ставропольского края
Использование ресурсов социальных сетей
как элемент работы над повышением качества
образовательной деятельности
Выступление учителя
иностранного языка
Гавриловой Наталья Юрьевна
2015 – 2016 уч. год
На современном этапе наблюдается всесторонне массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей в обучение продолжает находиться на пике популярности. Не теряют свои позиции и интерактивные мультимедийные технологии, большинство популярных социальных сетей, взаимодействующих с миллионами образовательных сайтов: ссылки на статьи, кнопки отправки информации в социальные сети, способы комментирования и многое другое. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и ИКТ в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий качество новых результатов образования.
Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины».
На сегодняшний день сетевые сообщества представляют собой вполне обычные сообщества людей, а их исследование выделяется в отдельную область знания. Число пользователей социальных сетей определяется десятками миллионов. Кроме того, социальные сети – один из значимых элементов современного общества, а их воздействие распространяется на самые разные сферы человеческой жизни: культура, повседневная жизнь, образование, власть. Использование социальных сетей в учебном процессе обучения – это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий — самое востребованное направление в сфере образования. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.
Известно, что по данным опроса сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей интернета, большинство опрошенных (66 %) активно используют возможности социальных сетей для обучения. По данным холдинга, наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», “Twitter”, «Мой мир», Instagramm. Идентификация и присутствие на данных сайтах, отношения, общение, группы, обмен являются основными принципами социальных платформ. Кроме того, можно выделить следующие преимущества использования социального пространства в качестве учебной площадки: знакомая среда, возможность создания учебного контента и совместной работы, ведение электронных тетрадей, форумов и чатов. Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию образовательных траекторий. Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.
Сегодня в глобальной сети Интернет находятся технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения. Одной из наиболее известных является создание учебных сообществ. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона. В группе опубликовать материал мрожет каждый ее участник, но наполняемость ресурсами всегда контролируется администратором группы. Неоспоримым преимуществом является возможность создания Обсуждений, каждое из которых имеет определенную. тематику, в обсуждениях можно, к примеру, размещать аудиозаписи к конкретному учебнику или списки новых лексических единиц для конкретного класса. Ученикам удобно заходить в группу и находить нужный звуковой файл для выполнения домашнего задания (работа с текстом) или же связаться с учителем и задать вопросы, если выполнение задания вызвало затруднение. Наличие группы в соцсетях позволяет педагогу контролировать сам факт выполнения домашнего задания учениками, которые пропустили предыдущий урок, поскольку у последнего всегда есть возможность узнать домашнее задание у учителя непосредственно или у одноклассников. В разделе «Видеозаписи группы» учитель может публиковать видео-приложения к УМК или же видеосоветы к ЕГЭ или ОГЭ, публиковать ресурсы YouTube, а также любое развлекательно видео лингвистической направленность, что моет быть своего рода развлекательным моментом в учебном процессе. На «стене» группы могут быть размещены собственные публикации учителя, например, таблицы к уроку, а также публикации множества других групп, посвященных изучению иностранного языка.
Примером такой группы, созданной мною, в которую могут вступать мои ученики, коллеги и все желающие, является группа English Puffin, адрес группы; https://vk.com/englishpuffin В ней содержатся аудиоматериалы к УМК «Спотлайт», на размещение которых было получено разрешение от издательства «Просвещение». В группу выложены также аудирование к экзаменационным вариантам множества сборников, в том числе ФИПИ или «Макмиллан». В разделе «Видео сообщества» размещены 33 видеосовета по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку.
Обсуждения группы:
Ученики регулярно пользуются материалами группы для выполнения домашних заданий. А также они могут в любой момент связаться со своим учителем, ссылка на контакт которого дается в самой группе:
Разрешение на размещение материалов:
При помощи такой группы всегда есть возможность связаться с нужными учениками, дать дополнительное задание, ответить на вопросы учащихся.
Родители также могут посещать группу и использовать материалы для подготовки домашних заданий. Родительская активность и заинтересованность качеством знаний своих детей проявляться в том, что родители всегда выходят на контакт с учителем при возникновении затруднений.
Примером другой, также закрытой группы, предназначенной исключительно для моих учеников, служит группа Words, созданная для размещения новых слов к каждому конкретному уроку, а также списки слов для выбравших ЕГЭ про иностранному языку.
Обсуждения группы:
Было замечено, что после создания этих группы, ученики стали качественное готовить домашнее занятии, ставить достижимые цели на каждом этапе изучения иностранного языка. Это положительно сказалось и на атмосферу на уроке, и на способность лучше понять своих учеников.
Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.
Ценность использования социальных сетей не достаточно оценена на сегодняшний день. Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, международные обмены, самообразование и сетевую работу людей, находящихся в разных точках земного шара. В последнее время исследователи изучают новые сферы применения социальных платформ в различных направлениях деятельности человека. В ближайшее время характер социализации будет стремительно усиливаться.
Я и учащиеся моей школы намерены и далее использовать в совей работе ресурсы сети интернет.